ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ» В 7 КЛАССЕ

Раздел: Математика и методика обучения математике

Журнал: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов

31 мая 2017 г.

Авторы: Воробьева О. Ю.

УДК 372.851

О. Ю. Воробьева

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ» В 7 КЛАССЕ

Аннотация. В работе показывается, какие универсальные учебные действия формируются при изучении систем линейных уравнений в 7 классе.

 

Образовательными и воспитательными целями при обучении учащихся 7 класса теме «Системы линейных уравнений» являются: продолжение формирования представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики; продолжение овладения математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественных дисциплин; раскрытие конструктивной природы математических понятий; построение системы математических правил на основе логической связи их между собой; раскрытие операционного состава единого математического приема неполной индукции, используемого при доказательстве основного содержания изучаемой темы; воспитание средствами математики культуры личности; понимание значимости математики для научно-технического прогресса; отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики [1].

Основной учебной задачей при изучении темы «Системы линейных уравнений» является формирование понятий: линейное уравнение; решение уравнения; равносильные уравнения; свойства уравнений; график уравнения; решение системы уравнений; способ подстановки; способ сложения.

Формируемые универсальные учебные действия при изучении данной темы:

  • познавательные: организация самостоятельного формулирования познавательной цели; поиск и выделение информации для достижения целей урока; анализ и определение понятия: «линейное уравнение с двумя переменными», «решение уравнения с двумя переменными», «график уравнения с двумя переменными», «решение системы уравнений с двумя переменными», «способ подстановки», «способ сложения»; формирование умений решать системы уравнений графическим методом, методом подстановки и методом алгебраического сложения; анализ решение задач из учебника, обобщение их решении; выявление новых правил преобразования, используя учебник;
  • регулятивные: развитие целеполагания – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно о линейных уравнениях; планирования – составление плана и последовательности действий; развитие у учащихся логического мышления и аналитических умений; развитие способности к мобилизации сил, энергии и преодолению препятствий; умение обрабатывать информацию; умение работать по алгоритму и выбирать способы решения систем уравнений в зависимости от условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • коммуникативные и личностные: воспитание навыков контроля и самоконтроля; развитие коммуникативных навыков при работе в парах, определение функций участников; развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли грамотным математическим языком; проявление воли и настойчивости для достижения конечных результатов; выработка уверенности во взаимоотношениях с людьми; формировать навыки самостоятельной работы и самооценки знаний.

Пример. По тропинке вдоль кустов шло 11 хвостов. Сосчитать я также смог, что шагало 30 ног. Это вместе шли куда-то петухи и поросята. А теперь вопрос таков: сколько было петухов? И узнать я был бы рад, сколько было поросят?

При решении составляется система из двух линейных уравнений на основе условий задачи: .

Затем предлагается 1 ряду решить данную систему уравнений способом подстановки; 2 ряду – способом сложения; 3 ряду – графическим способом.

Формируемые универсальные учебные действия при выполнении задания: личностные: самоопределение, смыслообразование; регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы; коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.

Список литературы

  1. Битянова, М. Р. Развитие универсальных учебных действий в школе [Текст] / М. Р. Битянова, Т. В. Беглова, Т. В. Меркулова // Библиотека журнала директора школы. Педагогика. – № 5, 2015.
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий [Текст] / Под ред. А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой. – М/: Просвещение, 2010. – 160 с.

Научный руководитель: канд. пед. наук
Долматова Т. А.

PDF