К ПРОБЛЕМЕ ОСОЗНАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Мухачёва Елена Васильевна , Трефилова Зинаида Валериевна

УДК 373.5.048.45

Е. В. Мухачёва, З. В. Трефилова

E. V. Muhachjova, Z. V. Trefilova

Мухачёва Елена Васильевна, к.п.н., доцент каф. ТМТПО, УДГУ, г. Ижевск.

Трефилова Зинаида Валериевна, методист, Игринский районный Центр детского (юношеского) технического творчества, п. Игра.

Muhachjova Elena Vasil'evna, Ph.d., Associate Professor of the Chair. TMTPO, UNIVERSITY, Izhevsk.

Trefilova Zinaida Valerievna, Methodist Igrinsky district Center for children (youth) technical creativity, Igra.

К ПРОБЛЕМЕ ОСОЗНАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION CONSCIOUSNESS OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация. В статье рассматриваются причины, условия и факторы, мешающие и способствующие школьникам сделать осознанный выбор профессии. Предлагается вариант решения данной проблемы.

Abstract. This article discusses the causes, conditions and factors preventing and promoting students make an informed career choice. Proposed solution to this problem.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация школьника, сетевое взаимодействие.

Keywords: professional self-determination, student guidance, networking.

 

В настоящее время мир профессий довольно велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте перед каждым стоит вопрос – кем быть, и каждый второй может рассказать о своих заблуждениях, колебаниях в выборе профессионального пути. Учащихся манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, разобраться самостоятельно в таком разнообразии профессий, требований этих профессий и соответствии своих личностных качеств этим требованиям, нелегко. В связи с этим, выбор профессии, зачастую, случаен, нередко ошибочен, т. к. происходит под влиянием внешних факторов (известность профессии, престижность, публичность, и т. д.), поэтому большинство школьников остро нуждается в помощи при выборе своего будущего профессионального пути [6, с. 5].

Выбор же будущей профессии, как известно, является начальным и самым важным этапом профессионального самоопределения будущего специалиста. Профессиональное самоопределение, в свою очередь, является частью личностного самоопределения человека, его «стартовой площадкой» для самоутверждения и реализации. Кроме этого, успешность профессионального самоопределения школьника напрямую связана и с экономической составляющей района, региона, страны, (не востребованность профессии, нехватка и переизбыток кадров и т. д.), т. е. имеет серьезную социальную значимость [1, с. 12].

Таким образом, решение проблемы успешности профессионального самоопределения школьников является достаточно важным, как для самих школьников, так и для общества в целом. И хотя названная проблема в науке не нова, она рассматривалась в работах Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, исследовалась с разных позиций такими педагогами и психологами как Т. В. Кудрявцева, Е. М. Борисова, И. М. Кондакова, А. В. Сухарева, Г. С. Прыгина, А. К. Осницкий и др. актуальности она не потеряла.

Актуальность изучения профессионального самоопределения, как процесса выбора личностью профессии и самореализации в ней, обусловлена на сегодняшний день выраженным практическим запросом, который сформировался в условиях глубоких экономических преобразований, происходящих в последние годы в России, и связан с изменением рынка труда, переориентаций производства, исчезновением одних профессий и появлением других.

Что же такое профессиональное самоопределение? Существует много понятий, которые определяют его сущность в полной мере. Профессиональное самоопределение, по мнению отечественного исследователя Н. С. Пряжникова, понимается и как компонент личностного новообразования старшего школьного возраста, и как длительный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности. Он считает, что профессиональное самоопределение – это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. В работах Н. С. Пряжникова личностное самоопределение описывается также как нахождение самобытного «образа я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей [4, с. 102].

В работах П. Г. Щедровицкого прослеживается связь с трудами Н. С. Пряжникова, он отмечает, что «смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность» [5, с. 11].

Он считает, что неправильно понимать самоопределение как «определение относительно себя. Понятие самоопределения предполагает наличие не только самого процесса и включенного в него субъекта, но и некоторого пространства или некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит. Та же мысль прослеживается в работах Е. А. Климова, который понимает самоопределение не просто как «самоограничение», а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов» [5, с. 11].

Таким образом, интегрируя представленные мнения, мы делаем вывод, что под профессиональным самоопределением понимается форма личностного самоопределения, которая характеризуется процессом поиска и приобретения профессии. И что это важный, необходимый процесс формирования профессиональных предпочтения и склонностей учащихся подросткового возраста.

Однако в современных условиях профессиональное самоопределение школьников затруднено рядом обстоятельств. Во-первых, социально-политическая и экономическая нестабильность общества не позволяет ребёнку реализовать свои планы на будущее в полной мере. Во-вторых, существенно изменился «набор» существующих профессий, их содержание и престижность. В-третьих, исчезли многие источники знаний о мире профессий, а телевидение и специальная литература могут предоставить только перечень специальностей и учебных заведений, где им можно обучиться. Все это вынуждает школьников приспосабливаться к ситуации, существующей на рынке труда, вместо активного осуществления профессионального самоопределения.

Кто же может помочь учащимся в решении этой проблемы? Конечно, в первую очередь семья, но зачастую бывает, что и родители не владеют всей полнотой информации о существующих профессиях, об особенностях и условиях труда, об учебных заведениях, осуществляющих подготовку по выбранной профессии. Да и интерес к проблеме выбора профессионального пути появляется в семье ближе к 8-9 классам, когда, как показывает опыт, оказывается несколько поздно [3, с. 56].

Рассматривая возрастную психологию И. С. Кона, можно отметить тот факт, что профессиональное самоопределение подразделяется на ряд этапов, продолжительность которых варьируется [2, с. 20].

Первый этап – детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста, – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности, выявление способности, повышая успешность деятельности и принося признание окружающих, в свою очередь подкрепляет интерес.

Четвёртый этап – практическое принятие решения, собственный выбор профессии, включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объёма и длительности необходимой подготовки к нему; выбор конкретной специальности. Старшим подростковым возрастом называют период с 14 до 16 лет, но границы данного периода, как показывает Л. Ф. Обухова [7, с. 215], могут отличаться в исследованиях авторов. Данному возрасту уже не свойственны те импульсивность и неустойчивость, которые характерны для младших подростков. Наоборот, старшие подростки становятся более внимательны, стабильны и устойчивы в своих предпочтениях, поведении и ценностных ориентациях, однако в этот период часто изменяется интерес к той или иной профессии. Из всего этого следует, что подготовку к профессиональному самоопределению нужно начинать еще с детского сада или в начальных классах, когда у детей возникает интерес к различным видам деятельности. В старших классах требуется работа по формированию мотивов выбора профессии, интереса и определение склонности к отдельным видам деятельности, которые могут стать будущей профессии ученика. Способствовать этому призвана, так называемая, профессиональная ориентация школьников.

Система профориентационной работы традиционно включает в себя: профессиональное просвещение: профинформация, профпропаганда и профагитация; так же предварительную профессиональную диагностику, направленную на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии; профессиональную консультацию, нацеленную на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов; социально-профессиональную адаптацию; профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Но в настоящее время, как показывает опыт и анализ существующей практики, уровень работы по профессиональной ориентации учащихся в школе находится на низком уровне, а в ряде школ практически отсутствует данный вид деятельности. Единично проводимые мероприятия по данному направлению являются недостаточными и несущественными для успешного профессионального самоопределения подростков. На наш взгляд, это обусловлено, прежде всего, некомпетентностью учителей-предметников и классных руководителей в данном вопросе и отсутствием в ряде школ педагога-психолога, социального педагога, которые могли бы включить в свой функционал данный аспект деятельности. Еще одна из причин – низкое число часов на уроках технологии, обществознания, выделенных на изучении этой социальной стороны жизни. Все эти причины и недоработки наших школ и ведут к низкому уровню развития профессионального самоопределения школьников подросткового возраста.

В наш современный век необходимо искать инновационные, эффективные методы и технологии работы с подростками.

Одним из таких способов является, на наш взгляд, организация сетевого взаимодействия образовательных организаций, направленная на создание условий для успешного профессионального самоопределения учащихся подросткового возраста.

Сетевое взаимодействие в образовании – это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций, а именно школы, учреждения дополнительного образования и учреждений СПО в непрерывный и последовательный учебно-воспитательный процесс, субъектом которого является и учащийся. Данное сетевое взаимодействие организуется в некую систему, где системообразующим фактором является ученик с проблемой выбора профессии. Деятельность всех участников сетевого взаимодействия строится на принципах непрерывности, согласованности, дополняемости и взаимозависимости и, хотя каждый участник сетевого взаимодействия решает свои задачи, интеграция результатов их деятельности может дать важный результат – осознанное профессиональное самоопределение учащегося

Таким образом, внедрение сетевого взаимодействия, на наш взгляд, позволит оказать существенное влияние на личностно-ориентированное развитие учащихся, на его профессиональное самоопределение через отработку умений ориентироваться в мире профессий, на формирование культуры труда, на развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, на проявление и закрепление профессионально-важных качеств, необходимых для последующего профессионального образования и творческой деятельности.

Список литературы

  1. Климов, Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации [Текст] / Е. А. Климов. – М. : 1983. – № 2.
  2. Кон, И. С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности: учебное пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1979. – 175с.
  3. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М. : УРАО, 1997. – 176 с.
  4. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Н. С. Пряжников. – М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2002. – 400 с.
  5. Пряжников, Н. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Н. С. Пряжников, Л. С. Румянцева. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.
  6. Старостенкова, Т. А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащихся старших классов. [Текст] / Т. А. Старостенкова // Инновации в образовании. – 2006. – № 2. – С. 108–118.
  7. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология [Текст] / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2004. – 349 с.
PDF