ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО КВЕСТА

Раздел: Духовно-нравственное воспитание молодежи через возрождение традиционных ремесел и промыслов народов России

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 2

26 февраля 2019 г.

Авторы: Коновалова Нина Геннадьевна , Гилев Максим Леонидович

УДК 371.233:614.8

Н. Г. Коновалова, М. Л. Гилев

N. G. Konovalova, M. L. Gilyov

Коновалова Нина Геннадьевна, д.м.н., профессор кафедры физической культуры и спорта, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк.

Гилев Максим Леонидович, учитель географии и ОБЖ, руководитель военно-патриотического объединения «Воевода», МБОУ «Лицей № 104», г. Новокузнецк.

Konovalova Nina Gennadyevna, MD, professor of department of physical culture and sport, Novokuznetsk institute (branch) of the Kemerovo state university, Novokuznetsk.

Gilev Maxim Leonidovich, teacher of geography and Fundamentals of Health and Safety, head of the military patriotic association «Voivode», MBOU «Lyceum No. 104», Novokuznetsk.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО КВЕСТА

ENSURING THE SAFETY OF CARRYING OUT A TOURIST QUEST

Аннотация. Квест – современная форма обучения. Туристический квест, сопряженный с выходом подростков за город сопряжен с определенными рисками. Цель: представить опыт организации безопасности туристических квестов. Материал: опыт проведения туристических квестов с разновозрастной группой обучающихся лицея № 104 г. Новокузнецка в разное время года. Приведен опыт работы на всех этапах: подготовка квеста, проезд транспортом, пеший переход, прокладывание маршрута, проведение квеста, подведение итогов. Вывод: хорошая организация туристического квеста минимизируету риски, сохраняя преимущества этой интересной и полезной формы работы.

Abstract. Quest is a modern form of education. The tourist quest is associated with the departure of adolescents outside the city, so it has some risks. The purpose is to present the experience of organizing the safeness of tourist quests. Material: the experience of carrying out tourist quests with a mixed-age group of teenagers of lyceum No. 104 in Novokuznetsk at different times of the year. The experience of work at all stages is given: preparation of the quest, transportation by road, foot crossing, making a route, carrying out a quest and summing up. Conclusion: a good organization of the tourist quest minimizes the risks, while maintaining the benefits of this interesting and useful form of work.

Ключевые слова: туристический квест, безопасность, обучающиеся.

Keywords: tourist quest, safety, students.

 

Стандарты основного и, особенно, полного общего образования ориентируют педагогов на системно-деятельностный подход, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся, формирование у них активной учебно-познавательной позиции, развитие творческого мышления. У выпускников школ предполагается умение работать в команде, распределять обязанности, использовать на практике знания, полученные в ходе теоретических занятий.

Для достижения заявленных в стандартах результатов необходимы новые формы работы, основанные на интеграции общего и дополнительного образования. Сегодня общеобразовательные школы все шире вводят дополнительное образование в структуру своей деятельности [2]. Идет акцент на патриотическое воспитание обучающихся, формирование любви к своей стране, своему региону. При школах создаются военно-патриотические объединения. Их создание – важный аспект работы образовательного учреждения, поскольку закон РФ «Об образовании» определяет образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства…» [8].

Квест – одна из новых, современных педагогических технологий, стремительно набирающая популярность. Термин происходит от английского «quest» – поиск. Образовательный квест – специальным образом организованная игра, в ходе которой обучающиеся проходят реальный или виртуальный маршрут, преодолевают препятствия, решают встающие перед ними задачи, различные по сложности и характеру [4]. Среди достоинств квеста отметим активную позицию учащихся, необходимость актуализировать и мобилизовать все имеющиеся знания по искомому предмету, умение работать в команде: распределять роли, слышать партнеров, принимать коллегиальные решения.

К сожалению, популярность набирают, в основном, виртуальные квесты [1, 5], где ребята учатся нестандартно мыслить, работать с компьютером, но нет общения с живой природой, возможности глубже узнать свой край, применить на практике знания, полученные на самых разных предметах, сформировать метапредметные компетенции, выручить друг друга в реальной ситуации.

Туристический квест, как форма проведения внеурочных занятий, очень любим школьниками. Этому способствует множество факторов. Здесь и реальное общение с объектами окружающего мира, живое межличностное общение с распределением ролей… Выезд на природу, как раз то, чего так недостаёт современной городской молодёжи. А если учесть весь колоссальный объём полезного опыта, который ребята приобретают в процессе прохождения всех трудностей мероприятия, то квест представляется как наиболее эффективная форма внеурочной деятельности учеников. Туристический квест позволяет актуализировать все имеющиеся знания и умения, интегрировать их для решения задач, встающих перед обучающимися. Командная работа открывает большие перспективы взаимного обучения: ровесник ровеснику [6]. Выход за город раскрывает городскому школьнику красоту родного края.

Однако выход за пределы образовательного учреждения, тем более, за город всегда сопряжен с рисками: нарушение дисциплины, угрозы для здоровья, попадание в непредвиденные ситуации…[3] Стоят ли преимущества, которые дает проведение не виртуального, а реального квеста на местности этих рисков и как их избежать?

Приняв решение провести цикл квестов для ребят, занимающихся в военно-патриотическом объединении «Воевода», при МБОУ «Лицей №104», мы столкнулись с довольно большими сложностями…

Причем, оказалось, гораздо сложнее выполнить все требования контролирующих органов системы образования по сопровождению организованных групп детей, чем собственно придумать, запланировать, организовать и провести довольно сложное творческое мероприятие под названием квест.

Цель данной работы: представить опыт организации безопасности на всех этапах туристических квестов в разное время года в таёжной горной местности с разновозрастной группой обучающихся.

Материал и методы: работа выполнена на базе военно-патриотического объединения «Воевода», организованного при МБОУ «Лицей № 104», г. Новокузнецка и включает опыт проведения 4-х квестов: май 2017 г., ноябрь 2017 г., май 2018 г., июль 2018 г. В проведении квестов приняли участие школьники 14-17 лет, преподаватели и врачи. Численность участников варьировала от 12 до 20 человек. Соотношение взрослых и подростков варьировало от 1:3 до 1:5.

Каждый квест включал четыре этапа: подготовка, организация, проведение, рефлексия.

Результаты представляем по этапам работы.

На этапе подготовки одинаково важны две формы работы по обеспечению безопасности: работа с документацией и работа с обучающимися.

Работа с документацией. Прежде всего, важно чётко представлять ту местность, куда планируется совершить выход, и прогноз погоды на дни проведения квеста. Необходимо обзавестись подробной выверенной картой местности. После этого нужно нанести маршрут на карту или выполнить картосхему маршрута и зарегистрировать группу на станции юных туристов (с указанием времени отправления и прибытия, а также планируемыми контрольными точками пребывания в пути).

Чтобы получить разрешение на выход с группой обучающихся на пересечённую местность необходимо получить письменное разрешение от каждого родителя (законного представителя), выполнить требования региональной администрации к организации перевозок групп детей. У нас это «Положение об организованных перевозках групп детей автобусами на территории Кемеровской области» [7], по которым разрешается сопровождать учеников в выездных мероприятиях в количественном соотношении на 1 руководителя (взрослого) не более 7 учеников. Группу должен сопровождать медицинский работник. Руководитель группы обязан подписать приказ от своего работодателя, в котором вся полнота ответственности за жизнь и здоровье всех подопечных лежит лично на руководителе группы.

Предварительная работа с обучающимся проходила в форме организационного собрания, на которое школьники могли явиться вместе с родителями (законными представителями). На собрании до участников четко доносили информацию о сложности предстоящего маршрута, необходимых обуви, одежде, снаряжении, количестве дней, проведенных вне дома, и примерном распорядке дня и распределении обязанностей.

Все участники квестов – члены военно-патриотического объединения, регулярно посещавшие тренировки на открытом стадионе при лицее. Поэтому организаторы знают физические возможности и эмоционально-волевые особенности обучающихся, однако всегда необходимо уточнить актуальное состояние здоровья каждого потенциального участника квеста.

Непосредственно перед выходом проходит проверка амуниции и снаряжения обучающихся во избежание непредвиденных ситуаций и осложнений.

На этапе следования до места проведения квеста ученикам в сопровождении руководителей разрешено передвигаться исключительно на общественном транспорте или пешим порядком. Никакого личного автотранспорта! Исключение – если в группе помимо руководителя присутствует кто-то из родителей (законных представителей) ребёнка, он может перевозить только своего собственного ребёнка.

Если время в пути составляет более 4 часов, необходимо заказать полноценный горячий обед на всю группу.

Мы подбирали маршруты так, чтобы группа могла добраться электропоездом, и время в пути не превышало 4 часа.

На этапе пешего участка пути до места проведения квеста группу подстерегают всевозможные трудности, связанные с особенностями рельефа или погодных условий. Хотя ребята серьёзно проинструктированы перед выходом о личном снаряжении, имеют некоторый опыт, прошли проверку перед выходом, периодически бывают случаи поломки или потери снаряжения, неисправности, несоответствия качества, размера, характеристик, необходимых для успешного преодоления пути. Поэтому важно, чтобы кто-то из руководителей имел некоторый запас амуниции, снаряжения, набор инструментов для ремонта.

Во время проживания на природе в ожидании квеста ребятам приходится остаться в лагере в течение нескольких часов с неполным составом руководителей. Из троих-четверых руководителей двое или трое должны пройти весь маршрут будущего квеста, чтобы подготовить контрольные точки, спрятать подсказки и задания, сделать актуальные фотографии мест, которые надо будет найти. Значит, на всех учеников в лагере может остаться только один единственный взрослый член группы – врач, или, самое большее, двое. Это само по себе хорошо: ребята чувствуют себя самостоятельными, сами организуют бивуак, готовят еду. Однако, это сопряжено с некоторыми рисками, учитывая широкий спектр опасностей пребывания в среднегорье в условиях сибирской тайги ранней весной, поздней осенью, даже летом. Возможны и выход диких животных к лагерю, и какие-то внезапные, незапланированные синоптиками, природные катаклизмы, и шалости самих учеников, и обычные бытовые травмы во время приготовления пищи на костре, заготовки дров или установки палаток. Поэтому ребята должны хорошо понимать дисциплину, взаимную ответственность, не проявлять склонность к паническим реакциям.

Во время проведения квеста прохождение маршрута предполагает серьёзные физические нагрузки для всех его участников. Как правило, дистанция представляет собой кольцевой маршрут длиной около 8 километров по пересечённой местности с перепадом высот в диапазоне 200 метров. Весной и летом она включает скользкие, смоченные талыми водами или просачивающейся верховодкой грунты, валежник, наличие жалящих насекомых, возможность встречи с дикими животными. Поздней осенью и ранней весной снежный покров, незамерзшие, скрытые под снегом ручьи, ямы. Поэтому не только выполнение заданий квеста, но и само прохождение маршрута требует от ребят максимальной собранности и концентрации.

Маршрут достаточно длинный, без определенной тропы, что открывает возможность заблудиться. Правда возможность эта сведена к минимуму, поскольку каждая группа получает взрослого сопровождающего из числа прошедших маршрут накануне. Права голоса сопровождающий взрослый не имеет, кроме экстремальных ситуаций (пока что таких у нас не случалось).

По статистике наиболее распространёнными травмами во время пеших туристических походов являются ушибы, вывихи, растяжения и порезы. Можно получить механические или термические травмы во время выполнения задания «обед на костре». Так же можно получить пищевое отравление вследствие ошибочного выбора съедобных растений или их неправильного приготовления. Таких случаев тоже не было, что мы связываем с приличной теоретической и практической подготовкой ребят, наличием интернета по ходу всего путешествия и компетентного взрослого, сопровождающего каждую команду. Тем не менее, каждая команда имеет при себе минимальную аптечку на случай перечисленных событий.

Справедливости ради, необходимо отметить, пока что в наших квестах вмешательство взрослых в работу команд востребовано не было.

В день квеста один взрослый остается поддерживать порядок в лагере.

Подведение итогов и награждение победителей проходит на следующий за квестом день, поскольку ребята сильно устают на маршруте. Поиск пути по карте и подсказкам увеличивает реальную длину маршрута в полтора-два раза. А разный возраст участников и неодинаковая степень тренированности приводит к тому, что сильные всегда помогают тем, кто оказывается физически слабее. Поэтому устают все. Как правило, обе команды получают равноценные подарки, хотя формально побеждает только одна команда, набравшая больше баллов, фактически всегда побеждает дружба.

В заключение отметим, что туристический квест – очень канительное и ответственное дело для педагогов. Он требует времени, сил, готовности взять на себя огромную ответственность. Поэтому не все даже бывалые учителя готовы взваливать на себя связанные с этим труд и риск. В то же время, туристический квест – отличный способ привить обучающимся любовь к своему краю, умение наблюдать и понимать природу, помогать друг другу. Хорошо организованные туристические квесты позволяют свести к минимуму риски, сохраняя все преимущества этой интересной и полезной формы обучения и воспитания.

Список литературы

  1. Ганина, Н. В. Образовательный web-квест «Пешком в прошлое» [Текст] / Н. В. Ганина, В. В. Казакова // Молодой ученый, 2017. – № 22 (156). – С. 156-159.
  2. Герасименко, Н. А. Организация непрерывного профессионального образования на основе интеграции систем общего и дополнительного образования [Текст] / Н. А. Герасименко, В. Г. Герасименко // Наука и современность, 2011. – № 10-1. – С. 191-195.
  3. Гилев, М. Л. Проектная деятельность обучающихся по оказанию первой помощи пострадавшим в полевых условиях [Текст] / М. Л. Гилев, Н. Г. Коновалова, Т. О. Юрасова // Сборник материалов XIX городских Дней науки «Управление качеством инновационной деятельности: образовательная практика и проблемы критериальной оценки» (г. Новокузнецк, 08-09 февраля 2018 г.) под общ. ред. Ю. А. Соловьевой, О. А. Милинис, Е. А. Нагрелли. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2018. – С. 110-114.
  4. Дупленский, С. В. Образовательный квест как способ развития творческого мышления учащихся [Текст] / С. В. Дупленский, М. Е. Иванова// Современные проблемы науки и образования, 2018. – № 3. – С. 132-135.
  5. Ивлева, Н. В. Образовательный веб-квест как инновационная образовательная технология при обучении иностранному языку [Текст] / Н. В. Ивлева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2010. – № 6. – С. 225-228.
  6. Коновалова, Н. Г. Опыт подготовки, организации и проведения туристического квеста [Текст] / Н. Г. Коновалова, М. Л. Гилев, В. Л. Гилев // Современное общество и власть (Электронный научный журнал), 2018. – № 3(17). – 7 с.
  7. Положение об организованных перевозках групп детей автобусами на территории Кемеровской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.kuztur42.narod.ru/_private/2014_perevozka_detej.pdf (дата обращения 19.12.2018).
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения 19.12.2018).
PDF