ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Раздел: Информатика, информационно-коммуникационные технологии и робототехника

Журнал: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов

29 июня 2018 г.

Авторы: Митина Алена Сергеевна

УДК 372.881.111.1

А. С. Митина

A. S. Mitina

Митина Алена Сергеевна, студентка 5 курса, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Научный руководитель: Можаров Максим Сергеевич, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой ТиМПИ, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Mitina Alena Sergeevna, 5th year student, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University, Novokuznetsk.

Scientific adviser: Mozharov Maxim Sergeevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Theory and Methods of Teaching Informatics, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University, Novokuznetsk.

ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

WEB-QUEST AS A MEANS OF LEARNING ENGLISH LANGUAGE IN SECONDARY SCHOOL

Аннотация. Веб-квест в обучении – это новое направление в методике преподавания английского языка в современном компьютеризированном мире, что оказывает влияние на реализацию образовательных задач на всех уровнях обучения и диктует необходимость использования интернет ресурсов. В статье рассматривается дидактические возможности веб-квеста в обучении английскому языку. Автор относит веб-квест к особому виду проектной деятельности, осуществляемой с помощью Интернета. Метод образовательного веб-квеста предполагает разностороннюю самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе работу над собой как коммуникативной и познающей личностью. Автор приходит к выводу, что применение веб-квеста в образовательном процессе позволит сформировать способности аналитического и креативного мышления обучаемых.

Annotation. Web-quest in teaching is a new direction in the methodology of teaching English in a modern computerized world, which affects the implementation of educational tasks at all levels of learning and dictates the need for using Internet resources. The article considers didactic possibilities of the Web-quest in the teaching of English are considered. The author attributes the Web-quest to a special type of project activity carried out with the help of the Internet. The method of the educational web-quest assumes a versatile independent activities of students, including work over a communicative and cognitive personality. The author comes to the conclusion that the use of the webcast in the educational process will allow to form abilities of analytical and creative thinking of trainees.

Ключевые слова: вебквест, Интернет-технологии, поисковая деятельность, проектная деятельность обучающихся, языковой вебквест.

Keywords: Web-quest, Internet technologies, search activity, project activities of students, language Web-quest.

 

Более значимой задачей в развитии преподавания иностранного языка считается коммуникабельность обучающихся, то есть умение говорить свободно спонтанно и правильно на языке изучаемого языка. Многие методисты, так или иначе, занимаются исследованием коммуникативного направления. Применение технологии веб-квеста на уроках английского языка дает возможность решать многие дидактические задачи: формировать навыки просмотрового чтения и чтения с целью извлечения информации; совершенствовать умения письменной речи обучающихся; дополнять лексический запас школьников; формировать стабильную мотивацию к изучению английского языка, увеличивать круг интересов школьников.

Применение веб-квестов в обучении языку требует от учеников подоходящего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами Интернета. Безусловно, веб-квест-технология отвечает условиям ФГОС нового поколения и содействует развитию у обучающихся умения без помощи других получать знания на основе конкретных алгоритмов действия.

Нами был разработан комплекс заданий с использованием веб-квеста по английскому языку в средней школе. Веб-квесты были разработаны в Google Формах, что позволяет свободно распространять и проверять работы обучающихся. Комплекс заданий рассчитан на три урока, в ходе которых обучающиеся должны изучить факты по заданной теме, а затем на основе изученной информации подготовить проектную работу, что подразумевает подготовку доклада с презентацией на изученную тему.

В ходе первого урока обучающимся предлагается ответить на пять вопросов на тему «Великобритания». В самом начале работы четко описана роль участников. На следующем этапе обучающимся объясняется, что они должны сделать в процессе работы и описывается процедура работы, которую необходимо выполнить каждому участнику. Выполнив все задания, обучающиеся смогут успешно подготовить итоговую работу. После обучающиеся отвечают на вопросы о названии выбранного города, его географических особенностях, исторических событиях, производстве и привлекательности города, который они выбрали. Итоговой работой становиться создание проекта в виде презентации, в которой ученик подробно рассказывает всю полученную информацию.

Во время второго урока обучающимся предлагается ответить на пять вопросов на тему «Королевская семья Великобритании». На первом этапе участникам предоставляется вводное слово о Королеве Великобритании и королевской семье. На втором объясняется, что они должны сделать и предоставляются ссылки на информационные источники, которые могут помочь им. На третьем этапе обучающиеся отвечают на вопросы о королеве и британской королевской семьи. В итоговой работе обучающиеся делятся на группы и изучают информацию на конкретную подтему. Затем создают проект в виде презентации, в которой рассказывают всю полученную информацию.

Третий урок посвящен теме «Музыка Великобритании». Данный веб-квест также начинается с вводного слова о развитии музыки в Великобритании, популярных группах и песнях. На следующем этапе обучающимся объясняется, что они должны изучить по данной теме. Итоговой работой становиться создание проекта в виде презентации, в которой ученик подробно рассказывает всю изученную информацию.

Веб-квест ориентирован на формирование способностей аналитического и креативного мышления обучаемых, педагог, который создает данный проект, должен владеть значительным уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции. Веб-квесты создаются на основе современных информационных технологий и используют богатство и безграничность информационного пространства глобальной компьютерной сети в образовательных целях. Чтобы увеличить мотивацию к исследованию той или иной темы обучающиеся приобщаются к современным технологиям, в наибольшей степени используя возможности Интернета в получении знаний из аутентичных источников [3].

Веб-квест как образовательная технология основывается на таком подходе к обучению, в ходе которого происходит проектирование нового. В соответствии с этим подходом, преподаватель становится консультантом, организатором и координатором исследовательской, проблемно-ориентированной, учебной и познавательной деятельности обучаемых. Педагогом формируются условия для самостоятельной интеллектуальной и творческой работы обучающихся и поддерживается их инициатива. В свою очередь, ученики становятся равноправными «соучастниками» процесса обучения, разделяя со своим учителем ответственность за процесс и результаты обучения. В процессе организации деятельности школьников над веб-квестами реализуются следующие цели:

  • образовательная – привлечение каждого ученика в интенсивный когнитивный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление навыков и умений самостоятельно работать над темой.
  • развивающая – формирование заинтересованности к предмету, креативных возможностей воображения учащихся; развитие навыков в области исследований, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет-ресурсами; расширение кругозора, эрудиции.
  • воспитательная – воспитание толерантности, индивидуальной ответственности за осуществление выбранной деятельности [8].

Веб-квест, применяя информационные ресурсы и интегрируя их в учебный процесс, помогает продуктивно разрешить несколько фактических задач, поскольку в процессе работы над веб-квестом формируется ряд компетенций: использование информационных технологий с целью решения профессиональных задач; самообучение и самоорганизация; работа в команде; возможность найти целый ряд способов решений проблемной ситуации [7].

Характерная черта веб-квестов заключается в том, что некоторая информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы обучающихся, фактически находится на разных веб-сайтах. Благодаря гиперссылкам, учащиеся не чувствуют этого, а работают в одном информационном пространстве, для которого точное местонахождение части образовательной информации не является существенным фактором. Обучающийся получает задание подобрать материалы в Интернете определенной теме, решить проблему с использованием этих материалов. Ссылки на некоторые источники предоставляются преподавателем, а некоторые из них могут быть найдены с использованием обычных поисковых систем. В конце квеста обучающиеся или представляют собственные веб-страницы по данной теме, или какие-то другие креативные работы в электронной, печатной или устной форме [5].

Технология веб-квест дает возможность в полной мере осуществить наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения. Наглядность содержит разнообразные виды демонстраций, презентаций, видеоматериалы, отображение графического материала в любом количестве. Мультимедийность добавляет к классическим методам обучения применение звуковых, видео и анимационных эффектов. Интерактивность сочетает в себе все вышеперечисленное и дает возможность воздействовать на виртуальные объекты информационной среды. Помогает внедрять элементы личностно-ориентированного обучения, дает возможность обучающимся в полной мере выявить свои возможности. Применение данной технологии в процессе обучения иностранному языку позволяет:

  • повысить интерес обучающихся к изучению данной учебной дисциплины; увеличить мотивацию обучения;
  • использовать различные виды информации для восприятия (текстовая, графическая, видео и звуковая);
  • визуализировать различные ситуационные задачи;
  • воспитывать информационную культуру и межкультурную коммуникацию обучающихся [4].

Преподаватель, разрабатывающий и применяющий веб-квесты как средство обучения иностранному языку, имеет возможность:

  • легко распространять свой опыт, свою модель обучения иностранному языку другим преподавателям, поскольку веб-квест сформированный один раз может быть использован неоднократно;
  • одновременно применять разные методы обучения для различных категорий учащихся;
  • сократить количество материала с помощью применения демонстрационного моделирования;
  • проводить отработку различных навыков и умений обучаемых, используя компьютер как тренажер;
  • проводить постоянный и непрерывный мониторинг процесса усвоения знаний;
  • уменьшить объем рутиной работы, тем самым освобождая время для творческой деятельности и индивидуальной работы с обучающимися;
  • сделать самостоятельную работу учеников наиболее результативной, которая становится и контролируемой, и управляемой [1].

Возможность использования веб-квестов на всех этапах прохождения языкового материала в образовательном процессе. Они станут результативными при закреплении материала и проверке знаний по изученной теме, и на этапе развития навыков: лексического, грамматического, фонетического. Использование веб-квестов так же возможно при обучении видам речевой деятельности: монологической и диалогической речи, обучении чтению и письму.

Веб-квесты, включенные в педагогический процесс, способны в существенной степени увеличить результативность обучения иностранному языку, из-за интересных, творческих задач. Подобным образом, введение интернет-технологий влечет изменения не только в учебной деятельности обучаемых, но и в способах подачи материала от педагога [6].

Веб-квест технология обладает большим образовательным и развивающим потенциалом в силу следующих причин:

  • является моделью, построенной в соответствии с «пост-методической педагогикой», объединяющей различные подходы, технологии, методы и приемы обучения: проблемно-проектное обучение, контекстное обучение, коммуникативный подход, активные методы обучения, ИКТ;
  • предполагает применение групповой формы деятельности, тем самым содействуя формированию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;
  • могут применяться в междисциплинарном контексте, т.е. служить для реализации межпредметных связей в процессе обучения;
  • способствует формированию критического мышления [2].

При соблюдении конкретных условий, веб-квест считается результативным средством для формирования информационных и аналитических умений школьников. Сформированные в ходе выполнения веб-квестов умения будут основой для подготовки к экзаменам, обучающиеся смогут организовывать свою познавательную деятельность в условиях развития информационного общества и информатизации всех сфер деятельности человека.

Исходя из основной цели использования веб-квестов, которая, по мнению Б. Доджа, является «глубоким анализом сетевой информации, ее переработке и создании продукта, демонстрирующего понимание материала», можно заключить, что эта технология потенциально содержит концепции интеллектуального развития обучающихся.

В научной литературе есть разные представления о возможности применения веб-квестов с целью развития мышления. Некоторые авторы утверждают, что использование веб-квестов в процессе обучения обучающимися средней школы содействует формированию критического мышления.

После окончания веб-квеста обучающиеся смогут: применять программные ресурсы обработки изображений, создания презентаций, публикаций с целью представления итогов поисковой и исследовательской деятельности; привести примеры, иллюстрирующие исследуемую задачу; анализировать, сопоставлять данные; подвергать обработке преобретенные данные. Обучающиеся приобретают умение применять в речи изученную лексику по учебным темам; сотрудничать с другими обучающимися, эффективно работать в команде для решения поставленной проблемы; находить необходимые информационные ресурсы; использовать креативно свои мысли и идеи.

Список литературы

  1. Воробьев, Г. А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции (английский язык, лингвистический вуз): дис. ... канд. пед. наук [Текст]. / Г. А. Воробьев. – Пятигорск, 2004.
  2. Долганова, О. В. Педагогика: конспект лекций [Текст]. / О. В. Долганова, О. О. Петрова, Е. В. Шарохина. – М. : Эксмо, 2008.
  3. Драгунова, А. А. Использование учебного Интернет-ресурса «Вебквест» на практических занятиях по английскому языку [Текст]. / А. А. Драгунова. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. – Тамбов, 2013. – С. 60-62.
  4. Евстигнеев, М. Н. Использование новых учебных Интернет-технологий в обучении иностранному языку (на материале культуроведения США) [Текст]. / М. Н. Евстигнеев, П. В. Сысоев // Вестник ТГУ. – 2008. – № 2. – С. 363-371.
  5. Заварыкина, Л. В. Использование Веб-квестов при обучении английскому языку для академических целей [Текст]. / Л. В. Заварыкина // Вестник ЧГПУ. – 2016. – № 4.
  6. Лукаш, Е. Ю. Web-квест как средство повышения эффективности обучения иностранному языку [Электронный ресурс] / Е. Ю. Лукаш // Филологические науки. Методы и приемы контроля уровня владения иностранным языком. – Режим доступа : http://www.rusnauka.com/15_APSN_2011/Philologia/5_87492.doc.htm (Дата обращения : 15.02.17)
  7. Новичкова, С. Ю. Web-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / С. Ю. Новичкова // Инфоурок. – Режим доступа : https://infourok.ru/ebkvest-kak-sposob-aktivizacii-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-596595.html (Дата обращения : 14.04.2018)
  8. Сандракова, Н. С. Образовательный веб-квест как средство формирования компетенций обучающихся и учителя [Текст]. / Н. С. Сандракова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1396–1400.
PDF