ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Борисов Александр Михайлович

УДК 371.3

А. М. Борисов

A. M. Borisov

Борисов Александр Михайлович, директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 763», г. Москва.

Borisov Alexander Mikhailovich, Director of the state budgetary educational institution of the city of Moscow «School No. 763», Moscow.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

ORGANISATION DESIGN AND UCHEBNO-RESEARCH ACTIVITY ON THE BASIS OF THE PRINCIPLE OF CONTINUITY

Аннотация. В статье рассматриваются возможности организации проектной и учебно-исследовательской деятельности на основе принципа преемственности.

Abstract. The article discusses the possibility of organizing project and educational research activities on the basis of the principle of continuity.

Ключевые слова: проектная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, преемственность.

Keywords: project activities, educational and research activities, continuity.

 

Активно развиваются и совершенствуются подходы к организации и управлению проектной и учебно-исследовательской деятельностью. Сегодня современная педагогическая наука и практика позволяют конструировать образовательное пространство, в котором активизируется и развивается творческий потенциал всех субъектов образовательного процесса. Основой конструирования такого образовательного пространства в нашей школе стала идея организации проектной и учебно-исследовательской деятельности на основе принципа преемственности. Внедрение данной идеи в школьный образовательный процесс предполагает решение следующих задач:

  • реализации междисциплинарного подхода в образовательном процессе и формирование системных представлений об окружающем мире и техносфере;
  • реализации деятельностного подхода в образовательном процессе;
  • реализации конвергентного обучения и формирование готовности жить, учиться и трудиться в эпоху конвергенции наук и технологий;
  • создание ситуации успеха, формирование мотивации, развитие интереса и эмоционального настроя в учебном процессе;
  • развитие креативного мышления, самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей обучающихся;
  • реализации сотрудничества и кооперации в выборе общих стратегий решения задач, формирование умения работать в проектной команде;
  • использование информационных образовательных ресурсов в организации образовательного процесса;
  • реализация индивидуального образовательного маршрута и формирование социально-профессионального самоопределения обучающихся.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности в нашей школе начинается уже на уровне начального образования и создает условия для реализации основных принципов образования, таких как: развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с родителями [1, с. 43].

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя новые условия, то есть, изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Таким образом, проектная и учебно-исследовательская деятельность выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия детей в образовательном процессе.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности на этапе начального образования создает условия и для обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ на последующих уровнях образования. Так, в проектной и учебно-исследовательской деятельности, осуществляемой еще в начальном образовании, учитываются основные направления образования, развитие которых предполагается на уровне основной и старшей школы.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности на начальном этапе образования имеет свою специфику в связи с возрастными особенностями детей. Как правило, все эти проекты в большей или меньшей степени являются педагогическими, то есть сам педагог моделирует либо процесс обучения, либо план конкретного мероприятия или занятия и т. п. Безусловно, что детям этого возраста еще трудно сформулировать проблему, выявить противоречия, спрогнозировать результат, составить план деятельности и т. д. Но при умелом подходе учителя, который находит методы и способы заинтересовать детей, «подвести» их к проблеме, вместе наметить план действий, школьники осваивают элементы проектной и учебно-исследовательской деятельности, которые являются подготовительным этапом для ее реализации на последующих уровнях образования. Кроме того, участие детей в проектной и учебно-исследовательской деятельности способствует формированию у школьников начальных классов универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Поэтому ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться – становится основанием для реализации принципа преемственности всех уровнях образовательного процесса в нашей школе. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к поиску нового технологического знания или технического решения [2, с. 107].

Особенности организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. У обучающихся начальной школы развивается наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру. В процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности происходит формирование исследовательского поведения, развитие познавательного интереса и становления положительной мотивации к учебной деятельности.

На уровне основного школы инициатива в выборе темы проекта или учебного исследования устойчиво переходит к ученику, становится его потребностью. Учащиеся пробуют свои силы в различных направлениях научно-технического творчества, происходит развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов проектной и исследовательской деятельности. Постепенно обучающийся делает свой выбор в пользу нескольких предметов, которые, как правило, и включает в свою индивидуальную образовательную траекторию (ИУП, профиль) на уроне старшей школы.

В старшей школе развитие проектной и учебно-исследовательской деятельности направлено на дальнейшее развитие интереса и творческих способностей формирование социально-профессионального самоопределения.

Список литературы

  1. Семенова, Г. Ю. Метод учебных исследований в технологической подготовке обучающихся [Текст] / Г. Ю. Семенова // Школа и производство. – 2018. – № 4. – С. 40–44.
  2. Семенова, Г. Ю. Обновление содержания технологического образования на основе современных достижений науки и технологий [Текст] / Г. Ю. Семенова // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2018. – № 4 (56). – С. 105–108.
PDF