ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАК КОМПОНЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Филонова Ольга Викторовна

УДК 371.13

О. В. Филонова

O. V. Filonova

Филонова Ольга Викторовна, методист, государственное профессиональное образовательное учреждение «Прокопьевский промышленно-экономический техникум», г. Прокопьевск.

Filonova Olga Viktorovna, State Professional Educational Institution «Prokopyevsk Industrial- Economic College», Prokopyevsk.

ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАК КОМПОНЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

INTRA-CORPORATE PROFESSIONAL DEVELOPMENT AS A COMPONENT OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS

Аннотация. В статье рассматривается система работы методической службы по организации внутрифирменного повышения квалификации педагогов в соответствии с современными требованиями к компетентности педагогических работников профессионального образования.

Abstract. The article describes the system of work of the methodical service for the organization of intra-corporate professional development of teachers in accordance with modern requirements for the competence of teachers of vocational education.

Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональная компетентность, внутрифирменное обучение.

Keywords: professional development, professional competence, intra-corporate education.

 

Обеспечение качества образования напрямую зависит от уровня компетентности и профессионализма педагогических кадров. Совершенствование имеющихся и формирование новых профессиональных компетенций педагогических работников, необходимых для обеспечения эффективности педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС СПО, ФГОС СПО ТОП-50, ФГОС общего образования, профессиональных стандартов, является одной из основных задач методической службы профессиональной образовательной организации.

На современном этапе требования к качеству профессиональной деятельности установлены профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н. Основной целью педагогической деятельности профессиональный стандарт определяет «организацию деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования, создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования, методическое обеспечение реализации образовательных программ» [1], что в свою очередь подчеркивает необходимость в решении педагогом целого комплекса профессиональных задач и выполнения соответствующих им трудовых функций.

В этой связи серьезные изменения претерпевают и содержание, и технологии педагогической деятельности, возникает целый ряд компетенций, без овладения которыми невозможно обеспечить достижение целей, определенных новым содержанием образовательных программ, направленных на подготовку квалифицированных специалистов для современных отраслей российской экономики. Современный педагог профессионального образования должен решать задачи в области педагогического проектирования, создания практикоориентированной среды, сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, формирования и оценивания компетенций, организации самостоятельной работы, обеспечения индивидуальных образовательных траекторий студентов. Сегодня педагогу необходимо организовывать образовательный процесс, овладев современными методологическими знаниями и новыми технологиями на основе анализа и самоанализа профессиональной деятельности.

Анализ содержания современных требований к педагогическим работникам профессионального образования позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования внутрифирменной системы повышения квалификации педагогических кадров профессиональной образовательной организации.

Современная психолого-педагогическая наука и практика находятся в постоянном поиске инновационных и эффективных форм повышения квалификации. Различные аспекты и направления представлены в работах С. Г. Вершловского, А. А. Вербицкого, В. А. Сластенина, Г. С. Сухобской, А. П. Шапошниковой и др. Исследователи данного вопроса считают, что основополагающими принципами многоуровневой системы повышения квалификации педагогических кадров являются: непрерывность повышения квалификации на протяжении всего периода педагогической деятельности; опережающий характер с учетом перспектив развития образовательной системы, достижений педагогической науки и актуального педагогического опыта; согласованность и преемственность функционирования различных звеньев систем.

Внутрифирменное обучение представляет собой эффективный ресурс непрерывного образования и совершенствования компетентности педагогов, поскольку организация имеет возможность использовать собственные учебно-методические, образовательные ресурсы для повышения профессионального мастерства педагогов посредством реализации программ внутрифирменного обучения.

Как правило, в практике профессиональных образовательных организаций внутрифирменное обучение планируется и осуществляется методической службой в межкурсовой период, специфика которого определяется возможностью органичного сочетания обучения педагогов с их производственной деятельностью и самообразованием. Поэтому для методических служб является актуальным не только вопрос о поиске эффективных форм, методов, средств развития профессиональной компетентности педагогов, но и вопрос создания организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность процесса развития профессиональной компетентности.

Одним из таких условий является разработка программы внутрифирменного повышения квалификации, реализация которой обеспечит возможность каждому педагогу выстраивать образовательную траекторию, наиболее полно соответствующую его профессиональным потребностям.

В ГПОУ «Прокопьевский промышленно-экономический техникум» разработка и реализация программы внутрифирменного повышения квалификации педагогов включает следующие этапы:

  1. Диагностический, в ходе которого осуществляется изучение информационных и образовательных потребностей педагогов, затруднений в педагогической деятельности путем анкетирования, изучения адресных заявок, собеседования. В результате происходит систематизация и анализ выявленных проблем и запросов, отбор содержания и форм повышения квалификации.
  2. Практический, который предусматривает планирование и организацию повышения квалификации педагогических работников образовательной организации. Реализуется посредством различных форм работы в соответствии с планом повышения квалификации педагогических кадров в техникуме и индивидуальным планом педагога. Результатом является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, рост педагогического мастерства, развитие творческого потенциала, результативный опыт участия в конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях.
  3. Аналитический – проведение мониторинга профессиональной деятельности педагогов, анализ результатов, достигнутых в разнообразных видах образовательной деятельности. Результатом является оформление электронного педагогического портфолио, где отражаются личные достижения в профессиональной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития студентов, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени.

Программа внутрифирменного повышения квалификации разрабатывается ежегодно и направлена на решение актуальных задач в текущем учебном году, успешность реализации Программы зависит от выбранных форм методической работы. Наиболее эффективными являются формы работы, носящие практико-ориентированный характер, направленные на формирование практических умений педагогов, способности гибко включать новые методы и технологии в свою профессиональную деятельность.

Годичные методические семинары позволяют совершенствовать профессиональную компетентность педагогов в течение учебного года в определенном направлении работы, обеспечивают реализацию принципа динамичности, предусматривающего возможность изменения и дополнения содержания образовательных программ, курсов в ходе освоения их педагогами.

Так, методический семинар «Реализация ФГОС среднего общего образования: проблемы и пути решения» направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов в разработке и реализации образовательных программ с учетом ФГОС СОО; его содержание составляют вопросы программно-методического и учебно-методического обеспечения образовательных программ, формирования универсальных учебных действий, организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в учетом требований ФГОС СОО, реализации технологий обучения на основе системно-деятельностного и метапредметного подходов. Семинар предусматривает следующие формы проведения занятий: практикумы, круглые столы, педагогические мастерские.

Постоянно действующий семинар-практикум «Проектирование и создание учебно-методического обеспечения с использованием средств ИКТ» направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов в области проектирования и создания электронных образовательных ресурсов и использования информационно-коммуникационных технологий. Семинар включает три модуля: «Организация образовательного процесса путем создания электронной образовательной среды». «Культура создания электронных документов», «Организация электронного обучения и применение дистанционных технологий с помощью системы Moodle». Педагоги техникума имеют право выбрать модули для обучения в соответствии с индивидуальными запросами.

Повышение квалификации в рамках работы «Школы педагогического мастерства» проводится с целью совершенствования профессионально-педагогической культуры педагогических работников, усовершенствования уже имеющихся профессиональных компетенций в области использования современных технологий в образовательном процессе. В работе Школы применяются такие формы, как педагогическая конференция, фестиваль открытых уроков, смотр-конкурс учебно-методических материалов, круглый стол «Современный педагог – какой он?» и др., что позволяет педагогам познакомиться на практике с актуальным и результативным опытом применения современных образовательных технологий.

Самообразование педагогов по индивидуальным методическим темам проводится в рамках единой методической проблемы техникума.

Таким образом, система мероприятий по внутрифирменному повышению квалификации позволяет обеспечить непрерывное развитие педагогической компетентности, выстроить индивидуальную траекторию повышения квалификации педагогов с учетом индивидуальных запросов и потребностей, направлена на повышение качества педагогической деятельности в целом.

Список литературы

  1. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201509280022.
  2. Возгова, З. В. Педагогическое пространство развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников [Электронный ресурс] / З. В. Возгова. – Режим доступа : https: //cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-prostranstvo-razvitiya-sistemy-nepreryvnogo-povysheniya-kvalifikatsii-nauchno-pedagogicheskih-rabotnikov, свободный. – Загл. с экрана.
  3. Иванова, Т. Н. Система методических мероприятий как фактор формирования педагогического мастерства [Текст] / Т. Н. Иванова // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 9. – С. 36-37.
PDF