ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ПЯТОМ КЛАССЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ

Раздел: Материалы II Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2018)

Журнал: Применение информационно-коммуникационных технологий в современном образовании

26 апреля 2018 г.

Авторы: Кудрин Михаил Михайлович

УДК 373.5.016:004

М. М. Кудрин

M. M. Kudrin

Кудрин Михаил Михайлович, учитель информатики первой квалификационной категории, МБОУ «Гимназия», г. Лесосибирск.

Kudrin Mikhail Mikhailovich, the teacher of the first qualification category, MBOU «Gymnasium», Lesosibirsk.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ПЯТОМ КЛАССЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ

COGNITIVE ACTIVITY IN SCIENCE LESSONS IN FIFTH GRADE AS A MEANS OF FORMATION OF INDEPENDENT CREATIVE ACTIVITY OF THE LEARNERS

Аннотация. В данной статье рассмотрена познавательная деятельность как одна из форм формирования самостоятельной творческой деятельности на уроках информатики в 5-ом классе. Показано, как использование элементов развивающего обучения существенно повышает познавательную активность обучающихся. Как активизировать познавательную деятельность на занятии, используя компьютер для изучения программного материала и последующего применения его на практике. На основе анализа опыта работы выявлено, что использование различных способов обучения необходимо, так как, формируя познавательный интерес, они активизируют мышление и самостоятельную творческую деятельность обучаемых.

Annotation. This article describes the cognitive activity as one of forms of formation of independent creative activity in science lessons in 5th grade. It is shown how the use of elements of developmental education significantly increases cognitive activity of students. How to enhance cognitive activity in class using the computer to learn the program material and apply it in practice. Based on the analysis of the experience revealed that the use of different ways of learning is necessary, as forming cognitive interest, they stimulate thinking and independent creative activities of the students.

Ключевые слова: познавательная деятельность, активное обучение, нетрадиционные формы уроков, компьютерные технологии.

Keywords: cognitive activity, active learning, non-traditional forms of lessons, computer technology.

 

Мотивом для изучения предмета информатики у современного ученика выступает интерес к компьютерным технологиям. Постепенно компьютер для большинства детей становится обычным бытовым прибором, и с этим теряется мотивация изучения информатики как учебной дисциплины. Именно поэтому учитель должен направить все усилия на развитие познавательного интереса изучения обучающимися теоретической и практической информатики. В обучении информатике на уроках необходимо создавать атмосферу, помогающую обучающимся максимально полно раскрыть свои способности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок привлекательным и неповторимым. В статье 47 (п. 3) Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что учитель имеет «право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения, и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса…» Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к педагогу. Чтобы им соответствовать, педагогу необходимо ежедневно работать над собой, над совершенствованием методов, форм, приемов работы, осваивать новые педагогические технологии, современные компьютерные программы, а также привлекать обучающихся к самостоятельной творческой деятельности [1].

Одной из форм формирования самостоятельной творческой деятельности является познавательная деятельность на уроках.

Познавательная деятельность на уроках организуется как с помощью различных форм уроков, так и посредством использования различных методов и приёмов. Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью него можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно разрешимых в традиционном обучении.

Использование элементов развивающего обучения существенно повышает познавательную активность обучающихся. Для активизации познавательной деятельности на занятии я стараюсь использовать компьютер для изучения программного материала и последующего применения его на практике.

На своих уроках для повышения мотивации и познавательного интереса я часто создаю проблемную ситуацию с обязательным позитивным финалом («Вы можете!», «Вы справитесь!», «Я верю в ваши силы» и т. д.), использую поощрение, одобрение в своём поведении.

Активизации познавательной деятельности, по моему мнению, способствуют такие упражнения, которые направлены на развитие творческих способностей детей. Я обучаю сравнивать и наблюдать, выражать мысли словами, рисунками, эпитетами; подбирать слова, фразы, образы; обучаю детей создавать видео-презентации, составлять и разгадывать кроссворды, обрабатывать звуковую, графическую информацию и т. д.

Так, при изучении графического редактора «Сorel Draw», стараюсь больше использовать творческие задания, например, из фрагментов создать картинку; создать рисунок путём копирования элементов, используя «метод координат». Творческие задания эффективно применяю и при изучении программы Microsoft Word. Например, составить предложение с помощью объекта «символ» на тему «Современная наука информатика»; по данной алгоритмической конструкции придумать несколько предложений; по образцу нарисовать картинку, используя объект «фигуры», и раскрасить; создать красивый титульный лист для реферата или создать газетную страницу с рисунком. При изучении темы «Информационная модель объекта» даю задание: нарисовать компьютер будущего.

Я часто задумывался над вопросом, какие формы урока применимы на занятиях по информатике. И понял, что наиболее плодотворными являются нетрадиционные формы проведения уроков. Они очень оживляют учебную деятельность, а, значит, и способствует развитию познавательных способностей. Каким бы ни был нетрадиционный урок: урок-путешествие по виртуальным компьютерным музеям, урок-викторина в форме телевизионной игры «100 к 1», урок-исследование хакеров – ведущим приемом здесь является ситуация игры и поиска. Эти уроки отвечают возрастным возможностям детей и вдохновляют на новые открытия.

Игровая деятельность на уроке создает обстановку, когда обучающиеся хотят и могут проявлять свою самостоятельность. У них продолжают развиваться навыки самоконтроля и самооценки.

Уже в пятом классе при организации самостоятельной работы настраиваю детей не спешить выполнять учебное задание, стараюсь приучать сначала планировать ход его выполнения, а затем спрогнозировать результат. Примером организации такой работы является самостоятельная работа вариативного характера, работа в баллах, когда среди нескольких предложенных заданий у ученика есть возможность самостоятельно выбрать посильные, что в свою очередь стимулирует обучающихся к выбору задания высокого уровня сложности.

Игры развивающего характера способствуют развитию памяти, логического мышления, так в игре «лото» обучающиеся должны на лист с вопросами в виде таблицы положить соответствующую картинку, например, «устройства ввода – сканер», «устройства вывода – принтер» и т. д. При изучении темы «Файлы и папки» использую игру «найди записку»: каждый ученик создаёт свой документ и прячет его в какой-то папке, а в записке пишет путь поиска. Обучающиеся меняются записками и ищут файл по указанному пути.

Полюбилась и мне, и моим ребятам проектная деятельность, которая также способствует развитию креативного мышления, фантазии, воображения, формирует интерес к окружающему миру, искусству. Эта деятельность привлекает детей, многие из них открывают в себе необыкновенные способности к видеомонтажу, компьютерному моделированию, 3D рисованию и т.д.

Урок-экскурсия является значимым для детей, т. к. носит поисковый характер и позволяет организовать работу в группах. Такой урок удобно проводить при изучении темы «История развития компьютерной техники»: заранее класс разбивается на группы, каждой группе даётся одно поколение ЭВМ, затем на уроке каждая группа «защищает» своё поколение.

Урок-семинар «Почему так называют?» (про антивирусные программы) посвящён названию антивирусных программ и их работе, этот урок способствует углублению знаний, где в заключении обучающиеся должны написать небольшой рассказ об антивирусах, установленных на домашних компьютерах.

Огромное удовольствие вызывает работа исследовательского характера «Генеалогическое древо моей семьи», которая заключается не только в том, чтобы собрать и систематизировать материал об истории своей семьи, но и представить его в удобном для восприятия виде.

Применяя разнообразные методы и приемы, направленные на развитие познавательных способностей детей, я стараюсь планировать свою работу с учетом сохранения и укрепления их здоровья. Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий, в основу которых положены идеи о взаимосвязи умственной и физической деятельности и развивающего обучения. Прежде всего, это организация на уроках физкультминуток.

Проверочные работы провожу и в форме тестов на компьютере, и кроссвордов, и ребусов. Так же на уроках для закрепления изученного материала использую задания из электронных тетрадей (выбери нужную кнопку, укажи лишний предмет, продолжи фразу, выполни алгоритм, действия, команды и т. д.). Задания обучающиеся выполняют с интересом, т. к. приходится работать за компьютером.

Занимательным и наглядным является урок – соревнование по созданию презентаций, например, по теме «Инновационные технологии будущего», «Моя будущая профессия» и т.д.

Внеклассная работа дает возможность обучающимся самореализоваться, проявить активность, показать свои знания. Мои обучающиеся постоянно участвуют в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, как местного, регионального очного и заочного уровней, так и международного дистанционного.

Хочется отметить, что немаловажную роль в современном уроке играют приемы развития познавательной активности. Я отдаю предпочтение нескольким из них:

  1. Отсроченная отгадка. В начале урока предлагаю обучающимся загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик понимания) будет открыта в процессе работы над новой темой.
  2. Опрос – кроссворд. Ученики заполняют кроссворд по изучаемой теме (подготавливаю заранее сам); «высшим пилотажем» можно назвать ситуацию, когда часть понятий кроссворда «готовит» новую тему.
  3. Поисковые и эвристические ситуации. Например, «проблемный диалог», когда, обсуждая предложенную мною формулировку темы урока, школьники прогнозируют ее содержание. Часто при представлении идей рождаются новые предложения, которые тут же включаются в обсуждение.
  4. Ролевые ситуации. Школьники могут подключаться к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников, то есть брать на себя роль «эксперта» (только необходимо вооружить «экспертов» требованиями к оцениванию ответов, чтобы не возникло существенных разногласий).

У младших школьников отношение к учебному предмету очень зависит от того, как они относятся к учителю, какие получают отметки и как учитель относится к ним. Необходимо учитывать, что каждый новый предмет, курс (в гимназии информатика начинается с 5 класса) всегда вызывает интерес у обучающихся. Сохранится ли этот интерес, будет ли он развиваться, зависит, прежде всего, от учителя. Его педагогическое мастерство определяет многое: будет ли обучающийся работать на уроке или заниматься собственными делами, добросовестно готовить домашние задания или бездельничать, стараться понять материал и знать больше или довольствоваться минимумом для того лишь, чтобы получить желаемую отметку. Применяя различные формы урочной учебной деятельности, этот интерес можно не только поддерживать, но и подводить обучающихся к исследовательской деятельности.

Подводя общую черту, хочется отметить, что для современного школьника урок информатики является одним из наиболее востребованных. Поэтому разнообразие, творческий характер, перспективность деятельности расширяют и углубляют познавательные интересы обучающихся. Использование различных способов обучения целесообразно, так как, формируя познавательный интерес, они активизируют мышление и самостоятельную творческую деятельность обучаемых.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации».
PDF