МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

Журнал: Материалы XII Международной научно-практической конференции

31 мая 2018 г.

Авторы: Ильюшина Марина Анатольевна , Колесникова Светлана Ивановна , Исупова Лина Геннадьевна

УДК 373.21:004.5

М. А. Ильюшина, С. И. Колесникова, Л. Г. Исупова

M. A. Ilyushina, S. I. Kolesnikova, L. G. Isupova

Ильюшина Марина Анатольевна, Колесникова Светлана Ивановна, Исупова Лина Геннадьевна, воспитатели МБ ДОУ «Детский сад № 251», г. Новокузнецк, Россия.

Ilyushina Marina Anatolyevna, Kolesnikova Svetlana Ivanovna, Isupova Lina Gennadyevna, educator MBDOU «Kindergarten № 251», Novokuznetsk, Russia.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

MULTIMEDIA TECHNOLOGIES AS A MEANS OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE EDUCATIONAL-EDUCATIONAL PROCESS IN THE DOW

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы использования мультимедиа-технологий в образовательном процессе дошкольников для расширения возможностей организации учебной деятельности.

Abstract. This article discusses topical issues of using multimedia technologies in educational process of preschool children for empowerment training activities.

Ключевые слова: мультимедиа, мультимедийные презентации, интерактивное оборудование.

Keywords: multimedia, multimedia presentations, interactive equipment.

 

Информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОО вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.

В работе c дошкольниками применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации и среды. Мультимедиа – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих вводить в компьютер, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения: видео, звук, речь.

Однако важно заметить, что не всегда имеющиеся компьютерные программы можно использовать в работе с дошкольниками. Как правило, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не соответствуют по своему содержанию дидактическим принципам (прежде всего принципу научности, учета возрастных особенностей детей), направлены на развитие у детей агрессивности, жестокости, насилия. Поэтому специалисты разрабатывают и активно используют авторские тематические мультимедийные презентации [1, с. 103].

Презентации позволяют глубже погрузить ребенка в предмет изучения, создать иллюзию сопричастности, сопереживания с изучаемым объектом. Дети с удовольствием погружаются в тему, рассказывают дома об увиденном на экране.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

В образовательной деятельности можно активно использовать мультимедийную аппаратуру, ведь создание различных мультимедийных презентаций направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся. При ознакомлении детей с новой темой можно предложить им просмотр видеофрагмента или презентации, а при закреплении пройденного материала можно использовать дидактические компьютерные игры. Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На занятиях с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

НОД с мультимедийной поддержкой: презентации создаем при помощи программы Power Point. В своём архиве имеем достаточное количество презентаций, которые хранятся в компьютере, что экономит время поиска нужного материала. Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведёт к целому ряду положительных следствий:

  • обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
  • облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;
  • возбуждение живого интереса к предмету познания;
  • расширение общего кругозора детей;
  • возрастание уровня использования наглядности на занятии;
  • повышение производительности труда педагога.

Мультимедийные презентации позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

В работе с родителями мультимедиа можно использовать при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, мини-педсоветов, практикумов, ток-шоу, анкетирование [2, с. 37]. Использование ИКТ позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей.

Компьютер как средство пассивного отображения объектов мультимедиа не обладает принципиальной новизной в дидактическом плане. Принципиально новой для сферы обучения является интерактивность, которая предполагает способность взаимодействия с людьми и техникой в режиме диалога, беседы. Это форма познавательной деятельности, которая полностью основана на психологии человеческих взаимодействий и взаимоотношений [4, с. 65].

Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами. Для точного определения местоположения отметки маркера на доске применяются ультразвуковая и инфракрасная технологии [3, с. 54]. С помощью одного из предложенных в комплекте электронных маркеров педагог или ребенок может выделить или подчеркнуть необходимую информацию, что дополнительно привлекает к ней внимание. Для дистанционного управления работой Windows-приложений можно также использовать электронный маркер, заменяющий мышь. В настоящее время имеется множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания детей дошкольного возраста.

Все чаще используются интерактивные панели. Они очень удобны в использовании во время образовательного процесса. Панели работают без проекторов. В их основе используются большие LCD-мониторы. В результате гарантировано хорошее качество оборудования. Транслируемое им изображение великолепно. Интерактивная панель оснащена встроенным ПК, который помогает демонстрировать иллюстрационный материал детям, делать цифровые заметки. Для этого достаточно лишь коснуться пальцем панели. Специально для этого есть целая копилка интерактивных игр, позволяющих смоделировать ту или иную ситуацию реальной жизни. Использование интерактивных технологий такого уровня дает возможность детям быстрее социализироваться [5, с. 64].

Педагогам необходимо активно внедрять в процесс обучения современные интерактивные технологии образования, чтобы идти в ногу со временем.

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, что Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики в области образования.

Список литературы

  1. Гутова, Л. К. Использование ИКТ в работе педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС. [Текст] / Л. К. Гутова, О. Л. Гизатулина // Перспективы развития информационных технологий. 2015.
  2. Калинина, Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. [Текст] / Т. В. Калинина // Управление ДОУ, № 6, 2008.
  3. Моторин, В. Воспитательные возможности компьютерных игр. [Текст] / В. Моторин //Дошкольное воспитание, № 11, 2000.
  4. Новоселова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника. [Текст] / С. Л. Новоселова. – М.: Новая школа, 1997.
  5. Петрова, Е. Развивающие компьютерные игры. [Текст] / Е. Петрова // Дошкольное воспитание, № 8, 2000.
PDF