ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Хоменко Юлия Алексеевна

УДК 376.5:005.6

Ю. А. Хоменко

Y. A. Khomenko

Хоменко Юлия Алексеевна, к.соц.н., доцент, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты, г. Шахты.

Khomenko Julia Alekseevna, candidate of social Sciences, associate Professor, Institute of service and entrepreneurship (branch) of DSTU in Shakhty, Shakhty.

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS MEANS OF INCREASING THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация. В статье рассматриваются пути повышения качества образования на примере реализованной модели выявления, развития и поддержки интеллектуально одаренных детей.

Abstract. The article discusses ways to improve the quality of education on the example of the implemented model of identifying, developing and supporting intellectually gifted children.

Ключевые слова: инновационная образовательная среда, интеллектуально одаренные дети, физико-математическая школа.

Keywords: innovative educational environment, intellectually gifted children, physical and mathematical school.

 

Среди целей образовательной политики государства на протяжении ряда лет наиболее важной остается развитие интеллектуального потенциала личности. При этом одним из самых актуальных вопросов современного образования является, на наш взгляд, следующее: как дать качественные знания и одновременно избежать негативных явлений в формировании личности ребенка. Для этого необходимо создание не только специальной системы трансляции качественного образования талантливым школьникам, но и такой образовательной среды, в которой каждый ребенок нашел свое место, мог развиваться в соответствии со своими реальными возможностями и потребностями [1, с. 6].

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты имеет двадцатилетний опыт по организации работы с интеллектуально одаренными детьми, посредством создания инновационной образовательной среды. В структуру вуза входит Физико-математическая школа – общеобразовательное подразделение, реализующее программы среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов. Физико-математическая школа ориентирована на удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей интеллектуально одаренных детей и призвана обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках школьной и внешкольной деятельности.

Естественно-математический профиль школы был выбран не случайно. Математическое образование и математическая культура составляют стержень научного знания, и значение математики как основы фундаментальных исследований постоянно возрастает. Однако социальный запрос общества на качественное социально-гуманитарное образование предопределил решение о расширении направлений, реализуемых в Физико-математической школе. На сегодняшний день большим спросом пользуются классы универсального профиля (с углубленным изучением физики, информатики и обществознания) и социально-гуманитарного профиля (с углубленным изучением обществознания, истории, литературы).

Естественно возникает вопрос, как осуществить углубленное изучение отдельных предметов, не выходя за рамки недельной нагрузки учащихся, установленной базисным планом, и не сокращая количества часов, отведенных на изучение остальных дисциплин. Учебный план школы составлен с таким расчетом, что все основные предметы отражены в оптимальном объеме. Что касается углубленного изучения отдельных предметов, то мы видим решение проблемы не только в увеличении количества часов, отведенных на их изучение, но и в организации спецкурсов, главная цель которых – формирование интеллектуально-познавательной активности учащихся.

Ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка, является педагог. В отборе преподавателей школа придерживается следующих критериев: профессиональная компетенция, высокая коммуникативная культура, наличие творческих и организационных способностей, знание возрастной психологии. В школе работают доценты, кандидаты наук, учителя высшей категории. Развитию научно-исследовательских навыков учащихся способствует и такая форма деятельности, как индивидуальная работа преподавателя с учащимися по определенной научной проблеме, связанной с решением творческой, исследовательской задачи и предполагающей наличие основных этапов научного эксперимента: постановку проблемы, изучение теории по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение. Школьники, занимающиеся исследовательской деятельностью, участвуют в международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, интеллектуальных мероприятиях различного уровня.

Эффективность такой работы несомненна. Исследовательская деятельность, занятия в спецкурсах способствуют психологической и социальной адаптации учащихся, расширению их кругозора [2, с. 101–102]. Так, одно из любимых занятий школьников – подготовка и проведение городского математического турнира на базе физико-математической школы, который стал уже традиционным. Это и участие во всероссийском химическом турнире, конкурсе юных журналистов, в вузовских предметных олимпиадах. Участие в интеллектуальных состязаниях способствует формированию у школьников навыков работы в группе, лидерских, коммуникативных и других творческих личностных качеств. Интеллектуальный потенциал отдельных учащихся настолько высок, что они способны добиваться результатов в олимпиадах и конкурсах регионального и федерального уровня.

Сколько бы мы ни говорили о победах на олимпиадах различного уровня, главным показателем результативности нашей работы является профессиональное самоопределение учащихся. Результативность нашей работы характеризуется также тем фактом, что выпускники ФМШ ежегодно обеспечивают 100 % поступление в ведущие вузы страны. Затем наши выпускники продолжают обучение в магистратуре, аспирантуре, работают в вузах, научно-исследовательских институтах, руководителями престижных учреждений и фирм, преподают, в том числе и в нашей школе.

Считаем, что образовательное пространство вуза создает оптимальные условия для формирования системы выявления, развития и поддержки интеллектуально одаренных детей, позволяющей реализовать задачу подготовки личности, способной интегрироваться в современный высокотехнологичный мир знаний и информации. Сформированная и реализуемая интеграционная образовательная среда способствует повышению качества школьного образования и росту престижа школы в социуме.

Список литературы

  1. Давыдова, Л. Н. Различные подходы к определению качества образования [Текст] / Л. Н. Давыдова // Качество. Инновации. Образование. – М., 2005. – № 2. – С. 5-7.
  2. Особенности функционирования системы выявления, развития и поддержки интеллектуально одаренных детей в условиях многоуровневого университетского комплекса: монография [Текст] / А. Г. Сапронов, Ю. А. Хоменко, М. В. Стеблева [и др.]; под общ. ред. д.т.н., проф. А. Г. Сапронова; ФГБОУ ВПО «Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса». – Шахты : ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2011. – 166 с.
PDF