ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2017)

Журнал: Реализация ФГОС, организация электронной информационно-образовательной среды

30 марта 2017 г.

Авторы: Маеренкова Вера Васильевна

УДК 373.5

В. В. Маеренкова

Маеренкова Вера Васильевна, учитель математики ГБОУ Самарской области «Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования № 5 с углубленным изучением отдельных предметов», «Образовательный центр „Лидер”» г. Кинеля городского округа Кинель Самарской области.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация. В статье рассматриваются особенности проблемного обучения в рамках реализации ФГОС второго поколения. Раскрываются приемы, способствующие построению урока по методу проблемного обучения.

Ключевые слова: проблемное обучение, поиск решения проблемы, требования ФГОС, проблемная ситуация, исследовательский метод.

 

Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск – одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на повышение мотивации к обучению.

Для создания проблемных ситуаций учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения [2]:

  • сталкивает противоречия в практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, с точки зрения юриста, финансиста, педагога);
  • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
  • предлагает ставить проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:

  • формирование у учеников необходимого объема знаний, умений и навыков (ЗУН);
  • развитие творческого мышления;
  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • развитие способности к самообучению;
  • формирование исследовательской активности.

Из недостатков метода можно выделить следующие:

  1. стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;
  2. требуется больше времени для усвоения нового материала (по сравнению с другими методами обучения);
  3. уроки по методу проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;
  4. метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний.

Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.

Технология проблемного обучения [3] – это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Урок по методу проблемного обучения можно подразделить на следующие разделы:

  1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.
  2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Учитель не должен указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.
  3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).
  4. Выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.
  5. Применение нового знания и рефлексия. По сути, это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.
  6. Проверка, контроль знаний.

В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов [1]:

  • Частично-поисковый, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь учителя ограничивает самостоятельность учеников, поэтому они участвуют только частично.
  • Репродуктивный метод. Уроки строятся по аналогии с образцами. Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. То же самое и с формой организации поиска: сначала приводится пример, объясняющий, что нужно делать, чтобы найти ответ на вопрос, к каким материалам обращаться и т. д.
  • Метод проблемного изложения – это наиболее пассивный метод обучения. Главная роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют роль наблюдателей.
  • Исследовательский метод – самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения – целиком самостоятельная работа учеников.

Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения – достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.

Список литературы

  1. Бейзеров, А. В. Проблемное обучение [Текст] / А. В. Бейзеров // Образование в современной школе. – 2005. – № 12. – С. 48–50.
  2. Селевко, Г. Проблемное обучение [Текст] / Г. Селевко // Школьные технологии. – 2006. – № 2. – С. 61–66.
  3. Идиатулин, В. С. Принцип проблемности в обучении [Текст] / В. С. Идиатулин // Школьные технологии. – 2010. – № 4. – С. 29–42.
PDF