УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: Теория и методика преподавания общетехнических дисциплин

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 2

26 февраля 2019 г.

Авторы: Романчук Алексей Александрович

УДК 371.21

А. А. Романчук

A. A. Romanchuk

Романчук Алексей Александрович, учитель технологии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старобачатская средняя общеобразовательная школа», Кемеровская область, Беловский район, п. Старобачаты.

Romanchuk Alexey Alexandrovich, teacher of technology, Starobachatskaya Secondary School Municipal Budgetary Institution, Belovo District, Kemerovo Region, Starobachaty Village.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AS A BASIC COMPONENT OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация. В работе рассмотрена структура методики формирования базового компонента технологической компетентности школьников.

Abstract. The paper considers the structure of the method of formation of the basic component of technological competence of schoolchildren.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, технологическая компетентность, метапредметные результаты обучения.

Keywords: universal educational actions, technological competence, metasubject results of training.

 

Понятие технологической компетентности в современной педагогической литературе в основном используется как некое отражение результатов обучения главным образом в профессиональном образовании [4, 5]. В то же самое время, поскольку компететнтностный подход, с внедрением федеральных образовательных стандартов (ФГОС), широко используется в структуре основного образования, охватывая, в том числе, и начальную школу, возникает необходимость оценки критериев сформированности технологической компетентности у школьников как одной из форм метапредметных результатов обучения [6].

В данной работе мы рассматриваем основу – базовый компонент технологической компетентности, и не ставим себе целью детального анализа всей ее структуры в целом. По этой причине ограничимся приведением нашей трактовки данного понятия.

Технологическая компетентность – это совокупность знаний, умений, навыков, личных качеств индивида, позволяющая ему успешно применять современные продукты производства и адекватно выстраивать свою жизнедеятельность в условиях текущего развития техносферы.

С нашей точки зрения технологическая компетентность включает в себя три основных компонента.

  • Базовый компонент – некоторая исходная совокупность знаний умений и качеств личности позволяющая адекватно воспринимать учебный материал.
  • Качественный компонент – включает в себя пять качеств личности: технологическое образование (в контексте навыков выполнения технологических операций), технологическое мышление, технологическая этика, технологическое мировоззрение, технологическая эстетика.
  • Содержательный компонент – включает в себя десять компетенций: компетенция дизайна, общетрудовая компетенция, предпринимательская компетенция, потребительская компетенция, экологическая компетенция, информационная компетенция, графическая компетенция, коммуникативная компетенция, культура дома, проектно-конструкторская компетенция.

Метапредметный характер технологической компетентности является одним из феноменов современной педагогики отражающим динамику интеграционных процессов в образовании. По этой причине ее реализация невозможна в рамках какой либо одной предметной области, и является продуктом целенаправленного стимулирования межпредметных связей всей совокупности дидактического комплекса основного общего образования (ООО), включая внеурочную деятельность.

Если база основного общего образования дает возможность говорить о формировании некоторых компетенций [2], то результаты начального общего образования согласно ФГОС НОО [1] включают в себя развитие универсальных учебных действий (УУД) и формирование некоторых базовых предметных понятий, которые можно считать основой содержания предметных областей основного образования.

Основным полигоном формирования технологической компетентности школьников, несмотря на ее метапредметный характер, в структуре общего образования выступает предметная область «Технология» [3]. Критерии оценки результатов сформированности технологической компетентности отражены не только в требованиях ФГОС ООО к предметным, но и частично присутствуют в требованиях к личностным и метапредметным результатам обучения.

Таким образом, в пятом классе главным и основным компонентом технологической компетентности, на базе которого начинается ее формирование, выступают УУД, подкреплённые некоторой теоретической базой и минимальным практическим опытом.

Именно опираясь на уже имеющийся уровень развития УУД и его приращения в результате обучения необходимо выстраивать методический вектор формирования технологической компетентности. В результате освоения учебного материала предметной области «технология» (содержательный компонент), посредством УУД (базовый компонент) формировать личные качества школьников (качественный компонент) направленные на эффективное использование современных технических средств в своей жизнедеятельности и успешную социализацию в условиях среды современного уровня развития техносферы.

Рассмотрим развитие базового компонента технологической компетентности.

Для визуализации структуры развития базового компонента технологической компетентности приведем модель, отражающую связь требований ФГОС ООО к результатам обучения в контексте УУД – рисунок 1.

На рисунке 1 прописными буквами с подчеркиванием обозначены области результатов обучения: М – метапредметные, П – предметные, Л – личностные. Строчными буквами, в областях пересечения окружностей результатов обучения приведены УУД: л - личностные, к - коммуникативные, п - познавательные, р - регулятивные.

Развитие базового компонента технологической компетентности представляет из себя последовательное стимулирование развития/закрепления УУД в освоении программы ООО, как в структуре предметной области «технология», так и в целом в образовательном процессе предметов основной школы, при этом сама последовательность имеет заданный алгоритм, пронумерованный на рисунке 1 цифрами 1-9.

Этапы 1-2: постановка учебных задач направленных на развитие регулятивных УУД посредством плавного перехода из тематической области направленной на реализацию сугубо предметных результатов обучения в метапредметную область, отражающую одновременное присутствие как предметных, так и метапредметных и личностных результатов обучения.

Например: «спрогнозировать возможные результаты использования различных инструментов и материалов для получения изделия заданного качества, с точки зрения личных качеств и опыта ученика».

Этапы 3-4: последовательный переход в область метапредметных результатов обучения с направленным стимулированием познавательных УУД.

Например: «самостоятельно провести анализ учебного материала по заданное тематике, и подкрепить его фактами и теоретическими сведениями из иных источников информации».

Этапы 5-6: стимулирование коммуникативных УУД. Данные этапы опираются на методы обсуждения и дискуссии.

Например: «на основе анализа учебного материала провести семинар, направленный на выявление противоречий и выработки стратегий их устранения».

Этапы 7-9: направлены на стимулирование мотивации учеников и заключается в повышении личностных УУД.

Например: «по результатам совещания по возможным причинам устранения противоречий в учебной задаче выделяются наиболее активные ученики, менее активные привлекаются к дополнительному изучению вопросов и по результатам работы делаются позитивные оценки их работы».

В результате цикличности (9-1) данного алгоритма в значительной мере повышается эффективность формирования как качественного, так и содержательного компонентов технологической компетентности.

Необходимо отметить элементы алгоритма, отмеченные точками 2, 5, 8. В этих элементах особое внимание стоит уделять методической составляющей направленной стимулирующей развитие регулятивных УУД. Именно на базе этих элементов в значительной мере происходит формирование таких элементов качественного компонента технологической компетентности как технологическое мировоззрение, технологическое мышление, технологическая этика и т.п.

В качестве методического базиса нами применялись бригадный метод обучения, программируемое обучение, проблемное обучение, проектный метод. Формы педагогического взаимодействия были расширен за счет применения средств дистанционного обучения, в том числе с использованием социальных сетей и образовательных сайтов.

Представление универсальных учебных действий в качестве базового компонента технологической компетентности позволяет раскрыть методическую структуру формирования технологической компетентности школьников.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] // Утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е. С. Савино. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2013.
  4. Ксенофонтова, А. Н. Развитие технологической компетентности педагога в инновационной деятельности школы [Текст]. / А. Н. Ксенофонтова // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь-декабрь). – С. 1-8. – Режим доступа : https://mir-nauki.com/PDF/93PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана.
  5. Маркова, С. М. Технологическая компетентность педагога профессионального обучения [Электронный ресурс]. / С. М. Маркова // Электронный научный журнал «Современные исследования социальных проблем». Modern research of social problems, № 3(47), 2015. – С. 30-36. – Режим доступа : http://journal-s.org/index.php/mrsp/issue/view/32015.
  6. Хаматгалеева, Г. А. Формирование технологической компетенции как необходимое условие развития технологической культуры учащихся [Текст]. / Г. А. Хаматгалеева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 3, 2010. – С. 65-69.
PDF