«ТЕХНОЛОГИЯ» В РОДОСЛОВНОЙ СЕМЕЙНЫХ ПРОФЕССИЙ

Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

Журнал: Материалы XII Международной научно-практической конференции

31 мая 2018 г.

Авторы: Чикваидзе Л. М. , Какабадзе З. О.

УДК 371

Л. М. Чикваидзе, З. О. Какабадзе

L. M. Chikvaidze, Z. O. Kakabadze

Чикваидзе Ламара Михайловна,док. пед. наук, профессор, Государственный университет Ильи, г. Тбилиси, Грузия.

Какабадзе Зураб Отарович, Грузинская национальная федерация гандбола г. Тбилиси, Грузия.

Chikvaidze Lamara Mikhailovna, ILIA STATE UNIVERSITY, Tbilisi, Georgia.

Kakabadze Z. O., GEORGIAN NATIONAL HANDBALL FEDERATION, Tbilisi, Georgia.

«ТЕХНОЛОГИЯ» В РОДОСЛОВНОЙ СЕМЕЙНЫХ ПРОФЕССИЙ

«TECHNOLOGY» IN THE PARENTAGE FAMILY PROFESSIONS

Аннотация. В статье рассматривается проблема сохранности у молодежи чувства привязанности к «родовому гнезду» и желания заниматься родовыми ремеслами. Предлагается решение этой проблемы с помощью предмета «Технология» и организации допрофессиональной подготовке школьников, с учётом родословных профессий.

Abstract. The article deals with the problem of safety in young people's feelings of attachment to the «patrimonial nest» and the desire to engage in generic crafts. The solution of this problem is proposed with the help of the subject «Technology» and organization before the professional training of schoolchildren taking into consideration parentage professions.

Ключевые слова: допрофессиональная подготовка, технология, ремесло, родословная семейных профессий, незримая память.

Keywords: before vocational training, technology, craft, parentage family professions, invisible memory.

 

Опыт проведения конференций по проблемам модернизации технологического обучения, школьников, преподавателей технических дисциплин и технического профессионального образования систематически проводимые, в России, Англии, Германии, Филяндии, Китае и др., с участием зарубежных специалистов, показал, что проблемы вызывают значительный интерес ученых и практических работников образовательной сферы. На каждой конференции интересы докладчиков разнообразны – от проблем предметного и межпредметного обучения и воспитания дошкольников и учащихся общеобразовательных школ до подготовки высоко квалифицированных, компетентных, конкурентоспособных специалистов педагогов, рабочих, техников, инженеров и др.

Ю. Л. Хотунцев справедливо определяет предметную область «Технология» как основную практикоориентированную образовательную область в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, осуществляется межпредметное взаимодействие этих дисциплин и технологий, а также формируются навыки и умения практической проектной и исследовательской работы, которые необходимы как работникам всех современных профессий так и в семье.

Как показывает мировой опыт общего образования молодежи, предметная область «Технология» является необходимым третьим компонентом общего образования школьников наряду с гуманитарными и естественно-научными компонентами предоставляя возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности» [1, с. 11-22].

Поставленная задача качественного изменения преподавания школьного предмета «Технология», с использованием межпредметных базовых знаний по физики, химии, другим предметам в практической, проектной деятельности, отразилось в сборнике статей Новокузнецкого филиала Кемеровского ГУ в трудах группы авторов под редакцией А. Н. Ростовцева, в частности условиям реализации предметной области «Технология» способствуют публикации участников Ю. Л. Хотунцева [1, с. 11-22], А. Н. Ростовцева [2, с. 36-41], А. Н. Шестаковой, О. В. Васильева, Ю. В. Чапышева и мн. др. участников конференции.

Ю. Л. Хотунцевым цели и задачи, содержание, структура предметной области «Технология» рассматривается для всех ступеней образования: начального, основного общего, среднего общего – как основание подготовки кадрового потенциала для решения научно практических задач как перед всей страной, так и её составляющей «каждой семьи». Именно этому вопросу – исследования реализации предметной области «Технология» в учебной и профориентационной направленности семьи и влияния семейной атмосферы посвящено наше исследование «Родословная семейных профессий», которая логически продолжает и наши предшествующие работы: [4, с. 189-195], [5, с. 64-66], [9, с. 37, 76, 112], и личный опыт дополнительной профессии по зову «незримой памяти» [«Гандбол в Грузии», 2005. ISSN 1512-32-78], [3, с. 47-48], [2017. Georgia handball mens youth world championship. Four city concept Tbilisi, Kutaisi, Batumi, Telavi – в печати].

Основная идея исследования – помочь подрастающему поколению, в том числе и своим детям, сориентироваться в выборе своей профессии, использовав старинное изречение, начертанное в Дельфийском храме «Познай самого себя», которому Сократ придавал громадное значение и любил часто повторять это изречение своим собеседникам. Что касается нашего предложения вспомнить Сократа, это потому, что «Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас», [книга Экклесиаста, гл. 1/10]. «Познай себя», кроме того, приобретает у Сократа значение принципа, метода философствования, метода самопознания человека как личности и носителя определенных моральных и воспитательных функций. Кто знает себя, тот знает, что для него полезно и что он может осилить.[7, с. 22-29]. Ксенофонт пишет, что в учении и жизни Сократ неоднократно говорил о каком-то внутреннем голосе, который он называет «божественным», разговоры о котором послужили «едва ли не важнейшим поводом преследованию Сократа» .[7, с. 25]. Позже Ш. Летурна выдвигает термин «незримой памяти» [6], а в конце ХХ – начале ХХI веков наука выдвинула теорию «ДНК». И поэтому познанию себя помогает семейная традиция заниматься и «Технологией» и «хобби».

Цели модуля:

I. С опорой на историю семьи и региона использовать «незримую /генетическую/ память», содействуя родословным профессиям.

II. Создание творческой ситуации обучения и социального взаимодействия ученика-учителя-родителя-общества.

Предложенный подход поможет реализовать главный результат образования – способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Педагог в этой ситуации является организатором совместной учебной деятельности школы и семьи таким образом, чтобы у школьников сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования занятости в семье, учитывая новые направления и знания в результате собственного поиска с опорой на реально существующие условия своего окружения (таб. 1). Предлагается проблема сохранения у молодежи чувства привязанности к «родовому гнезду», которая включает возможность изучения «родословной профессий».

Следует отметить, что в конце XIX и начале XX веков интерес к изучению родословной возродился:

  • Московскими и петербургскими генеалогами и московским Историко-Родословным Обществом (председатель С. В. Думин), был издан академический пятитомник Дворянские роды Российской империи, (по вопросам Грузии участвовали председатель генеалогического общества Грузии князь Ю. Чиковани и И. Бичикашвили).
  • Кроме того, вопросы семейной генеалогии были опубликованы: В. В. Никоновым «География фамилий» в 1988 г.; З. В. Рубцовой «Географические, личные и другие имена в российских сёлах. Энциклопедическое описание сельских поселений» 1990 г.; Е. П. Карнович «Родовые прозвания и титулы» 1991 г.; Э. А. Калистратова «Изучаем историю своего рода» 2007 г.; Н. М. Фроленкова «Программа краткосрочного курса «Моя родословная»» 2015 г; Ч. Г. Алёшкина «Моя родословная» 2015. [8] и др.

Однако, насколько нам известно из доступных нам источников и анализ представленной литературы и др. источников исследования, авторы не выявили вопросов о родословной семейных профессий. Хотя истоки приобщения учеников и родителей к изучению родословной и, в частности, «родословной семейных и региональных профессий» зародилось в процессе развития движения «Красивые Школы России и Грузии» (общее руководство Германия effe – Э. Фукс; Россия – проф. Н. П. Литвинова). Разрабатывалось четыре проекта в IУфе, II – Вятке/Кирове, III – Астрахане и IV – Грузии (Тбилиси, Мцхета-Армази, Гори, Местия-Мулахи) и имели отражение в наших работах до и после проекта Л. М. Чикваидзе [8], З. О. Какабадзе [3; с. 47-48], [4; с. 189-195] и др.

Примеры семейно-региональные профессий: Грузия – сванские, кахетинские шапки; хевсурские вязаные изделия; грузинский хлеб, чурчхела, гозинаки, чача, вина в «квеври», «Чопортские помидоры»; Россия – «кисинское» литьё на Урале; изделия «Палеха», «Вологодские кружева», керамические изделия «Гжель» и мн. др.

Вопрос изучения родословных семейных профессий встал в порядке дня в результате анализа рассмотренных семейных разногласий при выборе профессии детьми.

Часто бытует выражение «найти себя», которое, по всей вероятности, перекликается с Сократовским принципом «Познай себя». Мы вспомнили о забытой в педагогике Грузии книги Ш. Летурно, который писал: «Не обладатель ли каждый человек при самом рождении скрытой совокупностью способностей и стремлений, которые заложены в них длинным рядом предшествующих поколений и которые наша кратковременная культура также бессильна создать как и уничтожить?... Возможно ли отрицать, что всякое человеческое существо, даже всякое животное, как со стороны телесной, так и со стороны духовной, есть нечто иное, как результат влияния «незримой памяти» физической и умственной жизни его предков» [6].

Выводы:

  1. Изучение «родословной профессий» и функциональное применение знаний учебного предмета «технология» в профессиональном планировании семейного производства поможет повысить благосостояние семьи.
  2. Семейная традиция «Технологии», совмещённая с «хобби» семьи: спорт, туризм, пение, охота, рыбалка и др., обеспечат «положительный фон семейной жизни и социального общения» (см. Ю. Л. Хотунцев Образовательная область «Технология» в культурносообразной школе).

Список литературы

  1. Xотунцев, Ю. Л. Актуальность технологического образования школьников (концепция предметной области «Технология»). [Текст] / Ю. Л. Xотунцев // В сб. статей: «Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом». М-во образования и науки Рос. Федерации, Новокузнецк, инт (фил.) Кемеровского гос. ун-та; под общ. ред. А. Н. Ростовцева, О. Ю. Елькиной, А. Г. Дорошенко. – Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2016. – Электрон. текстовые дан. – ISBN 978-5-8353-1991-6
  2. Ростовцев, А. Н. О новых подходах к технологическому обучению школьников и подготовки учителей технологии. [Текст] / А. Н. Ростовцев // В сб. статей: «Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом». М-во образования и науки Рос. Федерации, Новокузнецк, инт (фил.) Кемеровского гос. ун-та; под общ. ред. А. Н. Ростовцева, О. Ю. Елькиной, А. Г. Дорошенко. – Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2016. – Электрон. текстовые дан. – ISBN 978-5-8353-1991-6
  3. Какабадзе, З. О. Активизация формирования технических понятий в период внеклассной работы. [Текст] / З. О. Какабадзе // В сборнике всесоюзной научно-практической конференции «Вопросы методологии и методики формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» Часть III. – Министерство просвещения РСФСР Челябинский государственный педагогический институт. Челябинск. – 1988 г., стр.47-48.
  4. Какабадзе, З. О. Функциональное применение знаний учебного предмета «Технология». [Текст] / З. О. Какабадзе // В сб. «Современное технологическое образование: материалы ХХIII международной научно-практической конференции по проблемам технологического образования». Под ред. Ю. Л. Хотунцева. – Москва: МПГУ. – 2017 г. – 297 с.
  5. Чикваидзе, Л. М. Технология в допрофессиональной подготовке. [Текст] / Л. М. Чикваидзе, З. О. Какабадзе // В сборнике статей: «Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом». М-во образования и науки Рос. Федерации, Новокузнецк, НФИ КемГУ; под общ. ред. А. Н. Ростовцева, О. Ю. Елькиной, А. Г. Дорошенко. – Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2016. – Электрон. текстовые дан. – ISBN 978-5-8353-1991-6
  6. Летурно, Ш. Эволюция воспитания различных человеческих рас. [Текст] / Ш. Летурно. – Типография Товарищества НАРОДНАЯ ПОЛЬЗА. – С.-Петербург.1900 г. – 198 с.
  7. Ксенофонт Воспоминания о Сократе. Очерки о Древне-Греческой философии. [Текст] / Ксенофонт. – С.-Петербург. – 1896. – 107 с.
  8. Алёшкина, Ч. Г. Моя родословная. [Текст] / Ч. Г. Алёшкина // Рабочая программа по курсу. Муниципального казенного образовательного учреждения. Александровская средняя школа. 2015 г. – 17 с.
  9. Чикваидзе, Л. М. Потомственное продолжение семейных традиций княжны Евы Амилахвари [Сем. альбом] / РЦОВ. – 2017. – 230 с. – На гр. языке. – ISBN 978-9941-0-9084-4
PDF