ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2017)

Журнал: ИКТ в системах образования, социально-психологическая подготовка специалиста

26 апреля 2017 г.

Авторы: Можарова Анна Эдуардовна

УДК [371.12:159-051]:004

А. Э. Можарова

Можарова Анна Эдуардовна, преподаватель кафедры ТиМПИ ФМиТЭФ НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье автор анализирует профессиональные основания для проектирования программы подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование» по профилю «психология и педагогика дошкольного образования». Приводятся основные направления профессиональной деятельности педагогов-психологов и указывается формы и методы применения программного обеспечения для улучшения результатов, приводятся названия конкретных компьютерных программ.

Ключевые слова: педагог-психолог, профессиональная подготовка, информационные технологии, профессиональная деятельность, программное обеспечение, диагностика, текстовый редактор, электронные таблицы, презентация, Интернет.

 

Образовательная программа подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование» по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования» на факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета предусматривает изучение дисциплины «Информационные технологии» на первом курсе.

Данная дисциплина направлена на формирование обще-профессиональной компетенции – ОПК-13 «способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности».

В процессе изучения дисциплины будущие педагоги дошкольного образования должны приобрести знания в области современных компьютерных технологий и программного обеспечения, применяемого при сборе, хранении, обработке, анализе информации, основных способах математической обработки информации с использованием компьютерных программ, а также способах работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; видов угроз информационной безопасности, а также методов и средств защиты от этих угроз. Эти знания, связанные с дальнейшей профессиональной деятельностью, позволят студентам получить умения и навыки использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, экспертизы программного обеспечения и его применения в связи с решаемыми профессиональными задачами, одной из которых является проектирование и разработка электронных учебных материалов. Студенты овладеют методами работы с поисковыми системами Интернета, способами работы с персональной информацией, навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения.

При проектировании рабочей программы дисциплины «Информационные технологии» мы исходили из того, что подготовка бакалавров в области информатики должна вестись в соответствии с содержанием и целями их будущей профессиональной деятельности, направления и профиля программы.

Другими словами, содержательно, данная дисциплина предполагает подготовить студентов к использованию офисного программного обеспечения для сопровождения профессиональной деятельности практического психолога, продемонстрировать преимущества и ограничения при использовании компьютерных технологий в психологической деятельности, выработать у студентов навыки работы с информационными технологиями.

Тематическое наполнение данной учебной дисциплины определялось не только теоретическими представлениями, приведенными в описании программы и образовательном стандарте, но и опытом реального использования педагогами-психологами информационных технологий, полученных в результате анализа сайтов учреждений, отчетов о прохождении практики и беседами с начинающими педагогами. В результате существенная часть программы носит практико-ориентированный характер и реализована в виде лабораторного практикума по проектированию и применению информационно-коммуникационных технологий, поиску, разработке и экспертизе цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), подбору и редактированию мультимедийного контекста для создания ЦОР.

Анализ показал, что в настоящее время информационные технологии активно используются в работе педагогов-психологов в различных направлениях. Эти направления послужили основой для формирования разделов дисциплины. Приведем их.

В методической работе это, как правило, текстовые редакторы и программы верстки (Microsoft Word, Microsoft Publisher, OpenOffice Writer, Corel Draw и др.), которые используются для подготовки раздаточного материала, бланков для психодиагностики, отчетной документации, методических и демонстрационных материалов для воспитателей, детей и родителей. Электронные таблицы (Microsoft Excel, OpenOffice Calc) обеспечивают и существенно улучшают процесс обработки результатов психодиагностики, первичного анализа полученных данных, визуализации полученной информации в виде графиков, диаграмм и схем. Электронные таблицы позволяют качественно и оперативно создавать психолого-педагогические карты для детей и автоматически заполнять их данными, полученными в результате диагностики. По мнению опытных психологов, электронные таблицы можно использовать при планировании профессиональной деятельности и ведении текущей отчетности («Электронный журнал педагога-психолога»). Программы для создания презентаций (Microsoft PowerPoint, OpenOffice Impress) – базовое средство сопровождения занятий, бесед и собраний с дошкольниками, воспитателями и родителями, а также инструмент просветительской работы педагога-психолога.

В профилактической и коррекционно-развивающей работе с применением информационных технологий педагоги-психологи используют возможности использования на занятиях разнообразных компьютерных развивающих игр, направленных на тренировку памяти, внимания, мышления.

Игры для дошкольников характеризуются тремя взаимосвязанными компонентами: активное познание окружающего мира; поэтапное усвоение усложняющихся игровых стратегий и игровых задач; динамическое изменение предметно-знаковой среды на экране монитора – и могут быть объединены в следующие группы: сюжетно-режиссерские игры (развивают воображение, побуждают к общению со сверстниками и взрослыми, к коллективным действиям, способствуют развитию и коррекции речи, обеспечивают поддержку обучения языку); игры выстраивания последовательностей (развивают логическое мышление, формируют понимание причинно-следственных связей процессов и явлений, в том числе коммуникативных, учат принятию решений в нестандартных языковых ситуациях и объяснять свои действия); игры-конструкторы (формируют психические функции у ребенка, связанные с целеполаганием, сенсорным развитием, мысленным созданием новых объектов из предложенных элементов, способствуют развитию воображения, фантазии, целеполагания, творческой активности, формируют умение самостоятельно достигать цели и объяснять вслух свои действия другим игрокам); игры-классификаторы (способствуют развитию у детей механизмов ассоциации, классификации и систематизации объектов по одному и нескольким признакам); игры диагностического характера (дают возможность оперативной диагностики и тренинга различных видов памяти, внимания и понимания, позволяют выполнить качественный анализ творческих способностей ребенка, помогают оценить готовность детей к поступлению в детский сад, к обучению в школе).

При работе с коллегами и осуществлении своего становления в профессиональной сфере начинающие педагоги-психологи сталкиваются с необходимостью создания своего блога, личного интернет-сайта, участия в сетевых профессиональных сообществах, чатах и on-line конференциях. Они активно используют информационный контент интернет-пространства (www.doshkolnik.ru, www.maaam.ru, www.nsportal.ru, www.dohcolonoc.ru и другие), испытывают необходимость в профессиональных коммуникациях с коллегами с помощью электронной почты, мессенжеров и видеоконференцсвязи.

Информационные технологии, используемые при работе с педагогами и родителями, позволяют создавать памятки, буклеты, проспекты, фотогаллерей, содержащие материалы о развитии, обучении и воспитании детей. Данные материалы могут быть напечатаны на принтере, изготовлены на полиграфическом оборудовании, либо размещены в Интернете.

Таким образом, использование педагогами-психологами информационно-коммуникационных технологий является фактором их профессионального становления, их профессиональной эффективности, а также условием сохранения психического здоровья детей благодаря решению следующих задач профессиональной деятельности: развитие психофизиологических функций, обеспечение готовности к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

На основе данных направлений была разработана рабочая программа дисциплины, проведено тематическое планирование, подобрано учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся, сформированы фонд оценочных средств, контрольные задания и материалы тестового контроля. Также были подобраны ресурсы Интернета, необходимые для освоения дисциплины, и подготовлены методические указания для студентов с перечнем информационных технологий и программного обеспечения.

Программа дисциплины была согласована с руководителями дошкольных образовательных учреждений и прошла двукратную апробацию и обновления, связанные с улучшением результатов обучения.

Студенты также проявили высокий уровень удовлетворенности освоением дисциплины – 96 %.

В дальнейшей образовательной практике мы планируем усовершенствовать образовательный процесс за счет привлечения дополнительного компьютерного обеспечения и провести обучение по программе в других образовательных учреждениях региона.

Список литературы

  1. Можаров, М. С. Медиакомпетентность будущего учителя как необходимое условие его продуктивной творческой активности [Текст] / М. С. Можаров, А. Э. Можарова // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 10. – С. 75.
  2. Веряев, А. А. Изменение роли медиаобразования в современных социокультурных условиях [Текст] / А. А. Веряев, А. Э. Можарова // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 4. – С. 227–230.
PDF