ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Раздел: Современные педагогические технологии организации урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 3

8 мая 2019 г.

Авторы: Васильев Алексей Алексеевич , Шмонденко Ольга Дмитриевна

УДК [37.016:51]:330.567.2

О. Д. Шмонденко, А. А. Васильев

O. D. Spondence, A. A. Vasiliev

Шмонденко Ольга Дмитриевна, студентка 3 курса группы ИФа-16-1, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Васильев Алексей Алексеевич, старший преподаватель каф. МФММ, НФИ КемГУ, учитель физики МБНОУ «Лицей № 111», г. Новокузнецк.

Spondence Olga Dmitrievna, student, Novokuznetsk Institute (branch) «Kemerovo State University», Novokuznetsk.

Vasiliev Alexey Alexeyevich, teacher, Novokuznetsk Institute (branch) «Kemerovo State University», the physics teacher, MBOU «School № 111», Novokuznetsk.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

FINANCIAL LITERACY STUDENTS AND STUDENTS OF NONECONOMIC SPECIALTIES

Аннотация. В статье обосновывается своевременность введения уроков финансовой грамотности в качестве эксперимента в школах России. Приводится описание и результаты небольшого исследования по выявлению уровня финансовой грамотности современных старшеклассников и вчерашних школьников – студентов неэкономической специальности. Приведены примеры проектных заданий, которые могут быть реализованы во внеурочной деятельности и будут способствовать повышению уровня практической экономической грамотности.

Annotation. The article substantiates the timeliness of the introduction of financial literacy lessons as an experiment in Russian schools. The description and results of a small study to identify the level of financial literacy of modern high school students and students of yesterday's non – economic specialty. Examples of project tasks that can be implemented in extracurricular activities and will help to improve the level of practical economic literacy are given.

Ключевые слова: финансовая грамотность, экономический проект школьника, внеурочная деятельность.

Keywords: financial literacy, the economic project of the school student, extracurricular activities.

 

Для современного мира, где технологии шагают семимильными шагами, когда купить продать или заказать товар можно через интернет, с другой точки планеты, каждый человек может быть и продавцом и покупателем, когда кредит можно получить не выходя из дома, необходимость компетенций в области финансов возрастает стократно [1].

Для повышения финансовой грамотности подрастающего поколения в настоящее время в России запущен проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Он реализуется Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком.

Целью проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг. В этом проект приняли участие восемь регионов, такие как Алтайский край, Томская область, Калининградская область и другие. Там разработана большая база мероприятий, которые можно отследить на сайтах финансовой грамотности области, и которые проводятся факультативно как в школах, лицеях, техникумов и ВУЗов, так и для представителей взрослого поколения. Всю информацию о проектах и мероприятиях можно непосредственно узнать на соответствующих сайтах [2].

Нами проведено небольшое исследование по определению уровня финансовой грамотности сегодняшних школьников и студентов (вчерашних школьников), чья специализация никак не связана с экономикой, мы провели исследование, которое отражает их понимание и владение основными механизмами экономики.

В исследовании приняло участие девятнадцать учащихся десятых-одиннадцатых классов. Им было предложено решить небольшую экономическую задачу про стипендии, с выбором одного правильного ответа из трех предложенных, формула для расчета прилагалась. По условиям эксперимента на решение задачи было отведено не более 20 минут. Сначала школьникам предлагалось решить задачу самостоятельно, если в течение 10 минут ни на один из трех вопросов задания ответ не был найден, то ученикам предлагалось объединиться в группу и совместными усилиями попытаться решить задачу.

В результате ни один из учащихся не справился с заданием самостоятельно, а также ни одна группа не справилась с решением задачи полностью. Причём около половины школьников не предложили ни на один из предложенных вопросов.

Результаты даже этого небольшого исследования могут свидетельствовать об низком уровне способности к решению финансовых и экономических задач, неумении применять на практике теоретические знания, полученные в школе.

Следующим этапом эксперимента было рассмотрение уровня финансовой и экономической грамотности вчерашних школьников – сегодняшних студентов.

В данном исследовании приняли участие студенты НФИ КемГУ профиля обучения «Информатика и Физика». Респонденты прошли онлайн-тестирование на сайте школы финансовой грамотности. Здесь так же, как и в случае школьников, ни один респондент не набрал максимальное число баллов, что может также свидетельствовать о невысоком уровне владения финансовой грамотности.

Исходя из результатов проведённого исследования (хотя и небольшого) можно сделать вывод о своевременности введения на уровне страны эксперимента по формированию финансовой грамотности школьников. Надеемся, что результаты эксперимента будут успешными и уроки финансовой грамотности прочно войдут в школьный учебный процесс.

Однако и в настоящее время, используя преимущества ФГОС, в рамках внеурочной деятельности можно организовать проектную деятельность, направленную на решение конкретных практических задач с экономической составляющей.

В качестве примера приведём следующие варианты подобных заданий.

  1. Тарифы на электроэнергию постоянно растут, и Вашей школе приходится нести всё большие и большие расходы. А если оснастить спортивный зал тренажёрами (беговыми дорожками, велотренажёрами) и подключить их батареям-накопителям, то можно вырабатывать электроэнергию для школы самим. Рассчитайте экономическую выгоду такого проекта. Через какое время окупятся расходы? Какой кредит выгоднее взять под реализацию этого проекта?
  2. Наш город – замечательный город и Вы сможете сделать его ещё интереснее, создав необычный сквер. Предложите вариант такого сквера. Рассчитайте экономические затраты на реализацию такого проекта. Какой кредит выгоднее взять под реализацию этого проекта?

Список литературы

  1. Захарова, И. Что знают об экономике современные школьники? [Электронный ресурс] / И. Захарова // МЭЛ. – Режим доступа : https://mel.fm/uchebny_plan/6208437-economics (дата обращения : 20.01.19).
  2. Дружим с финансами [Электронный ресурс]. // Официальный сайт проекта финансовой грамотности «Ваши Финансы». – Режим доступа : https://vashifinancy.ru/ (дата обращения : 20.01.19).
PDF