ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Раздел: Материалы II Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2018)

Журнал: Опыт реализации ФГОС нового поколения

22 марта 2018 г.

Авторы: Крутолапова Надежда Викторовна

УДК [373.5:371.398]:398

Н. В. Крутолапова

N. V. Krutolapova

Крутолапова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия № 24, г. Междуреченск.

Krutolapova Nadezhda Viktorovna, the teacher of Russian language and literature, Gymnasium 24, Mezhdurechensk.

ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

FAMILIARIZING STUDENTS TO NATIONAL CULTURE IN THE CLASSROOM EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация. Статья посвящена проблеме приобщения школьников к основам народной культуры путём проведения фольклорных праздников, знакомства с основами русского традиционного мировоззрения на занятиях курса внеурочной занятости «Народная культура Руси». Приводятся некоторые элементы сценариев народных праздников, обосновывается значимость обращения к народным истокам.

Annotation. The article is devoted to the introduction of pupils into the basics of the national culture through the holding of folk celebrations, the meeting with of traditional Russian worldview at extra cours «Folk culture of Russia». There are some script elements of national holidays, the importance of the appeal to folk sources is explained.

Ключевые слова: воспитание, народная культура, фольклорный праздник, внеурочная деятельность, традиции.

Keywords: education, folk culture, folk festival, extra course activities, traditions.

 

Современные подростки растут людьми, не знающими основ народной культуры. Они интересуются западной музыкой, отдают предпочтение иностранной литературе. Молодые мамы не поют своим детям колыбельные песни. Всё большее влияние на сознание молодого поколения оказывает телевизор и Интернет. Молодые люди редко видят своих родителей, которые большую часть своего времени проводят на работе. Теряется связь поколений. Молодёжь не желает прислушиваться к советам родителей, ориентируется на западные нормы поведения, рекламируемые средствами массовой информации.

По нашему мнению, обращение к народной культуре позволит заполнить эту пропасть отчуждения, познакомит учащихся с мировоззрением наших предков, научит понимать законы природы, откроет перед подростками мир русской традиционной культуры, научит задавать вопросы и искать на них ответы. Каждый человек рано или поздно спрашивает себя: «Кто я такой?», «Кто были мои предки?», «Чем они интересовались?», «Во что верили?». Представления русского народа, переданные через произведения фольклора, помогут подрастающему поколению осознать свою национальную принадлежность, понимать смысл обычаев и традиций русского народа, уважать представления наших предков.

Новые федеральные стандарты требуют воспитывать обучающихся как людей, «любящих свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции» [4]. Человек, знающий исторические корни, гордится своей страной, является патриотом Отчизны, ценит себя как личность. Поэтому важно приобщать учащихся к народной культуре. Мы реализуем курс внеурочной деятельности «Народная культура Руси» в гимназии 24 города Междуреченска с 2015 года для обучающихся 6-8 классов.

На занятиях курса внеурочной деятельности «Народная культура Руси» ученики знакомятся с взглядами наших предков на мироустройство, рассматривают основные качества русского народа, такие как доброта, душевность, гостеприимство, бескорыстие, готовность к союзничеству, ощущают гордость за свой народ, возможность отстоять идеалы предков, чёткая нравственная позиция и духовная чистота. Ребята узнают славянских богов, их связь с силами природы, верования славян. Школьники уясняют уклад и образ жизни наших предков, понимают, насколько важны были раньше такие понятия, как труд, верность, уважение к старшим. Мы обращаем внимание на такие важные разграничения в русской культуре, как отношение к мужчине и женщине, их роль и место в славянском обществе, рассматриваем обустройство дома и элементы народного костюма. «Невозможно судить даже о таких, казалось бы, сугубо материальных предметах, как украшения и оружие, не имея понятия о сложном комплексе верований, определявших изготовление и применение вещи. Вот и получается: отмахиваясь от язычества, мы тем самым лишаем себя столь необходимых ключей к пониманию мира наших предков – и духовного, и материального» [1].

Одной из эффективных форм приобщения обучающихся к народной культуре является проведение праздников. Вся жизнь русского человека была связана с календарным циклом. Периоды интенсивного труда сменялись временем отдыха. После сбора урожая или подготовки к значимым занятиям наступало время для веселия и игр. Народные праздники назначались на четыре важные даты: день осеннего и весеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния. Какие же это праздники? «Это – Святки с праздничным столом, колядованием, ряжением, гаданием, далее – Масленица со встречей и проводами её, блинами и разнообразными увеселениями, Встреча весны с пением весенних песен и изготовлением из теста жаворонков, затем – Русальная неделя и так называемый «Семик», праздник, предшествовавший Троице и сопровождавшийся обрядами завивания берёзок и другие…» [3].

Нами разработаны и проведены праздники «Святки», «Народные посиделки», «Встреча весны», «Русские богатыри». Мы обращались к таким жанрам фольклора, как загадки, пословицы, небылицы, народный театр, шутки, песни. Через игровую атмосферу праздника дети погружаются в народную культуру, постигают основы народного творчества. Молодым людям становятся понятными взгляды их предков, они начинают понимать, чем обусловлено то или иное обрядовое действие, чувствовать энергию хоровода и волшебство народных игр.

В каждом празднике, проводимом нами с ребятами, мы обращаемся к обрядам русского народа. Например, в празднике «Святки» мы используем такую обрядовую форму, как колядование. Участники курса «Народная культура Руси» разучивали колядки, щедровки, приобщались к традиции величания хозяев, пожелания им благополучия, богатства, достатка.

Щедрый вечер, богатый вечер,
Все дома, дома.
Сам господин Шубочки шьёт.
Шуба новая, соболёвая,
Опоясочка щелковая.
Здравствуйте, с праздничком,
Дайте нам по пирожку.

На празднике в гости к школьникам приходил Коляда, бог нарождающегося солнца. После зимнего солнцестояния день начинает увеличиваться, а Коляда-солнце расти. Колядовщики – это дети, сопровождавшие Коляду. Поэтому так радушно принимали хозяева гостей с колядками.

При проведении праздника «Встреча весны» обучающиеся разучивают и проводят обряд завивания берёзки. Девочки украшают берёзку лентами и бусами, обещают дружить друг с другом и не ссориться.

Берёзонька кудрявая,
кудрявая, моложавая,
Под тобою, берёзонька,
Всё не так цветёт,
Под тобою, берёзонька,
Не огонь горит.
Красны-девушки –
в хороводе стоят
про тебя стоят, берёзонька,
Все песни поют.

«Хороводы сопровождаются особыми обрядами, посвящёнными «берёзке-берёзоньке», которой воздаются особые почести – вероятно, как живому олицетворению древней богини Весны» [2].

Праздник надолго остаётся в памяти участников, как тех, что проводили мероприятие, так и участников. Радость от встречи с родными играми, песнями, мотивами переполняет сердца ребят. Приподнятое настроение ещё долго сопровождает участников праздника. У школьников возникает устойчивый интерес к родной культуре, уважение к верованиям предков, гордость за свой народ.

Список литературы

  1. Семёнова, М. Мы – славяне. [Текст] / М. Семёнова. – СПб.: Азбука, 1998. – 560 с.
  2. Панкеев, И. А. Русские праздники. [Текст] / И. А. Панкеев. – М.: Яуза, 1998. – 256 с.
  3. Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования). [Текст] / В. Я. Пропп. – СПб.: Терра-Азбука,1995. – 176 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения 20.01.2018)
PDF