ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Раздел: Теория и методика преподавания общетехнических дисциплин

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 2

26 февраля 2019 г.

Авторы: Дорошенко Анатолий Григорьевич , Брыксин Алексей Александрович

УДК 371.398:62

А. А. Брыксин, А. Г. Дорошенко

A. A. Bryksin, A. G. Doroshenko

Брыксин Алексей Александрович, педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Центр «Меридиан», г. Новокузнецк.

Дорошенко Анатолий Григорьевич, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научно-методической работе, МБУ ДО «Центр «Меридиан», г. Новокузнецк.

Bryksin Aleksey Aleksandrovich, teacher of additional education MBI AE «Center «Meridian», Novokuznetsk.

Doroshenko Anatoliy Grigorievich, candidate of sciences, associate professor, deputy director for scientific and methodical work MBI AE «Center «Meridian», Novokuznetsk.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

FEATURES OF IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS AND TECHNICAL DIRECTION

Аннотация. В статье рассмотрены особенности дополнительных образовательных программ технической направленности, их соответствие современным требованиям.

Abstract. The article describes the features of additional educational programs of technical orientation, their compliance with modern requirements.

Ключевые слова: дополнительное образование, общеразвивающие программы, компетенции.

Keywords: additional education, general development programs, competences, career guidance.

 

Особенностью организации и наполнения содержанием образовательного процесса в системе дополнительного образования является свобода выбора, отсутствие жесткой регламентации содержания образования. Во многом это обусловлено тем, что в отличие от общего, среднего и высшего образования в дополнительном отсутствуют государственные стандарты. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Это позволяет формировать образовательную программу непосредственно под запросы и интересы обучающихся. Однако, это не говорит об оторванности этого вида образования от других. Как отмечает профессор Б. В. Куприянов: «общеразвивающими можно считать программы дополнительного образования, где у ребенка формируются компетенции осуществлять универсальные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные» [1]. Поэтому в процессе наполнения содержанием программ дополнительного образования целесообразно выделять элементы, обеспечивающие развитие названных способностей.

В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» [2].

Рассматривая дополнительное образование технической направленности, мы можем отметить, что оно не только обеспечивает профессиональную ориентацию детей и их адаптацию к жизни в обществе, но и в полной мере тесно связано с содержанием образования на других ступенях. Особенно ярко эта связь проявляется с естественнонаучными дисциплинами и технологией, изучаемыми в рамках школьной программы, а также с техническими и технологическими дисциплинами, изучаемыми в средних и высших учебных заведениях технической направленности. Таким образом, косвенно содержание дополнительных образовательных программ, так или иначе, должно быть близко к идеологии современных образовательных стандартов, где выделяются универсальные действия.

Можно с уверенностью заявлять, что обучение по программам технической направленности в системе дополнительного образования позволяет детям закреплять базовые знания и умения школьной программы и формировать так называемые предпрофессиональные компетенции, которые могут стать основой их будущей профессиональной деятельности. Это не углубленное изучение физики или химии, а именно интеграция знаний и компетенций, возможность попробовать себя в разных профилях, это поиск себя в своей будущей жизни. Важным результатом процесса обучения в дополнительном образовании является то, что человек движется к своей цели, показывает результаты и стремится учиться дальше. Такой подход позволяет сформировать у учащегося умения, необходимые ему в будущей профессии, осваивать предпрофессиональные компетенции, а также знакомиться с азами и ценностями будущей профессии. Дополнительное образование предоставляет ребятам эту возможность.

Осуществляя деятельность в сфере предоставления образовательных услуг по программам естественнонаучной и технической направленности, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского (юношеского) технического творчества “Меридиан”» (г. Новокузнецк) строит свою образовательную политику на формировании у обучающихся политехнической культуры, развитие творческих способностей через изобретательскую и рационализаторскую деятельности, развитие способностей создавать материальные объекты, производить ручные операции, используя восприятие и мышление. Наряду с формированием профессиональных, технических навыков (hard skills) коллектив центра стремиться к тому, чтобы обучающие в той или иной степени овладевали надпредметными компетенциями (soft skills), удовлетворяли свои индивидуальные потребности в нравственном и интеллектуальном развитии. Этому способствует организация занятий с использованием проектного метода обучения. Использование проектных технологий позволяет формировать у обучающихся мышление, ориентированное на решение проблем и создание возможностей. Организация проектной деятельности направлена на развитие творческих способностей, на умение концентрироваться и управлять своим вниманием, принимать решения. Выполнение коллективных проектов позволяет формировать навыки командной работы, умение слушать, понимать собеседника, вести дискуссии, приобретать навыки убеждения, нести ответственность перед другими членами команды за выполнение своей части общей работы.

Дополнительное образование имеет широкие возможности осуществления профессиональной ориентации школьников через реализацию образовательных программ. В творческих объединениях Центра «Меридиан» дети получают представление о существующих профессиях, например: системный администратор, электромонтажник, журналист, конструктор, программист, оператор станков с ЧПУ и других.

Эффективность обучения во многом зависит от наличия системы конкурсов и соревнований. Дополнительное образование технической направленности предполагает обязательную реализацию соревновательной компоненты, представление своих достижений на различных организованных массовых мероприятиях. Как правило, в любом творческом объединении предусмотрена защита выполненных проектов, кроме этого существует комплекс мероприятий районного, муниципального, регионального и всероссийского масштаба на которых могут быть представлены достижения учащихся. В «Меридиане» проводятся десятки мероприятий, которые позволяют обучающимся проявить свои способности, показать достигнутые результаты. Кроме этого ребята принимают активное участие в мероприятиях всероссийского уровня, таких как: Многопрофильная командная инженерная Олимпиада НТИ, Международный конкурс детских инженерных команд, Научно-технический конкурс проектов Инженериада УГМК и других.

Отдельно хотелось бы отметить участие в соревнованиях по стандартам WorldSkills Russia. Центр «Меридиан» выступает организатором проведения муниципальных (отборочных) этапов JuniorSkills. Соревнования проводятся по семи компетенциям: робототехника, электромонтаж, журналистика, мехатроника, электроника, токарная обработка на станках с ЧПУ, фрезерные работы на станках с ЧПУ. Команды Центра принимают участие в региональном чемпионате JuniorSkills по компетенциям робототехника, сетевое и системное администрирование, веб-дизайн, электроника. Наиболее значимым событием является участие команд Центра в корпоративном чемпионате АО «ЕВРАЗ ЗСМК» по стандартам WorldSkills Hi-Tech по компетенциям: электромонтаж и мехатроника. По итогам чемпионата команда «Меридиана» принимает участие в Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills (WorldSkills Hi-Tech), который проходит г. Екатеринбурге. В течение двух последних лет команды Центра «Меридиан» получают серебряные медали за второе место в компетенции электромонтаж.

В заключении обратимся к исследователям В. И. Блинову и И. С. Сергееву, которые отмечают: «Страна переживает период реиндустриализации, заводам снова нужны руки рабочих и головы инженеров. Система образования отвечает на этот вызов, пытаясь экстренно строить профориентационную работу и осознавая, что эта работа должна иметь практическую направленность» [3]. Таким образом, наши педагоги следуют в русле этой логики. Образовательные программы технической направленности, реализуемые в Центре «Меридиан» предполагают формирование общей системы понятий и развитие свойств личности направленных на успешность решения различных задач, включают в себя вопросы предпрофессиональной подготовки обучающихся, методические аспекты обучения детей, основы конкурсного движения.

Список литературы

  1. Куприянов, Б. В. Всего понемногу [Электронный ресурс]. // Электронный журнал «Директор школы». – Режим доступа : https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/135301670, свободный. – Загл. с экрана.
  2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон [от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 53.
  3. Блинов, В. И. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков [Текст] / В. И. Блинов, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. – 2015. – № 4. – С. 14-17.
PDF