ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2017)
Журнал: ИКТ в системах образования, социально-психологическая подготовка специалиста
26 апреля 2017 г.
Авторы: Конюхова Екатерина Тимофеевна , Починок Светлана Андреевна
УДК 159.923+316.62
С. А. Починок, Е. Т. Конюхова
Починок Светлана Андреевна, студентка 2 курса ФМиТЭФ, группы Инп-15-01 НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.
Конюхова Екатерина Тимофеевна, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Автором рассмотрены стратегии поведения личности как совокупность осознанных и неосознанных отношений и социально значимых действий человека в конфликтной ситуации.
Ключевые слова: конфликт, личность, стратегии поведения.
Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием, самосознанием и индивидуальными особенностями проявления себя в конфликтных ситуациях. Современная психология определяет конфликт как «острое столкновение противоположных позиций в процессе взаимодействия людей». Поведение личности в конфликтных ситуациях – совокупность осознанных отношений и социально значимых действий человека, обусловленных занимаемой позицией, социальным статусом, социальной ролью. При этом, каждый человек придерживается своей стратегии поведения.
Цель исследования: изучить особенности поведения личности студента в конфликтных ситуациях.
Объект исследования: группы студентов ФМиТЭФ МИ-15-1 и Ин-15-1.
Предмет исследования: особенности поведения каждого студента в конфликтных ситуациях.
В работе использован тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации [1]. Студентам было предложено 30 вопросов из методики с двумя вариантами утверждений (А, В), из которых было необходимо выбрать один, в большей степени соответствующий своему взгляду и мнению о себе. Каждый из вопросов определяет поведение человека в предложенной ситуации по пяти стратегиям: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
В результате исследования было выявлено, что большая часть студентов (25 %) склонна к компромиссу, это характеризуется снятием противоречия на основе взаимных уступок, а также принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Есть вероятность того, что через некоторое время могут появиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность «половинчатыми решениями». Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема осталась неразрешенной.
В равной степени студенты (21 %), склонны к приспособлению и избеганию. Для тех, кто придерживается стратегии «избегание», характерно уклонение от разрешения конфликта, его игнорирование. Эта стратегия может быть уместна, если ситуация разрешится сама собой, и если сейчас нет условий для эффективного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся. Те, кто придерживается стратегии «приспособление», действуют совместно с кем-либо, уступают другому и не пытаются отстаивать собственные интересы, приносят их в жертву ради интересов противоположной стороны. «Приспособленецы» стараются не допустить проявления признаков конфликта, призывая к солидарности. При этом часто игнорируется проблема, лежащая в основе конфликта. Поскольку отрицательные эмоции не выплескиваются, а накапливаются, рано или поздно нерешенная проблема и накопившиеся отрицательные эмоции могут привести к дисфункциональному конфликту.
19 % студентов придерживаются стратегии «сотрудничество», что предполагает совместное решение проблемы, породившей конфликт. При этой стратегии респонденты признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти решение проблемы и приемлемый для всех выход.
Среди испытуемых 14 % придерживаются стратегии «соперничество», что говорит о стремлении личности добиться своего, отстоять собственную позицию и точку зрения, заставить окружающих принять именно это видение решения проблемы и при этом игнорировать мнения других.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что не всегда следует придерживаться только одной стратегии, нужно использовать ту или иную стратегию в зависимости от ситуации, при этом не ущемляя ни своего мнения, ни мнения противника.
Список литературы
- Тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации [Электронный ресурс] // Психология счастливой жизни. – Режим доступа : http://psycabi.net/testy/193-oprosnik-k-tomasa-na-povedenie-v-konfliktnoj-situatsii-test-tomasa