ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Раздел: Проблемы и перспективы современного математического образования

Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 1

27 марта 2019 г.

Авторы: Мухаметшин Инсаф Маратович , Галямова Эльмира Хатимовна

УДК [373.5.016:51]:371.334

И. М. Мухаметшин, Э. Х. Галямова

I. M. Mukhametshin, E. H. Galjamova

Мухаметшин Инсаф Маратович, студент 2 курса ФМиИ, НГПУ, г. Набережные Челны.

Галямова Эльмира Хатимовна, к.п.н., доцент, Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны.

Mukhametshin Insaf Maratovich, 2-year student Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny.

Galyamova Elmira Hatimovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny.

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

THE APPLICATION OF TRAINING TECHNOLOGIES IN MATHEMATICS LESSONS

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие «тренинговые технологии», как элемент профессиональной компетентности будущего учителя математики. Рассмотрено понятие тренинга, его структура и виды тренинга.

Annotation. This article shows the use of training technologies required in the process of training and future professional activity of students. The concept of training, its structure, principles of organization and types of training.

Ключевые слова: тренинг, интерактивный метод.

Keywords: training, interactive method.

 

В федеральных образовательных стандартах высшего образования всех уровней подготовки с позиции компетентностного подхода описаны характеристики результатов обучения. В результате освоения образовательных программ будущий учитель математики должен обладать набором компетенций, позволяющих успешно реализовывать требования новых стандартов. Принципиально новые подходы к пониманию качества результатов обучения требуют новых технологий и подходов к организации образовательного процесса. Современные образовательные технологии должны формировать коммуникативную компетентность через организацию сотрудничества. Становится актуальным построение индивидуальных траектории с учётом познавательных интересов и профессиональных предпочтений. Согласно требованиям ФГОС каждый выпускник школы должен обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки.

Инновации в применении образовательных технологий должны быть основаны на совмещении обучения и воспитания. Достижение успеха в обучении и воспитании одновременно, на наш взгляд, возможно при использовании интерактивных технологий, основанных с одной стороны на применении деятельностного подхода к обучению, а с другой – на организации постоянного диалога всех участников образовательного процесса, позволяющего организовать необходимую обратную связь.

Использование интерактивных технологий в процессе обучения позволяет сформировать коммуникативную компетентность: продуктивные подходы к поиску информации, умение выслушать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, умение сформулировать собственную точку зрения, обосновать ее, согласиться с допущенными ошибками и внести соответствующие коррективы. Интерактивные методы обучения способствуют повышению мотивации, поисковой активности учащихся и вовлеченности участников в процесс совместного решения проблемы. В методической литературе выделяют следующие формы и методы интерактивного обучения: игровые и тренинговые.

В нашем исследовании мы будем понимать под тренингом «процесс педагогического взаимодействия (учитель – ученик, ученик – ученик), который способствует становлению ученика как субъекта учебной деятельности, включает его в развивающее обучение через собственную учебную деятельность» [2].

В. Э. Пахальян рассматривает тренинг, как «совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений». Аналогичную трактовку данному термину дают С. Торп, Дж. Клиффорд (тренинг – это процесс, посредством которого некто учится новому умению или аспекту знания) [3].

Сравнительный анализ предлагаемых определений «тренинга» позволяет определить его как учебную программу или комплекс упражнений эффективной групповой работы. В результате тренинга получаем конечный продукт – набор знаний и умений в процессе определенной деятельности.

Формально тренинг – это «групповое занятие под руководством ведущего, направленное на развитие личностных качеств индивида, лучшее понимание себя и других; один из специфических способов получения личностного опыта, где основу любого тренинга составляет групповая работа, что делает ее весьма удобной технологией влияния на личность в специально организованных групповых воздействиях» [1].

В качестве особенности тренинга определим его структуру. Как правило, в тренинговых занятиях выделяют пять стадий: подготовка (мотивация, настройка, планирование работы, установка правил), осознание (понимание сущности темы, ее значения лично для участника тренинга), переоценка (решение проблемных ситуаций на основе личного опыта, проблемное обсуждение решений, сравнение с личным опытом), действие (выполнение упражнений, творческих заданий, обсуждение результатов) и рефлексия (оценка результатов тренинга и степени удовлетворенности занятием всех участников).

Апробация разработок по обучению поиску решения текстовых задач в школе № 55 в формате тренинга на уроках математики позволила совместить образовательные и развивающие задачи. Замечено, что в процессе тренинга значительно активизируется познавательная активность учащихся, они легко включаются в работу на уроке. Однако, в ходе тренинга мы столкнулись и с рядом трудностей. Например, не все учащиеся готовы к беспрерывной работе на протяжении всего занятия, проявились проблемы с умением общаться в группе. Учитель должен уметь организовывать продуктивный диалог и взять на себя функции тренеров-технологов. Однако результаты свидетельствует об эффективности внедрения тренинговых технологий в образовательный процесс.

Список литературы

  1. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга [Текст]. / И. В. Вачков. – М., 2005.
  2. Зарецкая, Л. В. Обучение через общение (интерактивные психолого-педагогические технологии в профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательных учреждениях). Учебно-методическое пособие для педагогов и пси­хологов общеобразовательных учреждений [Текст]. / Л. В. Зарецкая. // Под редакцией Б. С. Братуся. – М., 2004. – С. 45- 90, С. 113-118.
  3. Торп, С. Коучинг: руководство для тренера и менеджера [Текст]. / С. Торп, Дж. Клиффорд. – СПб. : Питер, 2004.
PDF