ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования. Ч.1

31 марта 2020 г.

Авторы: Едигарьева Фидания Шамильевна

УДК 377.5

Ф. Ш. Едигарьева

F. Sh. Yedigaryeva

Едигарьева Фидания Шамильевна, преподаватель, ГАПОУ «Чистопольский многопрофильный колледж», г. Чистополь, Республика Татарстан, Россия.

Yedigaryeva Fidaniya Shamilyevna, teacher, SAPEO «Сhistopol multidisciplinary college», Chistopol, Republic of Tatarstan, Russia.

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) IN EDUCATIONAL PROCCESS

 

Аннотация. В статье раскрыты проблемы российского образования на современном этапе. Необходим процесс постоянного образования-самообразования человека, которая должна проходить через всю его жизнь. Что необходимо анализировать и использовать опыт европейских стран в Российском образовании. Решить задачи, путем содержательного обновления образования. Ресурсная обеспеченность образовательной сферы.

Annotation. The article reveals the problems of Russian education at the present stage. A process of continuous education and self-education of a person is necessary, which must be through his whole life. It is necessary to analyze and use the experience of European countries in Russian education. We should  solve problems by meaningfully updating education. Resource security of the educational sphere is also important.

Ключевые слова: система образования, развитие общества, новые требования, современный образовательный процесс, профессиональное образование, самообразование, саморегуляция, ресурсообеспеченность образования, обучаемость, процесс обучения.

Keywords: education system, community development, new requirements, modern educational process, professional education, self-education, self-regulation, resource provision of education, learning ability, learning process.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий, является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику [1, с. 42]. А. А. Леонтьев отмечает: «Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки». Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве. Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций [3, с. 51-52].

В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. Обучающиеся учатся в этом случае искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД [6, с. 5-13].

На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия членов группы согласовывает учитель, постепенно вовлекая учеников в посильное осуществление некоторых, доступных для обучаемого действий, необходимых для достижения результата. При этом педагог максимально регулирует весь процесс выполнения задания. Потом учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь решения задачи, выдвигая свои варианты. Учитель сам оценивает работу учеников, объясняя, что у них получилось правильно, а что не удалось. Далее обучающиеся сами не только предлагают способы решения данной задачи, но проявляют инициативу в сфере контроля, оценки процесса и полученного результата. Участие педагога на этом этапе групповой работы ограничивается в основном поощрением и помощью в некоторых операциях контроля, совместно с учеником оцениваются результаты его работы. Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем [2, с. 32-46].

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля [5, с. 19-39].

Оценка эффективность использования ИКТ-технологий на уроке по предмету «Экономика» по критериям, указанным в таблице 1 [4, с. 215].

Максимальное количество баллов: 116. Таким образом, преподаватель сам индивидуально оценивает каждый блок и выводит общий результат проведенного им урока.

Список литературы

  1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения [Текст]. / Ю. К. Бабанский. – М. : Педагогика, 1997. – 103 с.
  2. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст]. / В. П. Беспалько. – М. : Изд-во МПСИ, 2008. – 352 с.
  3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]. / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.
  4. Галанов, А. Б. Реализация метода проектов средствами компьютерных телекоммуникаций в системе профильного обучения [Электронный ресурс]. / А. Б. Галанов. – Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2006/0723-4.htm
  5. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст]. / И. Г. Захарова – М. : Издательский центр «Академия», – 2003. – 192 с.
  6. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.ht
PDF