ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2017)

Журнал: Реализация ФГОС, организация электронной информационно-образовательной среды

30 марта 2017 г.

Авторы: Вальтер Алла Ивановна , Старовиков Михаил Иванович

УДК 004.738.5:371.13

А. И. Вальтер, М. И. Старовиков

Вальтер Алла Ивановна, магистрант педагогического образования (информационные технологии) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Бийск.

Старовиков Михаил Иванович, доцент, канд. физ-мат. наук, док. пед. наук, профессор кафедры физики и информатики ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Бийск.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Тема, затронутая в статье, касается разработки информационного образовательного ресурса муниципального методического объединения учителей физико-математического цикла в целях поддержания и развития профессиональной компетентности педагогов.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, информационный образовательный ресурс, профессиональная компетентность педагогов.

 

Анализируя «Профессиональный стандарт. Педагог» [1], апробация которого уже ведется в ряде образовательных учреждений Алтайского края, в том числе и в базовых школах города Бийска, можно сделать вывод о том, что педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ основного и среднего общего образования предполагает владение учителем ИКТ-компетенцией: общепользовательской ИКТ-компетенцией; общепедагогической ИКТ-компетенцией; предметно-педагогической ИКТ-компетенцией (отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующую области человеческой деятельности). При этом предполагается, что учителю необходимо уметь использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся); владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

В связи с этим, возникает необходимость постоянного повышения квалификации учителя в указанных направлениях с использованием различных форм и способов обучения. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в профессиональном росте педагога важное место занимает саморазвитие и самообразование (В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, Т. И. Ильина, В. Г. Маралов, Л. М. Митина, Е. П. Милашевич и др.) В современных условиях многие педагоги выбирают виртуальные формы самообразования через участие в вебинарах, обсуждениях на форумах профессиональных сообществ имеющихся проблем и путей их разрешения, предпочитают дистанционные формы обучения.

Исходя из этого, можно сделать вывод о повышении роли официального информационного образовательного ресурса методического объединения учителей муниципалитета в совершенствовании профессиональных компетентностей педагогов. При этом предлагаемый ресурс должен отвечать требованиям законодательства и реализовывать потребности педагогов в получении своевременной достоверной информации и возможности обобщать собственный педагогический опыт, а также получать консультацию по предметным и методическим вопросам.

В целях разработки информационного образовательного ресурса методического объединения учителей физико-математического цикла города Бийска было проведено анкетирование учителей информатики на выявление актуальных профессиональных дефицитов. В анкетировании приняли участие 20 учителей из 19 образовательных учреждений города, что составляет 70 % от общего числа учителей информатики города Бийска. Основные вопросы анкеты касались тех трудностей, которые возникают у педагогов при реализации требований ФГОС ООО в 5–6 классах (а в пилотных школах в 7 классах), в частности, при проектировании уроков, при организации внеурочной деятельности обучающихся и анализе собственной педагогической деятельности.

Анализ анкет педагогов позволяет делать вывод о том, каков должен быть контент информационного ресурса муниципального методического объединения. Среди профессиональных дефицитов педагоги выделяют следующие направления:

  1. Технологии реализации системно-деятельностного подхода в образовании.
  2. Целеполагание и рефлексия на уроках системно-деятельностного типа.
  3. Формирование метапредметных компетенций обучающихся и вопросы их оценивания.
  4. Особенности организации проектной деятельности обучающихся.
  5. Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и современного оборудования на уроках в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
  6. Вопросы эффективной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации (ГИА).
  7. Психолого-педагогические особенности организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  8. Аспекты оценочной деятельности педагога в условиях ФГОС ООО.
  9. Вопросы рефлексии собственной деятельности и выявления профессиональных дефицитов педагогов в условиях введения профстандарта.

Перечень указанных вопросов позволяет говорить о востребованности виртуальной методической службы педагогами муниципалитета.

Предполагаемый результат работы педагогов с информационным образовательным ресурсом муниципального методического объединения состоит в следующем:

  • повышение ИКТ-компетентности педагогов;
  • создание условий для качественного сетевого взаимодействия педагогов;
  • повышение предметной и методической компетентности педагогов;
  • расширение спектра используемых в педагогической деятельности приемов;
  • создание условий для обобщения педагогического опыта;
  • развитие рефлексивной составляющей деятельности педагогов;
  • повышение качества образования.

Список литературы

  1. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] : приказ Мин. труда и соц. защиты Рос. Федерации от 18 окт. 2013 г. № 544н. – Режим доступа : http://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога/, свободный.
PDF