ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МОУ «СОШ № 2» г. КЫШТЫМА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования. Ч.1

31 марта 2020 г.

Авторы: Савинова Марина Петровна , Дворцова Лариса Николаевна

УДК 376.24

М. П. Савинова, Л. Н. Дворцова

M. P. Savinova, L. N. Dvortsova

Савинова Марина Петровна, куратор дистанционного обучения детей-инвалидов, МОУ «СОШ № 2», г. Кыштым, Россия.
Дворцова Лариса Николаевна, сетевой преподаватель дистанционного обучения детей-инвалидов, МОУ «СОШ № 2», г. Кыштым, Россия.

Savinova Marina Petrovna, curator of distance learning for children with disabilities, MOU «School No. 2», Kyshtym, Russia.
Dvortsova Larisa Nikolaevna, online teacher of distance education for children with disabilities, MOU «School No. 2», Kyshtym, Russia.

 

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МОУ «СОШ № 2» г. КЫШТЫМА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

REMOTE LEARNING OF CHILDREN WITH DISABILITIES OF HEALTH IN MOU «SCHOOL № 2» OF THE KYSHTYM CHELYABINSK REGION (FROM EXPERIENCE)

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации. Приводится опыт работы, направленный на создание безбарьерной среды, воспитание, социализацию обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Annotation. The article is devoted to the problem of organizing distance education for children with disabilities in General education organizations. The work experience aimed at creating a barrier-free environment, education, and socialization of students with special educational needs is presented.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, принципы организации дистанционного обучения детей-инвалидов, куратор, волонтёрство.

Keywords: distance learning technologies, principles of distance learning for children with disabilities, curator, volunteering.

 

В целях решения проблемы создания безбарьерной среды в нашей школе реализуется одно из перспективных направлений инклюзивного обучения – применение дистанционных образовательных технологий. В настоящее время дистанционное образование стало реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получать образование по индивидуальной траектории, в соответствии с принципами открытого образования. Данная форма получения образования позволила реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации.

Дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране стало доступным благодаря программе реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2012-2019 годы, в который по инициативе Президента Российской Федерации включено мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». С 01.09.2011 г. наша школа вступила в проект «Дистанционное образование детей-инвалидов» на территории Челябинской области. Дистанционное образование детей-инвалидов в 2019 году осуществляется в рамках реализации государственной программы Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018-2025 годы. Работа проводилась по утвержденному плану мероприятий, и, к настоящему моменту, мы успешно прошли по основным этапам данного проекта – сотрудничество с Центром ДО детей-инвалидов: подбор и обучение сетевых преподавателей и педагога-куратора ДО, непосредственно осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов (очные курсы в объёме 72 часа), обеспечение детей, учителей комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, программного обеспечения; подключение рабочих мест (мест проживания) детей-инвалидов, учителей к сети Интернет, организация образовательного процесса.

Группу проекта составляют дети-инвалиды, обучающиеся индивидуально на дому по образовательным программам, не имеющие противопоказаний при работе с компьютером.

Динамика охвата ДО детей-инвалидов в МОУ «СОШ № 2»:

2011-2012 уч.г. – 3 человека; 2012-2013 уч.г. – 4 чел.; 2013-2014 уч.г. – 5 чел.;

2014-2015 уч.г. – 3 чел.; 2015-2016 уч.г. – 1 чел.; 2016-2017 уч.г. – 2 чел.;

2017-2018 уч.г. – 1 чел.; 2018-2019 уч.г. – 2 чел.; 2019-2020 уч.г. – 2 чел.

Дистанционное обучение – это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса.

Для реализации дистанционного обучения были разработаны локальные акты образовательной организации: устав (с изменениями), положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому, положение о дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Нормативно-правовую базу ОО составляют:

  • Приказ о внедрении дистанционного обучения в ОО (издается 1 раз в год).
  • Приказ руководителя общеобразовательного учреждения о назначении педагога-куратора, осуществляющего сопровождение ребенка-инвалида в рамках реализации проекта (издается 1 раз в год).
  • Утвержденный приказом руководителя и согласованный с родителями (законными представителями) ребенка-инвалида индивидуальный учебный план.
  • Утвержденный приказом руководителя и согласованный с родителями (законными представителями) ребенка-инвалида учебный план дистанционного обучения.
  • Утвержденное приказом руководителя и согласованное с родителями (законными представителями) расписание сетевых занятий.
  • Характеристика обучающегося дистанционно ребенка-инвалида.
  • Утвержденная руководителем должностная инструкция педагога-куратора.
  • Утвержденная руководителем должностная инструкция сетевого преподавателя.
  • Договоры гражданско-правового характера с сетевыми преподавателями Челябинской области, осуществляющими образовательный процесс с детьми-инвалидами, закрепленными за образовательным учреждением (1 раз в год).

Основными принципами организации дистанционного обучения детей-инвалидов являются:

  • добровольность участия детей-инвалидов в проекте;
  • обеспечение их конституционных прав на получение общедоступного качественного общего и дополнительного образования;
  • обеспечение условий детям-инвалидам для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
  • создание условий для обеспечения охраны здоровья детей-инвалидов, участвующих в проекте;
  • адаптивность модели дистанционного образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей-инвалидов [1].

Осуществляют дистанционное обучение детей сетевые преподаватели. Занятия проводятся на образовательной платформе ай-школы.

Дистанционное обучение позволяет каждому ребенку заниматься по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе. Урок – основная единица образовательного процесса. Преподаватель дистанционного урока должен ориентироваться на определенный алгоритм его построения, насыщенного электронным контентом. Длительность 1 урока примерно 40 минут. Ребёнок может выбрать до 4 учебных дисциплин.

Учителя проводят уроки разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи, а также контролировать «посещаемость», активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке. Каждый дистанционный урок индивидуальный, рассчитанный именно на одного ребенка – один учитель, один ученик. Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости.

В конце месяца сетевой преподаватель высылает куратору отчёт о выполнении индивидуального плана, на основании которого составляется акт выполненных работ, заполняется табель учёта рабочего времени, и все документы отправляются в бухгалтерию. Куратор делает сводный отчёт о выполнении ИП и отправляет в Центр ДО детей-инвалидов.

В школе осуществляется психолого-педагогическое сопровождение дистанционного обучения детей с ОВЗ. Направления работы педагога-психолога нацелены на повышение психологической компетентности педагогов, родителей в вопросах обучения детей с ОВЗ.

Кроме того, осуществляется постоянное взаимодействие куратора с обучающимися, их родителями, что также обеспечивает им морально-психологическую поддержку.

Родители детей-инвалидов – особая категория взрослых. Им в первую очередь необходимы конструктивная помощь, дельный совет и морально-психологическая поддержка. В связи с этим было организовано обучение родителей на базе межшкольного методического центра г. Кыштыма. Также регулярно проводятся областные, муниципальные, школьные родительские собрания.

Процесс социализации детей-инвалидов также весьма важен. Ребята принимают участие в сетевых проектах, проводимых Центром дистанционного образования Челябинской области (в год 6-7 проектов). Имеется интересный опыт взаимодействия учащихся школы с детьми-инвалидами. Форма взаимодействия – волонтерство. Учащиеся школы – одноклассники – посещают инвалида на дому и проводят беседы, классные часы.

Реализация направлений деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов позволила добиться определённых результатов. По окончании 11 класса ребята поступают в высшие учебные заведения с использованием дистанционных технологий. Принимают участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Дети неоднократно являлись участниками конкурсов, становились обладателями городской премии «Триумф».

Таким образом, использование технологий дистанционного обучения является эффективным решением проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов.

Несмотря на имеющиеся очевидные преимущества дистанционного обучения, есть и слабые стороны данной формы обучения.

Во-первых, это некачественная связь. Частые перебои с Интернет.

Во-вторых, в ходе урока, если возникают какие-либо проблемы у обучающегося, например, ребёнок не знает, как открыть или принять файл, не может устранить проблемы, возникшие со звуком или видеоизображением, то структура урока нарушается, учитель не может качественно провести занятие, так как приходится терять время на устранение неполадок, объяснений.

В-третьих, удалённость сетевых преподавателей и учащихся друг от друга: составление документов, налаживание связи.

Опыт показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования. Поэтому дистанционное образование со всеми своими возможностями – это путь к самостоятельной, профессиональной и социальной активности, «мостик» к современным нанотехнологиям. Для детей с ограниченными возможностями здоровья – это уникальный шанс занять в будущем достойное место в обществе.

Список литературы

  1. Ратанова, Н. Я. Организация взаимодействия педагога с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие для педагогов [Текст]. / Н. Я. Ратанова, Г. В Яковлева. – Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. – 57 с.
PDF