ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования. Ч.1

31 марта 2020 г.

Авторы: Кочеткова Ольга Петровна , Елисеева Наталья Николаевна

УДК 1174

О. П. Кочеткова, Н. Н. Елисеева

O. P. Kochetkova, N. N. Eliseeva

Елисеева Наталья Николаевна, педагог-психолог, ОГБПОУ «Томский политехнический техникум», г. Томск, Россия.
Кочеткова Ольга Петровна, преподаватель, ОГБПОУ «Томский политехнический техникум», г. Томск, Россия.

Eliseeva Natalya Nikolaevna, teacher-psychologist, Tomsk Polytechnic College, Tomsk, Russia.
Kochetkova Olga Petrovna, teacher, Tomsk Polytechnic College, Tomsk, Russia.

 

ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

BUILDING THE EDUCATIONAL PROCESS FOR CHILDREN WITH AUTISM

 

Аннотация. Трудности в обучении детей с диагнозом «аутизм». Методики обучения математики и русского языка детей со сложной формой аутизма, расстройствами речи и моторики рук. Использование игровых технологий в обучении счету.

Annotation. Difficulties in teaching children with a diagnosis of autism. Methods of teaching mathematics and the Russian language of children with a complex form of autism, speech disorders and hand motor skills. The use of gaming technology in training account.

Ключевые слова: аутизм, апраксия, дизартрия, эхолалия.

Keywords: autism, apraxia, dysarthria, echolalia.

 

Воспитание в семье ребенка с аутизмом сопровождается многочисленными трудностями. При сложной форме аутизма, когда ребенок сам себя не обслуживает и не разговаривает, сталкиваешься с множеством проблем в быту и обучении. Приучение к обычным на первый взгляд действиям, как мытье рук или пользованием ванной или туалетом сопровождается стрессом и протестом у ребенка. У многих детей есть трудность с выражением своих мыслей и чувств с помощью устной и письменной речи. При обучении ребенка не пользующемуся речью (по факту говорить отдельные слова мог), мы случайно обнаружили, что читать он умел и даже при хорошем настроении мог прочитать. Впоследствии стали учить стихи, но воспроизвести их он мог только по желанию. На показ добиться воспроизвести стишок не всегда удавалось. Коммуникативные нарушения у детей с таким заболеванием могут быть очень разными: один ребенок говорит очень бегло и обладает большим словарным запасом, в то время как другой может быть полностью невербальным. Некоторые дети повторяют одни и те же слова и звуки снова и снова, либо повторяют чужую речь вне контекста (эхолалия). В таких случаях очень помогают озвученные плакаты и интерактивные игрушки. Однако трудности с речью не означают, что аутичный ребенок не может понимать или использовать язык. Некоторые дети могут освоить печать на клавиатуре даже при очень неразборчивой устной речи, а с помощью программы для озвучивания текста печать может стать лучшим методом альтернативной коммуникации для некоторых детей и взрослых. Обучение печати может помочь как вербальным, так и невербальным детям с аутизмом, у которых есть сложности с письмом от руки. Научить ребенка печатать удалось с 4 лет и алфавит он смог произнести наизусть. Но печатать все слово он не мог, приходилось диктовать по буквам. Так как дети с аутизмом запоминают полностью все слово целиком, мы использовали озвученный плакат с азбукой «Смешарики». Там можно было составлять слова по мультфильму и ребенок с интересом нажимал на кнопки, и потом мог печатать эти слова наизусть. Эта методика обучения в дальнейшем помогла при изучении английского языка и географии. В некоторых случаях аутизма устная речь затруднена из-за сопутствующей апраксии речи.

Апраксия – это двигательное нарушение, которое затрудняет планирование движений и координацию мышц рта, горла и лица. В отличие от дизартрии – проблем с речью из-за низкого мышечного тонуса, апраксия речи связана с сигналами мозга при планировании речевых движений [1]. Люди с апраксией могут правильно произнести слово в один момент времени, но не могут выговорить его в другой. У них также могут быть проблемы с интонированием речи, и у них особенно много проблем со словами, состоящими из нескольких слогов – они могут путать порядок звуков в слове, так что речь становится нечленораздельной. При тяжелой апраксии речи человек неправильно формулирует слова или пытается говорить, но у него ничего не получается. Детская апраксия речи встречается и у людей без аутизма, но при РАС она может встречаться чаще. Кроме того, при аутизме она может быть связана с нарушениями обработки сенсорной информации. Детям и взрослым с апраксией может быть рекомендована печать на клавиатуре в качестве метода альтернативной коммуникации, так как им может быть гораздо проще формулировать слова в письменной форме. При аутизме обучение письму от руки может быть затруднено из-за диспраксии, нарушений мелкой моторики, слабости мышц кисти и руки в целом.

В отличие от апраксии, диспраксия это трудности с планированием и координацией крупных и мелких движений тела. Она может выражаться в странностях походки, трудностях с выполнением физических упражнений и участием в спортивных играх, а также проблемах при выполнении таких задач как чистка зубов или письмо с помощью ручки или карандаша. Часто у детей с аутизмом есть проблемы с держанием письменных принадлежностей, и им нужно подбирать резиновые насадки для ручек или крупные маркеры и карандаши, которые проще удержать в руке.

Кроме того, у аутичных детей нередко встречается мышечная слабость, и им часто рекомендуются игры с пластилином, рисование и письмо на вертикальных поверхностях, например, на листе бумаги, прикрепленном на стену. Часто первичное обучение письму, которое подходит таким детям – это написание очень крупных печатных букв.

Нередко нужно учить ребенка многократно обводить такую букву, прежде чем он освоит необходимые движения. Детям с аутизмом рекомендуется обучение с помощью большого количества повторов для каждого навыка. Кроме того, людям с серьезной диспраксией, как правило, рекомендуют печать на компьютере вместо письма от руки, так как им может быть слишком сложно выписывать буквы. Особенно это важно при школьном обучении, так как из-за диспраксии они могут быть просто неспособны выполнять письменные задания независимо от уровня знаний [2]. Есть много подходов к коррекции и обучению детей с аутистическими нарушениями. Продуманная коррекционная тактика может дать положительные результаты, которые пойдут на пользу и семье, и ребенку.

 Список литературы

  1. Иовчук, Н. М. Детская социальная психиатрия для не психиатров [Текст]. / Н. М. Иовчук, А. А. Северный, Н. Б. Морозова. – СПб. : Питер, 2006.
  2. Солдатенкова, Е. Н. Развитие представлений о себе как механизм социализации детей с расстройствами аутистического спектра [Текст]. / Е. Н. Солдатенкова, Н. Л. Федоренко, А. В. Хилько. // Аутизм и нарушения развития. 2009. – № 1.
PDF