РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Раздел: Проблемы и перспективы современного математического образования

Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 1

27 марта 2019 г.

Авторы: Котлобай Елена Васильевна

УДК [373.5.016:51]:001.8

Е. В. Котлобай

E. V. Kotlobay

Котлобай Елена Васильевна, студентка 2 курса магистратуры ФФМиТО УлГПУ, г. Ульяновск.

Kotlobay Elena Vasilevna, 2-year student of a master’s degree of the faculty of physics, mathematics and technology education of ULSPU, Ulyanovsk.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

THE ROLE AND IMPORTANCE OF SYSTEMATIZATION AND ACTUALIZATION OF KNOWLEDGE IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS

Аннотация. Статья посвящена важному вопросу о значении и роли систематизации и актуализации знаний в процессе обучения математике.

Annotation. The article is devoted to the important question of the meaning and role of systematization and actualization of knowledge in the process of teaching mathematics.

Ключевые слова: систематизация знаний, актуализация знаний.

Keywords: knowledge systematization, knowledge actualization.

 

Систематизация и актуализация знаний является важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала в процессе обучения. Этот процесс заслуживает особого внимания, так как именно он играет огромную роль в конечном результате обучения.

В настоящее время образовательный процесс, построенный на принципах развивающего обучения, подразумевает активное взаимодействие учителя и учащихся, в ходе которого выстраивается определенная система знаний, умений, навыков, а также убеждений, определяющих мировоззрение.

Систематизация является естественным свойством умственной деятельности, которое подразумевает формирование определенных взаимосвязей между изучаемыми процессами и научного познания. Своевременная реализация систематизации является важнейшим условием формирования обобщенных знаний, применяемых в различных ситуациях. Актуализация знаний, в свою очередь, естественным образом подразумевает их систематизацию.

В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского актуализация рассматривается как «действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении» [3, с. 15].

Само понятие «актуализация», определяет необходимость сделать знания нужными, актуальными в данный момент. Кроме того, актуализация подразумевает развитие психических процессов учащихся, а именно сосредоточение внимания, понимание значимости, проявление заинтересованности и активности на уроках.

Основная цель актуализации – с помощью воссоздания ранее полученных знаний создать условия для успешного усвоения нового материала учащимися, что благоприятствует активности и самостоятельности обучающихся на протяжении всего урока.

Актуализация знаний играет огромную роль в процессе обучения математики. От грамотно проведенной актуализации зависит успешное восприятие и понимание нового материала. Периодическое возвращение к предыдущему учебному материалу с наиболее высокого уровня знаний дает возможность повысить положительную динамику освоения новых понятий и подразумевает реализацию в наиболее полной мере принципов последовательности, систематичности и непрерывности образовательного процесса.

Обучение математики в основной школе базируется на пропедевтике знаний, полученных учащимися на более ранних этапах изучения. Так, например, в начальной школе учащиеся на уроках математики осваивают простейшие линейными уравнениями, алгоритмы и методы решения. В средней школе учащиеся осваивают более сложные виды уравнений, например, дробно-рациональные, которые путем алгебраических действий сводятся к линейным.

Рассмотрим понятие «систематизация». Систематизация – это мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа [1].

Главной целью систематизации знаний является определение уровня качества знаний учащихся и указание способов их углубления и совершенствования.

Систематизация знаний на уроках математики может быть организована не только учителем, но и может быть выполнена самими учащимися. Особое внимание на уроках математики необходимо уделить схемам и таблицам. Именно применение схем и таблиц на уроках математики подразумевает развитию психических процессов, таких как мышление, память, а также способствует формированию умения самостоятельно проводить обобщение знаний, что способствует повышению уровня приобретенных знаний. Применение работы с таблицами, схемами на уроках математики следует начинать как можно раньше. На первом этапе – это заполнение предложенных таблиц, в дальнейшем – их самостоятельное составление. Такие задания не только содействуют формированию прочных и систематических знаний, но и подразумевают развитие у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, развитие творческих способностей, проявление инициативы.

Математика, как и другие науки, включает в себя систему понятий (суждений) и их отношений, имеет свою специфику. Н. К. Крупская подчеркивала, что «в математике требуется громадная систематичность: если выпадет хотя бы одно звено, то делается непонятным все остальное. Следовательно, здесь особенно важны те приемы, которые заставляют постепенно овладевать отдельными звеньями» [2, с. 602].

Многим учащимся с большим трудом удается воспринимать и запоминать формулы, изучаемые на уроках математики. Грамотно выстроенная систематизация поможет учащимся избежать запоминания данного материала как набор, сумму фактов. Более легкому и прочному запоминанию будет способствовать систематизация, в которой непосредственное участие будут принимать сами учащиеся.

Грамотно выстроенная систематизация учебного материала на уроках математики помогает преподавателю оценивать качество знаний учащихся, своевременно оказать необходимую помощь и предотвратить возможные недочеты в решении поставленных задач. Все это в целом определяет благоприятные условия для развития познавательных, творческих способностей учащихся и активизации их самостоятельности на уроках математики.

Актуализация и систематизация, осуществляемая на низком уровне, является одной из основных причин слабого овладения учебного материала по математике. Именно эта причина определяет потребность в организации деятельности учащихся на уроках математики, специально направленной на систематизацию и актуализацию приобретенных учащимися элементов знаний.

Рассмотрим основные функции систематизации и актуализации знаний.

Функция актуализации состоит в выстраивании приобретенных знаний в структурную систему, а также предусматривает воспроизведение ранее приобретенных знаний и применение их при изучении нового учебного материала. Систематизация знаний направлена на выполнение следующих функций: контролирующих, обучающих (образовательных), диагностических, прогностических, развивающих, ориентирующих и воспитывающих. Именно на осуществление данных функций ориентированы уроки систематизации и актуализации, которые целесообразно проводить по окончании изучения темы, раздела или курса. Уроки систематизации и актуализации способствуют расширению, обобщению учебного материала, а также позволяют сделать знания учащихся более глубокими и прочными.

Актуализация и систематизация знаний обеспечивают обобщающее повторение ранее изученного материала и являются одними из средств повышения качества усвоения знаний учащимися в процессе обучения математики.

Список литературы

  1. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. / Б. М. Бим-Бад. – М., 2002. – С. 259.
  2. Крупская, Н. К. Хороший учебник – политехнической школе (Доклад на совещании авторов при Учпедгизн) [Текст]. / Н. К. Крупская // Пед. соч. : В 10 т. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959.
  3. Психологический словар [Текст]. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – 1990. – М. – 494 с.
PDF