ВОЛЕВОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

Журнал: Материалы XII Международной научно-практической конференции

31 мая 2018 г.

Авторы: Заброцкая Валентина Степановна

УДК 371

В. С. Заброцкая

V. S. Zabrockaja

Заброцкая Валентина Степановна, кандидат педагогических наук, доцент, учитель, ГУО «Бабуничская средняя школа», аг. Бабуничи, Петриковский район, Гомельская область, Беларусь.

Zabrockaja Valentina Stepanovna, candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, teacher, GUO «Babunichskaja secondary school», ag. Babunichi, Petrikov district, Gomel region, Belarus.

ВОЛЕВОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ

VOLITIONAL WELL-BEING IS AN IMPORTANT FACTOR OF ARTISTIC AND TECHNICAL CREATIVITY OF PUPILS

Аннотация. Волевое благополучие – одно из оптимальных условий интенсивного психического развития школьников и в частности художественно-технического. Приобщение к труду и изобразительному искусству формирует воображение, организованность и кропотливость во всех действиях и ситуациях. Эти личностные качества позволяют укреплять здоровье детей, их общение с природой и обществом и создавать волевое благополучие школьников.

Abstract. Volitional well-being is one of the best conditions of intensive psychological development of schoolchildren and in particular artistic and technical. Introduction to labour and art forms the imagination, self-discipline and painstaking attention in all actions and situations. These personal qualities allow you to improve the health of children, their communion with nature and society and create strong-willed the well-being of schoolchildren.

Ключевые слова: волевое благополучие, художественное и техническое творчество, педагогический эксперимент, методика.

Keywords: volitional well-being, artistic and technical creativity, pedagogical experiment, technique.

 

Волевое благополучие – одно из оптимальных условий интенсивного психического развития школьников и в частности художественно-технического. Развитие воли складывается на наблюдательности, восприятии и воображении.

Анализ детских творческих работ по художественному труду и изобразительному искусству (ИЗО) показал, что многие школьники, не имея развитой воли, не владеют способностью отобразить в композициях воображаемый образ.

Невысокий уровень развития воли, отсутствие богатого воображения, нездоровое психическое состояние вызывают у школьника забывчивость, не сосредоточенность и раздражительное отношение к дальнейшей художественно-технической деятельности. Для волевого, художественного и творческого человека все вокруг красочно, радужно, а угнетенный замечает в предметах лишь то, что усиливает его раздражение.

Решение данной проблемы находит отражение в исследованиях ученых. Так, В. С. Мухина рассматривает развитие воли как способности к управлению поведением школьника [1, с. 231].

Теорию развития воли, волевую регуляцию поведения человека предлагает Р. С. Немов. [2, с. 429]. Проблеме воли и ее развитию в детском возрасте посвящена лекция Л. С. Выготского [3, с. 126]; А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский рассуждают, что воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций – побудительную и тормозную [4, с. 224].

На наш взгляд, вышеназванные функции определяют третью функцию – художественно-техническую. Она отражает опосредованный способ создания волевых качеств школьников. Приобщение к труду и изобразительному искусству формирует воображение, организованность и кропотливость во всех действиях и ситуациях. Эти личностные качества позволяют укреплять здоровье детей, их общение с природой и обществом и создавать волевое благополучие школьников, что так актуально и необходимо в современное время.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы в средней школе и ВУЗе, а также программ по трудовому обучению изобразительному искусству нами разработана методика проведения самостоятельных учебных и внеучебных занятий для учащихся, основанных на взаимодействии уроков трудового обучения и изобразительного искусства. В ее основу положен тематический подход. Занятия проводились в соответствии с научным и теоретическим обоснованием проблемы воли и ее развитием в детском возрасте Л.С. Выготского. Методика «Художественно-технического творчества» включала: углубленное изучение видов и жанров ИЗО; анализ произведений декоративно-прикладного искусства (ДПИ) и творческих работ школьников «Природная фантазия» [5]; применение в изготовлении изделий разных техник и материалов ДПИ [6], нахождение образа в природных материалах и выполнение тематической композиции; создание мультимедийной презентации работ ученика совместно с родителями.

Важным условием организации занятий по трудовому обучению и изобразительному искусству школьников было обеспечение их волевого благополучия. Для определения фактора влияния художественного труда и изобразительного искусства на волевое благополучие школьников использовались такие приемы как интерпретация изделий, тесты креативности, сравнительный анализ. В двух подгруппах класса проведено по три занятия. В первой – по традиционной форме обучения, т.е. на занятиях не были подключены разные техники ДПИ, дети выполняли простые изделия из природного материала; во второй – по предложенной методике «Художественно-техническое творчество». На первом занятии дети просматривали изделия из природных материалов по теме на мультимедийном проекторе без музыки; на втором – анализировали произведения ДПИ в сопровождении классической музыки, где обращали внимание на технику ДПИ, вид природного материала и декор, составляли эскиз, и оказание влияния на волевое благополучие ученика; на третьем выполняли композицию из природных материалов.

Анализ композиций «Природная фантазия» показал, что на занятиях в первой подгруппе учащиеся с трудом отображали сюжет, изделия были статичными, невыразительными. Во второй подгруппе качество изделий заметно возросло, т.к. была использована классическая музыка, выбор разных техник и видов природных материалов, что разнообразило сюжетные композиции, отражающие динамичность, выразительность и декоративность образа. На основе проведенного исследования были получены статистические данные. В первой подгруппе показатель волевого благополучия, а значит, уровень художественно-технического творчества изменился незначительно, а во второй подгруппе данные качества значительно стали выше, т.к. в процессе цикла занятий была применена предложенная методика «Художественно-техническое творчество» (табл. 1).

Полученные результаты весьма важны для здоровьесбережения школьников, их волевого благополучия. В связи с этим, нами разработаны следующие теоретико-практические рекомендации для создания волевого благополучия как важного фактора художественно-технического творчества школьников: разработка циклов занятий по художественному труду с логической взаимосвязью уроков ИЗО; предварительный сбор гербария (кап, корни и части деревьев, наросты березы и др.), четкое определение художественных материалов и техник; для создания волевого благополучия практиковать просмотр классических произведений изобразительного и музыкального искусства; более широко применять на занятиях по художественному труду и изобразительному искусству нетрадиционные декоративные техники, мультимедиа.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что циклы занятий по предложенной методике «Художественно-техническое творчество» во взаимосвязи с уроками изобразительного искусства помогают создавать волевое благополучие, а также формировать интерес к художественному труду и изобразительному искусству.

Список литературы

  1. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов. [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.
  2. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с.
  3. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПБ.: Союз, 1997. – 144 с.
  4. Петровский, А. В. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
  5. Новикова, Е. Ф. Мы художники-умельцы: кн. для учащихся. [Текст] / Е. Ф. Новикова. – Мн.: Нар. асвета, 1991. – 127 с.
  6. Сафроненко, В. М. Вторая жизнь дерева. [Текст] / В. М. Сафроненко. – Мн.: Полымя, 1990. – 207 с.
PDF