ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РФ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Савина Ирина Викторовна , Быкова Марина Валерьевна , Кальянов Александр Юрьевич

УДК 37.01

А. Ю. Кальянов, М. В. Быкова, И. В. Савина

А. Y. Kalyanov, M. V. Bykova, I. V. Savina

Кальянов Александр Юрьевич, к.э.н, доцент, «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула.

Быкова Марина Валерьевна, старший преподаватель, «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», Тула.

Савина Ирина Викторовна, старший преподаватель, «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», Тула.

Kalyanov Alexander Yurievich, Associate Professor, «Tula state pedagogical University L. N. Tolstoy», Tula.

Bykova Marina Valerievna, senior teacher, «Tula state pedagogical University. L. N. Tolstoy», Tula.

Savina Irina Viktorovna, senior teacher, «Tula state pedagogical University. L N. Tolstoy», Tula.

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РФ

PROBLEMS OF CONTINUING EDUCATION AT THE PRESENT STAGE OF ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В статье изучены и проанализированы проблемы непрерывного образования на современном этапе экономического и общественного развития РФ.

Abstract. The article studies and analyzes the problems of continuing education at the present stage of economic and social development of the Russian Federation.

Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональная карьера, компетентностный подход, смежная профессия, уровень образования, самообразование.

Keywords: continuing education, professional career, competence approach, related profession, level of education, self-education.

 

В современном мире высоких технологий возрастающей наукоемкости всех сфер жизни и производства возникает необходимость гибкой профессиональной переориентации работников, с целью получения новых и совершенствования уже имеющихся специальных знаний и навыков.

В настоящее время организацию труда связывают с процессом формирования работника и работодателя нового типа, традиционные трудовые отношения претерпевают глубокие преобразования. Сложившийся стереотип о том, что однажды полученные человеком знания сохраняют свою ценность на протяжении всей его профессиональной карьеры, восприятие полученного образования как конечного, привычка рассматривать базовое профессиональное образование как единственно необходимое и вполне достаточное на весь период трудовой деятельности – в усиливающейся конкуренции на рынке труда, не выдерживает никакой критики. Современный работник должен обладать способностями, уметь в короткие сроки освоить новейшее оборудование и современные технологии, быть готовым включиться в работу на обновленном производстве, выполнять новые работы и услуги, овладевать смежными профессиями. Он должен трудиться со знанием дела, легко общаться с коллегами, клиентами, заказчиками, покупателями. Поэтому на смену традиционной точке зрения о расширении объема знаний, приходит понимание и осознание необходимости их постоянного обновления и углубления в течение всей трудовой деятельности человека [2].

Получение образования, впервые в истории человечества, перестало быть признаком детства и юности, оно становится необходимой и важнейшей частью всей жизни человека. В сознании людей должна возникнуть ответственность за свое «обучение в течение всей жизни». Профессиональное учебное учреждение должно стать местом формирования необходимых ключевых профессиональных умений и гибких практических навыков – компетенций будущего универсального работника.

На современном этапе экономического и общественного развития актуальным направлением следует считать непрерывность образования. Весьма точно отношение к данной проблеме было высказано Д. И. Писаревым в его работе «Реалисты»: «Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться на выходе из школы, и это, второе учение, по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого» [3].

Важность непрерывного образования в современном мире вызвана несколькими причинами. Наиболее важной из них традиционно считается необходимость быстрой переориентации образования к меняющимся запросам рынка труда. Растущая производительность труда, автоматизация и роботизация промышленного производства влечет за собой использование технологий с минимальным количеством рабочих мест, повсеместное разделение труда – все эти факторы коренным образом изменяют прежние традиции получения «образования на всю жизнь».

Несмотря на наличие всех предпосылок к изменению подходов, у современного российского образования остаются несовместимыми две позиции: желание сохранить высокую академичность, фундаментальность образования и необходимость реализации новой установки на компетентностный подход. Очень важно установить баланс подходов, прийти к компромиссу между классическими и инновационными практиками для достижения непрерывности образования.

Определяющим звеном современного непрерывного образования должно стать, в первую очередь, формирование иного мышления. Необходимо изменить мировоззрение человека, требующее умения видеть, воспринимать и разрешать реальные проблемы общества, экономики и экологии. Должно измениться сознание людей. Важно понимать, что в эпоху глобальных экономических и финансовых кризисов необходимо постоянное совершенствование профессионального мастерства для того, чтобы стать универсальным, конкурентоспособным работником нового времени.

В связи с этим в «Законе об образовании» Российской Федерации дано определение образовательных компетенций, а в Федеральных государственных образовательных стандартах выделены базовые компетенции для всех уровней и видов образования. К базовым компетенциям относятся: информационные – умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем; коммуникативные – умение эффективно сотрудничать с другими людьми; самоорганизации – умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы; самообразования – готовность конструировать и осуществлять собственный образовательный путь на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

Такие базовые компетенции, как успешность, конкурентоспособность, после разразившегося глобального кризиса должны быть дополнены новым важным понятием «выживаемость» в быстро меняющемся мире, в котором сможет полноценно жить лишь тот, кто будет соответствовать новому времени и современным требованиям. Способность приспосабливаться к быстрым переменам – важное качество современной личности. В связи с этим определяющую роль играет психологическая готовность человека к развитию, самозащите, быстрой адаптации, умению самостоятельно противостоять проблемам окружающей действительности и использовать их в своих интересах. Основным условием для получения желаемого результата становится очень быстрое развитие таких важнейших качеств личности, как самовоспитание, самоконтроль, и самоуправление [1].

Следовательно, возможны три направления движения личности в образовательном поле. Первое: человек, оставаясь на одном и том же образовательном уровне, повышая квалификацию, совершенствуя своё профессиональное мастерство через переосмысление ранее изученных фактов, понятий, закономерностей, обусловленных развитием науки, через осмысление своего опыта и выработки собственной концепции, движется вперед. Второе: поднимается по ступеням и уровням образования – движется вверх. Третье: целенаправленно движется в различных направлениях образовательного пространства, исходя из потребностей и возможностей на разных этапах профессионального пути.

Таким образом, одним из звеньев в системе непрерывного образования является профессиональная переподготовка, которая предусматривает получение дополнительных компетенций, необходимых для нового вида профессиональной деятельности с присвоением соответствующей квалификации. Осуществить переподготовку можно с целью расширения профиля, либо перепрофилироваться, и, наконец, получить образование, никак не связанное с имеющимся профессиональным опытом, то есть, получить профессию, востребованную на рынке труда. Переподготовка предусматривает изучение новейшего опыта, приобретение профильных и организаторских навыков для выполнения новых должностных обязанностей.

Современное инновационное непрерывное образование призвано предоставить возможность быть востребованным на рынке труда в любом возрасте.

Список литературы

  1. Быкова, М. В. Роль высшего образования в процессе формирования человеческого капитала [Текст] / М. В. Быкова // Кризис ХХI века: Вчера. Сегодня. Завтра: Материалы III международной научно-практической конференции, Саратов: изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2015. – С. 15–18.
  2. Гришина, С. А. Вопросы оценки качества образования и управления процессом его формирования [Текст] / С. А. Гришина, И. В. Савина, М. В. Быкова // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы : межвуз. сб. ст.: XVII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Тула, 14–17 февраля 2017 г.) / Минобрнауки РФ, ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л. Н. Толстого; науч. Ред. В. А. Панин; отв. ред. А. А. Потапов; ред. Л. Е. Басовский [и др.]. – Тула : Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2017. – С. 210–212.
  3. Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1 [Текст] // Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – Челябинск : Два комсомольца, 2011. – 162 с.
PDF