ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2017)
Журнал: Реализация ФГОС, организация электронной информационно-образовательной среды
30 марта 2017 г.
Авторы: Маеренкова Вера Васильевна
УДК 373.5
В. В. Маеренкова
Маеренкова Вера Васильевна, учитель математики ГБОУ Самарской области «Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования № 5 с углубленным изучением отдельных предметов», «Образовательный центр „Лидер”» г. Кинеля городского округа Кинель Самарской области.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Аннотация. В статье рассматриваются особенности проблемного обучения в рамках реализации ФГОС второго поколения. Раскрываются приемы, способствующие построению урока по методу проблемного обучения.
Ключевые слова: проблемное обучение, поиск решения проблемы, требования ФГОС, проблемная ситуация, исследовательский метод.
Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск – одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на повышение мотивации к обучению.
Для создания проблемных ситуаций учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения [2]:
- сталкивает противоречия в практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, с точки зрения юриста, финансиста, педагога);
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
- предлагает ставить проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:
- формирование у учеников необходимого объема знаний, умений и навыков (ЗУН);
- развитие творческого мышления;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- развитие способности к самообучению;
- формирование исследовательской активности.
Из недостатков метода можно выделить следующие:
- стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;
- требуется больше времени для усвоения нового материала (по сравнению с другими методами обучения);
- уроки по методу проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;
- метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний.
Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.
Технология проблемного обучения [3] – это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Урок по методу проблемного обучения можно подразделить на следующие разделы:
- Постановка проблемной ситуации, вопроса.
- Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Учитель не должен указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.
- Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).
- Выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.
- Применение нового знания и рефлексия. По сути, это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.
- Проверка, контроль знаний.
В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов [1]:
- Частично-поисковый, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь учителя ограничивает самостоятельность учеников, поэтому они участвуют только частично.
- Репродуктивный метод. Уроки строятся по аналогии с образцами. Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. То же самое и с формой организации поиска: сначала приводится пример, объясняющий, что нужно делать, чтобы найти ответ на вопрос, к каким материалам обращаться и т. д.
- Метод проблемного изложения – это наиболее пассивный метод обучения. Главная роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют роль наблюдателей.
- Исследовательский метод – самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения – целиком самостоятельная работа учеников.
Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения – достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.
Список литературы
- Бейзеров, А. В. Проблемное обучение [Текст] / А. В. Бейзеров // Образование в современной школе. – 2005. – № 12. – С. 48–50.
- Селевко, Г. Проблемное обучение [Текст] / Г. Селевко // Школьные технологии. – 2006. – № 2. – С. 61–66.
- Идиатулин, В. С. Принцип проблемности в обучении [Текст] / В. С. Идиатулин // Школьные технологии. – 2010. – № 4. – С. 29–42.