ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВАХ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Раздел: ИКТ в образовании и методика преподавания информатики

Журнал: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов

31 мая 2017 г.

Авторы: Лебедева А. Н.

УДК 004.373.155.9

А. Н. Лебедева

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВАХ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития познавательной активности младших школьников на основе использования электронного учебника по учебному курсу «Окружающий мир».

 

Проблема развития познавательной активности школьников всегда интересовала педагогов. В свое время Сократ обучал слушателей логически мыслить, находить истину, через размышление. Эта проблема и на сегодняшний день остаётся актуальной, поскольку главные задачи, поставленные перед школой, решаются в процессе учения. Именно школе поручено подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.

Актуальность, недостаточная разработанность и практическая значимость проблемы определили выбор темы исследования.

Цель исследования: выявить, научно обосновать и проверить экспериментально педагогические условия развития познавательной активности младших школьников путем применения занимательности в информационных средствах в процессе изучения окружающего мира.

Объект исследования: развитие познавательной активности младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия развития познавательной активности младших школьников путем применения занимательности в информационных средствах в процессе изучения окружающего мира.

Проблеме развития познавательной активности детей младшего школьного возраста посвящены труды многих ученых-педагогов и психологов (Г. И. Щукиной, Л. П. Аристовой, М. А. Данилова, П. И. Пидкасистого, Б. Г. Ананьевой, Т. И. Шамовой и др.).

Л. П. Аристова, рассматривает познавательную активность как проявление преобразующего, творческого отношения школьника к объектам его познания и выделяет такие компоненты как избирательный подход к объектам познания, целеполагание, постановка задач, которые надо решать [2].

Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые таланты, которыми он обладает. Особенно благоприятной почвой для развития познавательной активности можно считать уроки по окружающему миру. Учитель начальных классов О. Е. Анохина [1] считает важнейшими предпосылками познавательной деятельности – интерес и внимание. Каждый учитель ставит перед собой задачи активизации познавательной деятельности и активизации внимания учащихся. В решении этих задач на уроках окружающего мира помогают различные формы и методы организации работы с учащимися.

При изучении курса окружающий мир эффективным будет применение информационных технологий в форме: фото или видео фиксации экскурсий и полевых практик; представление нового материала в виде презентации; использование электронных учебников, тестов и обучающих программ. Включая в учебный процесс наглядные, занимательные, а самое главное эффективные формы работы с младшими школьниками, позволит познавательной активности ребенка проявиться во всех направлениях учебной деятельности.

В качестве занимательности в информационных средствах, которые мы можем использовать на уроках по окружающему миру, рассматриваются: нестандартные вопросы; занимательные факты; загадки; упражнения; игры.

Перечисленные виды занимательности можно применять в разных информационных средствах. Например, в таких как: презентация; видеофильм; электронный учебник; обучающие компьютерные игры; система оперативного общения (используется для беседы или опроса); электронные тесты.

Рассмотрим использование электронных учебников с занимательным материалом на уроках по окружающему миру.

Электронный учебник значительно облегчает учебный процесс и помогает разнообразить его. Так как в нем сочетаются: лекционный материал, практические работы, наглядные пособия и контрольные (тестовые) проверочные работы. Также использование электронных учебников позволит развивать интерес к предметам изучения, следовательно, повысит уровень познавательной активности младших школьников.

Подбирая материал для электронного учебника по окружающему миру, как и для любого предмета, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников, в том числе их склонность к технологиям, основанным на играх [3].

С целью повышения уровня познавательной активности учащихся были использованы электронные учебники по окружающему миру в процессе организации педагогического эксперимента, проходившего в течение января-февраля 2016-2017 учебного года на базе 3 класса МБОУ «Лицей № 34» города Новокузнецк Кемеровской области. В процессе эксперимента были проведены уроки окружающего мира по следующим темам: «Вода и ее свойства», «Экосистема озера», «Родная природа», «Удивительный живой мир» и др. В процессе организации уроков мы заметили большую активность учащихся. Многие дети рассказывали дома своим родителям о необычном использовании компьютера на уроке окружающего мира. Ученики с нетерпением ждали следующего урока. У детей повысился интерес к предмету «Окружающий мир» и к школе в целом.

После проведения формирующего этапа эксперимента был проведен сравнительный анализ исходного и итогового уровня познавательной активности учащихся экспериментального класса, который позволил сделать следующие выводы: в целом уровень познавательной активности третьеклассников повысился. Причиной повышения уровня стал формирующий эксперимент, в ходе которого были реализованы наиболее эффективные методы и приемы использования занимательности в электронных учебниках по окружающему миру (рис.).

Сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента показывает, что в среднем высокий уровень познавательной активности учащихся увеличился на 26,7 %, средний уровень уменьшился на 6,7 %, а низкий уровень уменьшился на 20 %. Данные показатели позволяют отметить позитивную динамику в повышении уровня познавательной активности учащихся экспериментального класса.

Список литературы

  1. Анохина, О. Е. Активизация познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках окружающего мира [Текст] / О. Е. Анохина // Начальная школа. – 2012. – №12. – С. 53–55.
  2. Аристова, Л. П. Активность учения школьника [Текст] / Л. П. Аристова. – М.: Просвещение, 1968. – 138 с.
  3. Сабыров, Б. Е. Компьютерное обучение предмету «окружающий мир» [Электронный ресурс] / Б. Е. Сабыров // Начальная школа. – 2011. – №11. – С. 22–24. – Режим доступа: http://n-shkola.ru/archive/viewarticle/1318

Научный руководитель старший преподаватель кафедры ТиМПИ
Можарова А. Э.

PDF