БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПО ФИЗИКЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2017)

Журнал: Реализация ФГОС, организация электронной информационно-образовательной среды

30 марта 2017 г.

Авторы: Филиппов Сергей Михайлович

УДК 371.3:[373.5.016:53]

С. М. Филиппов

Филиппов Сергей Михайлович, учитель физики первой категории Колобковской школы, Иволгинский район, республика Бурятия.

БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПО ФИЗИКЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения результативности обучения учащихся физике. Предлагается авторская разработка блочно-модульной технологии обучения физике.

Ключевые слова: физика, блочно-модульная технология.

 

Содержание ФГОС по физике

Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  1. признание ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  2. ценность физических методов исследования живой и неживой природы;
  3. понимание сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине. Рассматриваются как формирование:
  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
  • понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
  • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Направлены на воспитание у учащихся:

  • правильного использования физической терминологии и символики;
  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения [1].

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.

Метапредметными результатами обучения физике являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.

Предметными результатами обучения физике являются:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации [1].

Авторская блочно-модульная технология по физике

На рисунке 1 представлена разработанная нами блочно-модульная технология по физике.

Обоснование применения блочно-модульной технологии в условиях ФГОС

Такое построение обучения физике дает наиболее глубокое понимание физических процессов, законов, явлений, а также понимание природы явлений, физики в целом, причинно-следственной связи между явлениями – законами – целыми теориями. Такую связь подсказывает и сама природа. (Солнышко пригрело – лед растаял, солнце выглянуло – стало светлее, это что касается видимых, ощущаемых явлений.)

При изучении невидимых явлений: процесса нагревания тел, излучения, протекания тока – необходимо пользоваться теорией и компьютерными моделями, которые позволяют более глубоко понять физический процесс или явление (рис. 2, 3, 4) (табл. 1).

Приведем пример карточки учителя и ученика с указанием оценок для 7 класса по блоку № 3 «Взаимодействие тел» (табл. 2).

На рисунке 5 представлен блок-модули для 8 класса.

Этапы изучения модуля и оценивание

  • Название блока (Виды теплопередач).

1. Обзорная лекция по блоку (основные моменты). Теоретический материал (О – оценка)

  • Актуализация знаний (на каждом занятии).

2. Опорные конспекты. (О)

3. Презентации.

4. Демонстрации.

5. Решение задач (О)

6. Лабораторные работы. (О)

7. Контрольные работы. (О)

8. Домашняя работа. (О)

  • Физкультминутка или ритмическая пауза (в зависимости от возраста). Это один из моментов здоровьесберегающей технологии.
  • Рефлексия.
  • Домашнее задание (после контрольной работы задание в меньшем объеме: обобщить изученный материал).

1 этап. Обзорная лекция

Обязательная оценка за теоретический материал (рис. 6).

Актуализация знаний проводится на каждом занятии с использованием опорных вопросов для повторений с обязательным оцениванием ответов (рис. 7).

2 этап. Опорный конспект 8 кл – (Оценка) (рис. 8, 9).

3 этап. Презентации (рис. 10)

На занятиях нами также используются интерактивные уроки «Физика. 7 класс» фирмы 1С, изданные под редакцией Н. К. Ханнановой, и электронное интерактивное приложение «Уроки физики с применением информационных технологий. 7–11 классы» издательства «Современная школа» (рис. 11).

 4 этап. Демонстрации по блоку (рис. 12).

Нами рекомендуется оформлять результаты работ в итоговой таблице (табл. 3).

5 этап. Решение задач (оценка) (рис. 13).

Алгоритм решения задач;

  1. Внимательно прочитайте задачу.
  2. Определите, к какому разделу, какой теме относится эта задача.
  3. Сделайте анализ условия задачи.
  4. Сделайте чертеж, если он необходим.
  5. Запишите в «Дано» данные задачи.
  6. Запишите величины, которые необходимо найти.
  7.  Сделайте перевод единиц измерения в систему СИ.
  8. Напишите формулы по данной задаче.
  9. Выразите искомые величины через известные величины.
  10. Сделайте вычисления и найдите искомые величины.
  11. Запишите ответ под решением задачи.
  12. Проведите анализ решения задачи и интерпретируйте ответ.

6 этап. Лабораторные работы (оценка) (рис. 14)

Во время проведения лабораторных работ используется авторский сборник, состоящий из 30 работ (рис. 15) [4].

7 этап. Контрольная работа (оценка)

Контрольные работы проводятся с использование авторского сборника контрольных работ [5] (рис. 16, 17, 18)

9 этап. Домашнее задание по модулю

В качестве примера, приведем домашнее задание по модулю «Силы в природе»: § 23–32, ОК № 7.15–7.20, Лукашик № 295, 337, 360; Перышкин № 285, 360–367.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г., № 1897) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897
  2. Перышкин, А. В. Физика. 9 класс [Текст] : учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. – Москва : Дрофа, 2014. – 319 с.
  3. Перышкин, А. В. Сборник задач по физике [Текст] / А. В. Перышкин. – Москва : Экзамен, 2017. – 192 с.
  4. Филиппов, С. М. Сборник лабораторных работ 7–9 класс. Физика [Текст] / С. М. Филиппов. – Улан-Удэ : НоваПринт, 2017. – 98 с.
  5. Филиппов, С. М. Сборник контрольных работ 7–9 класс. Физика [Текст] / С. М. Филиппов. – Улан-Удэ : НоваПринт, 2017. – 25 с.
  6. Перышкин, А. В. Рабочая тетрадь по физике [Текст] / А. В. Перышкин. – Москва : Экзамен, 2016. – 128 с.
  7. Инновационная образовательная сеть «Профессионалы» [Электронный ресурс] : электрон. изд. в сфере образования. 12+. – Режим доступа : S-p-profi.ru
  8. Сочинения. Готовые домашние задания (решебники). Афоризмы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Sonia-gold.ru
  9. Национальный акцент [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Nazaccent.ru
PDF