ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО

Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

Журнал: Материалы XII Международной научно-практической конференции

31 мая 2018 г.

Авторы: Байгулова Е. В. , Шадрина Н. М.

УДК 373.21:004.5:78

Е. В. Байгулова, Н. М. Шадрина

Y. V. Baygulova, N. M. Shadrina

Байгулова Елена Владимировна, музыкальный руководитель, Шадрина Надежда Магамедовна, музыкальный руководитель, МБ ДОУ «Детский сад № 251», г. Новокузнецк, Россия.

Baygulova Yelena Vladimirovna, musical director, Shadrina Nadezhda Magamedovna, musical director, MB DOU «Detskiy sad № 251» g. Novokuznetsk, Rossiya.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО

USE OF ICT IN THE WORK OF THE MUSICAL LEADER OF OED

Аннотация. Использование презентаций расширяет возможности работы музыкального руководителя, их применение становится неотъемлемой частью в процессе музыкального и эстетического воспитания.

Abstract. The use of presentations enhances the possibilities of the musical director, their application becomes an integral part in the process of musical and aesthetic education.

Ключевые слова: ИКТ, музыка, дети.

Keywords: ICT, music, children.

 

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, и система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Данное направление развития, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

Детский сад – часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения, воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (Информационное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России»). Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных [1, с. 92].

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
  • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
  • ИКТ вовлекают детей в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности;
  • компьютер позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников к обучению;
  • использование развивающих компьютерных программ;
  • использование мультимедийных презентаций.

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения, так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет педагога, а не заменяет его.

Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач:

  • Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
  • Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
  • Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Мы применяем различные образовательные средства ИКТ: при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), на развлечениях и праздниках.

Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, рисунков, графических композиций. В каком-то смысле презентация – это оживший буклет или каталог. Поэтому мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения занятий [2, с. 32].

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно представить учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание детей на главном в изучаемом материале. С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту. Мы уверенны, что современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. В своей работе с детьми мы используем презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины, тесты), диагностики качества обучения (тесты). Например, при знакомстве детей с симфоническим оркестром используем презентацию «Инструменты симфонического оркестра». Перед детьми очень наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов. Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра. Используя возможности программы Power Point, мы разработали презентации, посвященные знакомству с творчеством композиторов. Очень нравятся детям презентации – сказки, которые вводят их в мир музыкальной грамоты («Мажор и минор», «Королевство Скрипичного ключа» и др.).

Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др. [3, с. 56].

Работа с родителями – еще одно поле деятельности для музыкального руководителя, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Различные презентации можно использовать на родительских собраниях и совместных с родителями мероприятиях. Многие родители также пользуются интернет ресурсами. В связи с этим нами был создан сайт нашего детского сада, где находится наша страничка. В этой теме создаём темы наиболее интересные для родителей: консультации, музыкальные занятия, новости, интересные ссылки, тесты для родителей, фотографии различных мероприятий. Также с помощью сайта родители могут задать нам интересующие их вопросы.

Таким образом, с помощью ИКТ усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом которой является формирование более эффективной модели обучения.

Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов:

  • Повышение эффективности процесса обучения.
  • Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки музыкального руководителя.
  • Активизация познавательной деятельности детей.
  • Создание единой информационной среды.
  • Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.

Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка более эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка и его родителей, но и для музыкального руководителя.

Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом [4, с. 106]. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.

Список литературы

  1. Управление инновационными процессами в ДОУ. [Текст]. – М., Сфера, 2008.
  2. Горвиц, Ю. Кому работать с компьютером в детском саду. [Текст] / Ю. Горвиц, Л. Поздняк. // Дошкольное воспитание, № 5, 1991.
  3. Калинина, Т. В. Управление ДОУ. [Текст] / Т. В. Калинина. // Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М, Сфера, 2008.
  4. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. [Текст] / В. Моторин. // Дошкольное воспитание, № 11, 2000.
PDF