ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОНТЕКСТ ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Овечкин Владимир Петрович

УДК 373.1

В. П. Овечкин

V. P. Ovechkin

Овечкин Владимир Петрович, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск.

Ovechkin Vladimir Petrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, FGBOOU WAUGH «The Udmurt state university», Izhevsk.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОНТЕКСТ ОБРАЗОВАНИЯ

ACTIVITY AS EDUCATION CONTEXT

Аннотация. Содержание и процесс обучения не связанны непосредственно с предстоящей деятельностью учащихся. Переход выпускников от познавательной к другим видам деятельности в реальном мире существенно затруднен. Трудности адаптации могут быть ослаблены при ориентации учебных предметов на раскрытие состояния реальной действительности в её целостном виде, на отображение процесса возвышения потребностей человека и общества в контексте реальных проблем их удовлетворения, на характер и структуру деятельности человека, на поиск решений возникающих проблем.

Abstract. The contents and process of training aren't connected directly with the forthcoming activity of pupils. Transition of graduates from informative to other kinds of activity in the real world is significantly complicated. Difficulties of adaptation can be weakened at orientation of subjects to disclosure of a condition of reality in its complete look, on display of process of an eminence of needs of the person and society in the context of real problems of their satisfaction, on character and structure of activity of the person, on search of solutions of the arising problems.

Ключевые слова: потребность и деятельность субъекта, игра учащихся в деятельность, познание деятельности.

Keywords: requirement and activity of the subject, game of pupils in activity, knowledge of activity.

 

Система образования является одним из социальных институтов, функциональным компонентом социума, который является для этой системы надсистемой. И, поскольку образование – функция общества, отражающая потребность в сохранении и развитии общества в ходе его естественной ротации, то эта функция и есть смыслопорождающий фактор образования. Основанием построения образования как функционального компонента социума является подготовка человека к деятельности в реальной социокультурной среде. Она начинается, по существу, в семье в младенческом возрасте и продолжается в общеобразовательной школе, профессиональном образовательном учреждении, вузе и далее в течение всей жизни. Прагматический смысл образования заключается, таким образом, в подготовке обучающегося к деятельности в реальном мире, в понимании им своего предназначения и сущности этой деятельности [1, 2, 5].

Деятельность в реальной среде, основанная на мыследеятельности [8], является основой существования и развития человека и общества. Деятельность в философии, психологии, социологии определяется как процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели [2, 3, 4]. При этом потребность, мотив, цель, процесс и результат зависят от многих факторов. В обобщенном виде деятельность представляет собой процесс преобразования субъектом некоторых исходных ресурсов (объектов) в результат, удовлетворяющий потребность. Среда жизнедеятельности, культура, социальные и государственные приоритеты, уровень науки, техники и технологии, а также уровень образованности и компетентности субъекта оказывают существенное (системное) влияние на все этапы деятельности. Готовность и способность человека к деятельности в условиях реальной действительности обеспечивает её эффективность, и одновременно сам человек развивается, самосовершенствуется, способствуя развитию общества. Смысл деятельности в реальном мире открывает сам человек, приступающий к деятельности. Он заключается в удовлетворении непрерывно возвышающихся потребностей – от простейших физиологически-бытовых до духовных.

Однако содержание образования и процесс обучения и воспитания основаны на традиционном представлении учебных предметов (дисциплин, модулей) как относительно автономных, самодостаточных и не имеющих тесных системных связей друг с другом и с предстоящей деятельностью в реальной социокультурной среде. Основу содержания учебных предметов составляет соответствующая научная область, отличающаяся своим объектом и предметом. Учебный план ассоциативно может быть представлен в виде мозаичных фрагментов чего-то целого – картины реальности и деятельности в ней, но этого целого в учебном плане и в сознании учащихся, студентов не просматривается. А. М. Новиков утверждает, что «… прежняя школа уже давно не удовлетворяет ни общество, ни экономику, ни каждого отдельного человека, ни саму систему народного образования» [5]. В дополнение к этому можно привести высказывание А. А. Вербицкого – «…целостное «зеркало» бытия оказалось разбитым на множество ничем не связанных «осколков» – наук и, соответственно, учебных предметов» [2]. Мозаичная картина образовательных программ, которые не образует представления о деятельности как единой системе, основанной на культуре, науке и общественных отношениях, дополняется столь же раздробленной совокупностью достигаемых результатов образования (компетенций, универсальных учебных действий, знаний, умений, навыков). Устанавливаемые образовательными стандартами результаты: во-первых, не образуют целостной системы, а обозначают лишь отдельные, хотя и необходимые компоненты деятельности; во-вторых, не соотносятся с деятельностью – её структурой, логикой построения, правилами построения и реализации; в-третьих, не предоставляют обучающимся механизмов выбора оснований (мотивов, целей, потребностей, объектов, смыслов) их индивидуальной траектории деятельности и технологии её осуществления – процедур и их последовательности, методов, средств, условий реализации.

Сложившаяся ситуация связана с несколькими обстоятельствами. Прежде всего, следует учитывать трансформацию направлений научного поиска. В условиях высокой динамики социокультурных перемен – углубление процесса глобализации, усиление конкуренции, интеграция и дифференциация культур и общественных связей – и связанной с этим неопределенностью развития общества, фокус внимания науки смещается с процесса дополнения и уточнения научной картины мира как таковой на выявление проблем, возникших в реальной жизни, и поиск их решений. А возникшие конкретные проблемы не могут быть решены на основе «фундаментального» знания из-за отсутствия адекватных (конкретных, необходимых и достаточных) знаний, средств и недостатка времени на их решение. Наука всё в большей степени ориентируется не на задачи некоторой области знания (дисциплинарные задачи), решение которых может принести эффект для общества в будущем, а на реальные проблемы, возникшие в ходе социокультурной деятельности, решение которых актуально «здесь и сейчас». Решение этих проблем основано на междисциплинарном взаимодействии разных наук, и естественнонаучных, и гуманитарных и технических (технологических). В фокусе внимания науки оказываются социокультурные проблемы, а этот переход обозначается как проблемно-ориентированная (инновационно-ориентированная, проектно-технологическая) наука.

Далее следует учитывать, что деятельность в реальной среде, составляющая основу развития человека и общества, непрерывно изменяется. Новые технологии и средства деятельности, прежде всего информационные, а также и возрастающие потребности независимо от их происхождения и уровня, меняют не только содержание, но и в некоторой мере структуру деятельности. Принято выделять несколько видов деятельности – познавательную, ценностно-ориентировочную, преобразовательную, коммуникативную, эстетическую. Человек живет полноценной жизнью, «…когда он включен в подлинно человеческую деятельность, где он может раскрыть все свои потенциальные возможности – т. е. в такую деятельность, в которой достаточно полно представлены все перечисленные виды деятельности в единстве. Причем ведущим видом деятельности в соответствии с природой человека выступает преобразовательная деятельность» [5].

В современной реальности объектами преобразования являются материально-энергетические, информационные, биологические, социальные элементы «мира людей», а также их комплексы. А в качестве субъектов выступают социальные и профессиональные группы, общество в целом и, что весьма существенно, каждый отдельный человек. Процесс деятельности представляет собой технологию – упорядоченную совокупность процедур, которая приводит к получению задуманных результатов из исходных ресурсов. Процедуры выполняются с помощью методов и средств, соответствующих целям и объектам преобразования. Базой деятельности являются культура – ценности, принципы, нормы; наука – знания природы, общества, техносреды, принятые в качестве истинных; мировоззрение человека – картина состояния окружающего мира, основанная и на науке, и на субъективных представлениях, и на представлениях других людей; явления социального взаимодействия [7, с. 87–89].

Вместе с тем приоритетной в сложившейся системе образования является учебно-познавательная деятельность учащихся, цель которой – усвоение научных знаний, а переход выпускников к другим видам деятельности, цели которых – удовлетворение жизненных потребностей человека сообразно его индивидуальным предпочтениям, представляет собой существенные трудности. Доминирование учебно-познавательной деятельности и её фетишизация способствуют тому, что она отождествляется с реальной деятельностью, а включение этой реальной деятельности в учебный процесс может рассматриваться как «игра в деятельность». Игра в деятельность выступает средством активизации процесса познания учащимися основ наук в их педагогически адаптированном виде, в то время как реальная целостная деятельность является способом существования и развития выпускника в изменяющемся мире. С учетом этого учебно-познавательная деятельность учащихся должна быть дополнена другими видами деятельности и, прежде всего, деятельностью преобразовательной. Такое дополнение может осуществляться либо непосредственно, либо контекстно [2] путем включения в содержание программ учебных предметов тем, связанных с деятельностью учащихся по удовлетворению каких-либо их личных или социальных потребностей – эстетических, коммуникативных, ценностно-смысловых – средствами реальной деятельности в составе соответствующего учебного предмета. При этом познавательный процесс ставится в зависимость от личных потребностей учащегося и является лишь этапом, информационной базой реальной деятельности.

Принимая во внимание, что миссией образования является подготовка учащегося к деятельности в реальной среде, а также то, что среда, отношения в обществе, знания о них и деятельность человека быстро изменяются, то содержание и структура образования также должны уточняться. При сохранении ведущей роли учебно-познавательной деятельности и общепринятой формы построения образовательной программы учебные предметы (дисциплины) и технологии педагогического взаимодействия могут быть направлены на раскрытие состояния реальной действительности в её целостном виде, на отображение процесса возвышения потребностей человека и общества в контексте реальных проблем их удовлетворения, на характер и структуру деятельности человека, на поиск решений возникающих проблем. Образовательная программа должна, в том числе контекстно, включать компоненты, отражающие:

  • реальное и целостное состояние среды жизнедеятельности человека и общества в форме знаний о ней (картина состояния);
  • структуру потребностей человека и общества, социокультурные и технологические основания роста (возвышения) потребностей и трудности (проблемы), препятствующие их удовлетворению;
  • деятельность как предмет познания, многообразие всех видов деятельности, в том числе методы решения проблем, как единственное условие и средство существования и развития Человека.

Указанные компоненты (модули, блоки) как части основной образовательной программы, контекстно связанные единым ценностно-смысловым ориентиром, могут вводиться в виде элементов содержания тем, в виде отдельных тем и разделов, а также в виде отдельных, в том числе, синтезированных учебных предметов (междисциплинарных областей знаний) и др. Во всех случаях концептуально блоки структуры содержания (существующие знания, опыт и отношения; знание о незнании; знание и понимание сущности реальной деятельности и методов по преодолению проблем) должны образовывать целостную систему и способствовать формированию представления о противоречивости жизненного пространства, необходимости и возможности его совершенствования с помощью поиска и реализации новых, не бывших ранее решений, а этот поиск должен стать культурной нормой, принципом деятельности выпускника школы [6].

Ориентация образования не только на достигнутые знания и опыт, но и на проблемы и методы их решения формирует в сознании обучающихся целостную и динамично изменяющуюся картину реальности. Пространство жизни и деятельности человека и общества определяется как совокупность познанного и непознанного, созданного и еще не созданного, освоенного и неосвоенного, которое необходимо познавать, создавать и осваивать, удовлетворяя при этом растущие и меняющиеся качественно объективные потребности людей и учитывая возможные последствия в локальном и глобальном масштабах [6].

Список литературы

  1. Гусинский, Э. Н. Введение в философию образования [Текст]. / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. – М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224 с.
  2. Вербицкий, А. А. Теория и технологии контекстного образования [Текст]. / А. А. Вербицкий. – М. : «МПГУ», 2017.
  3. Деятельность [Текст]. // Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с. – С. 135–136.
  4. Лойко, А. И. Деятельность [Текст]. / А. И. Лойко // Новейший философский словарь. Сост. А. А. Грицанов. – Мн. : Изд. В. М. Скакун, 1998. – С. 210.
  5. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование [Текст]. / А. М. Новиков. – М. : Издательство «Эгвес», 2008. – 136 с.
  6. Овечкин, В. П. Классический университет в изменяющейся реальности [Текст]. / В. П. Овечкин // Классический университет: история и современность: матер. Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Ижевск, 3-4 февраля 2016 г. / отв. ред. и сост. В. В. Пузанов, Д. В. Репников. – Ижевск : Изд. центр «Удмуртский университет», 2016. – С. 62–68.
  7. Овечкин, В. П. Содержание технологического образования: основания, принципы, условия проектирования [Текст]. / В. П. Овечкин // Монография. – Москва-Ижевск : НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005. – 220 с.
  8. Щедровицкий, Г. П. Философия. Наука. Методология [Текст]. / Г. П. Щедровицкий // Ред.-сост. А. А. Пископпель, В. Р. Рокитянский, Л. П. Щедровицкий. – М. : Шк. культ. политики, 1997. – 656 с.
PDF