БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПО ФИЗИКЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2017)
Журнал: Реализация ФГОС, организация электронной информационно-образовательной среды
30 марта 2017 г.
Авторы: Филиппов Сергей Михайлович
УДК 371.3:[373.5.016:53]
С. М. Филиппов
Филиппов Сергей Михайлович, учитель физики первой категории Колобковской школы, Иволгинский район, республика Бурятия.
БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПО ФИЗИКЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения результативности обучения учащихся физике. Предлагается авторская разработка блочно-модульной технологии обучения физике.
Ключевые слова: физика, блочно-модульная технология.
Содержание ФГОС по физике
Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
- признание ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- ценность физических методов исследования живой и неживой природы;
- понимание сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине. Рассматриваются как формирование:
- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
- понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Направлены на воспитание у учащихся:
- правильного использования физической терминологии и символики;
- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения [1].
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.
Метапредметными результатами обучения физике являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.
Предметными результатами обучения физике являются:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации [1].
Авторская блочно-модульная технология по физике
На рисунке 1 представлена разработанная нами блочно-модульная технология по физике.
Обоснование применения блочно-модульной технологии в условиях ФГОС
Такое построение обучения физике дает наиболее глубокое понимание физических процессов, законов, явлений, а также понимание природы явлений, физики в целом, причинно-следственной связи между явлениями – законами – целыми теориями. Такую связь подсказывает и сама природа. (Солнышко пригрело – лед растаял, солнце выглянуло – стало светлее, это что касается видимых, ощущаемых явлений.)
При изучении невидимых явлений: процесса нагревания тел, излучения, протекания тока – необходимо пользоваться теорией и компьютерными моделями, которые позволяют более глубоко понять физический процесс или явление (рис. 2, 3, 4) (табл. 1).
Приведем пример карточки учителя и ученика с указанием оценок для 7 класса по блоку № 3 «Взаимодействие тел» (табл. 2).
На рисунке 5 представлен блок-модули для 8 класса.
Этапы изучения модуля и оценивание
- Название блока (Виды теплопередач).
1. Обзорная лекция по блоку (основные моменты). Теоретический материал (О – оценка)
- Актуализация знаний (на каждом занятии).
2. Опорные конспекты. (О)
3. Презентации.
4. Демонстрации.
5. Решение задач (О)
6. Лабораторные работы. (О)
7. Контрольные работы. (О)
8. Домашняя работа. (О)
- Физкультминутка или ритмическая пауза (в зависимости от возраста). Это один из моментов здоровьесберегающей технологии.
- Рефлексия.
- Домашнее задание (после контрольной работы задание в меньшем объеме: обобщить изученный материал).
1 этап. Обзорная лекция
Обязательная оценка за теоретический материал (рис. 6).
Актуализация знаний проводится на каждом занятии с использованием опорных вопросов для повторений с обязательным оцениванием ответов (рис. 7).
2 этап. Опорный конспект 8 кл – (Оценка) (рис. 8, 9).
3 этап. Презентации (рис. 10)
На занятиях нами также используются интерактивные уроки «Физика. 7 класс» фирмы 1С, изданные под редакцией Н. К. Ханнановой, и электронное интерактивное приложение «Уроки физики с применением информационных технологий. 7–11 классы» издательства «Современная школа» (рис. 11).
4 этап. Демонстрации по блоку (рис. 12).
Нами рекомендуется оформлять результаты работ в итоговой таблице (табл. 3).
5 этап. Решение задач (оценка) (рис. 13).
Алгоритм решения задач;
- Внимательно прочитайте задачу.
- Определите, к какому разделу, какой теме относится эта задача.
- Сделайте анализ условия задачи.
- Сделайте чертеж, если он необходим.
- Запишите в «Дано» данные задачи.
- Запишите величины, которые необходимо найти.
- Сделайте перевод единиц измерения в систему СИ.
- Напишите формулы по данной задаче.
- Выразите искомые величины через известные величины.
- Сделайте вычисления и найдите искомые величины.
- Запишите ответ под решением задачи.
- Проведите анализ решения задачи и интерпретируйте ответ.
6 этап. Лабораторные работы (оценка) (рис. 14)
Во время проведения лабораторных работ используется авторский сборник, состоящий из 30 работ (рис. 15) [4].
7 этап. Контрольная работа (оценка)
Контрольные работы проводятся с использование авторского сборника контрольных работ [5] (рис. 16, 17, 18)
9 этап. Домашнее задание по модулю
В качестве примера, приведем домашнее задание по модулю «Силы в природе»: § 23–32, ОК № 7.15–7.20, Лукашик № 295, 337, 360; Перышкин № 285, 360–367.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г., № 1897) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897
- Перышкин, А. В. Физика. 9 класс [Текст] : учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. – Москва : Дрофа, 2014. – 319 с.
- Перышкин, А. В. Сборник задач по физике [Текст] / А. В. Перышкин. – Москва : Экзамен, 2017. – 192 с.
- Филиппов, С. М. Сборник лабораторных работ 7–9 класс. Физика [Текст] / С. М. Филиппов. – Улан-Удэ : НоваПринт, 2017. – 98 с.
- Филиппов, С. М. Сборник контрольных работ 7–9 класс. Физика [Текст] / С. М. Филиппов. – Улан-Удэ : НоваПринт, 2017. – 25 с.
- Перышкин, А. В. Рабочая тетрадь по физике [Текст] / А. В. Перышкин. – Москва : Экзамен, 2016. – 128 с.
- Инновационная образовательная сеть «Профессионалы» [Электронный ресурс] : электрон. изд. в сфере образования. 12+. – Режим доступа : S-p-profi.ru
- Сочинения. Готовые домашние задания (решебники). Афоризмы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Sonia-gold.ru
- Национальный акцент [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Nazaccent.ru