ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙСОВ

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 3

8 мая 2019 г.

Авторы: Криворученко Мария Александровна

УДК 373.5.016:51

М. А. Криворученко

M. A. Krivoruchenko

Криворученко Мария Александровна, преподаватель математики ГОУ СПО «ТКБиС», г. Тирасполь.

Krivoruchenko Maria Aleksandrovna, teacher of mathematics of Public Educational Institution of Secondary Vocational Education TKBIS, Tiraspol.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙСОВ

DESIGN OF THE METHOD OF CASES

Аннотация. В статье изложены основные принципы активного и интерактивного обучения. Приводится развернутая характеристика метода кейсов. Представлен пример использования кейс-технологии на тему «Системы уравнений в современности».

Annotation. In article the basic principles of active and interactive training are stated. The developed characteristic of a method of cases is given. The example of use a case technology on the subject «The Systems of the Equations in the Present» is presented.

Ключевые слова: активные методы, интерактивные методы, кейс-технологии.

Keywords: active methods, interactive methods, case technology.

 

В настоящее время постоянно используют выражение – активные и интерактивные методы обучения. Схема взаимодействия активных методов обучения – «учитель = ученик». Данные методы рассчитаны на равнозначное участие преподавателя и обучающихся в учебном процессе. Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». В данном случае, не только педагог вовлекает студентов в процесс обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, оказывают влияние на мотивацию «соседа». Преподаватель становится лишь помощником, координатором процесса обучения.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы как дискуссионные, игровые, тренинговые, рейтинговые.

Очевидно, что в процессе обучения педагог выбирает и использует комбинацию нескольких методов. Однако результат зависит от системности и соответствия выбранных методов и поставленных задач.

К самым распространенным методам активного обучения обычно относят: презентации, кейс-технологии, проблемная лекция, дидактические игры, баскет-метод.

Кейс-технологии – используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование [2].

Метод кейсов (конкретных ситуаций) дает возможность участникам тренинга разбирать реальные или воображаемые ситуации. Он подразумевает диагностику проблемы, выработку методов ее разрешения и оценку участниками эффективности действий, предпринятых для решения проблемы (проблема и варианты ее решения сообщаются в инструкции к кейсам).

В зависимости от степени сложности предлагаемых задач метод применяется либо в виде коротких упражнений на 30-60 минут, либо в более развернутом виде. В отдельных случаях вокруг какой-либо сложной ситуации выстраивается небольшой курс.

В не зависимости от продолжительности упражнения обучение подразумевает изложение проблемы в документальной форме (сообщение, видео, показ слайдов).

Рассмотрим пример применения кейс-метода на занятии математики. Название кейса: «Системы уравнений в современности». Тип кейса: практический. Цели занятия:

  1. развитие познавательного интереса к решению систем, через жизненные ситуации;
  2. отработка практических навыков при решении систем линейных уравнений различными методами;
  3. развитие интереса обучащихся к математике. Расширение кругозора через решение задач связанными с жизненными ситуациями.

Пример фрагмента содержания кейса.

Задание № 1. Познакомиться с ситуацией, представленной в кейсе и с документами, связанными с приобретением оборудования.

Задание № 2. Исследовать представленную историю и документы.

Задание № 3. Выписать все известные значения и составить систему линейных уравнений.

Задание № 4. Предложить несколько способов ее решения. Решить систему методом Крамера.

Задание № 5. Проанализировать и интерпретировать полученные значения.

Текст. «Фирмой «Партнер» были выделены денежный средства для покупки предметов для оборудования офиса. Позже выянилось, что в другом месте компьютеры можно приобрести по 19,5 тыс. руб., а столы – по 8 тыс. руб. (стулья по той же цене), благодаря чему на ту же сумму было куплено на 1 стол больше...»

Фрагмент документа (рис. 1, рис. 2).

К преимуществам метода кейсов относят: реализм, то есть метод дополняет многие теоретические моменты курса с помощью практических задач, которые группа должна решить. Минимальное давление на участников, что позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях тренинга. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения. Активное взаимодействие участников в форме диалога, которое предоставляет возможность быстрой и полной оценки важности обсуждаемого вопроса и возможных решений [1].

Недостатками метода кейсов считается появление заблуждений, так как при столкновении с аналогичной проблемой в реальной жизни в распоряжении может не оказаться такого же запаса времени, знаний и безопасности, как при выполнении упражнения. Отсутствие конкретных выводов и практических рекомендаций за определенный промежуток времени. Метод кейсов применяется для маленьких групп или больших, но разделенных на несколько маленьких. Весьма эффективен для развития аналитических способностей участников.

На первых этапах изучения новой темы учебное действие складывается как предметное, постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Эффективное применение кейс-метода на уроках математики поможет учащимся достичь планируемых результатов обучения.

Наиболее важными результатами использования данных методов является длительное время активности – обучащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса, самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач, мотивированность к обучению.

Список литературы

  1. Гузеев, В. В. Методы и организационные формы обучения [Текст]. / В. В. Гузеев. – М. : Народное образование. 2001. – С. 54-55.
  2. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения [Текст]. / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. – М. : Академия, 2007. – 176 с.
PDF