ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ГЕОГРАФИИ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования. Ч.1

31 марта 2020 г.

Авторы: Воронина Ирина Сергеевна , Шелтрекова Лариса Вениаминовна

УДК 373.5.016:514

И. С. Воронина, Л. В. Шелтрекова

I. S. Voronina, L. V. Sheltrekova

Воронина Ирина Сергеевна, учитель обществознания, МБОУ «Безруковская основная общеобразовательная школа», с. Безруково, Россия.
Шелтрекова Лариса Вениаминовна, учитель географии, МБОУ «Безруковская основная общеобразовательная школа», с. Безруково, Россия.

Voronina Irina Sergeevna, social studies teacher of MBOU «Bezrukovskaya basic comprehensive school», Bezrukovo village, Russia.
Sheltrekova Larisa Veniaminovna, geography teacher at MBOU «Bezrukovskaya basic comprehensive school», Bezrukovo village, Russia.

 

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ГЕОГРАФИИ

DESIGN TECHNOLOGY IN THE LESSONS OF SOCIETY AND GEOGRAPHY

 

Аннотация. Статья посвящена использованию проектной технологии на уроках обществознания. Рассматриваются суть проектного обучения, типы проектов, требования к использованию метода проектов. Представлена характеристика паспорта проектной работы и проектной папки. Кратко охарактеризованы наиболее удачные проекты и критерии оценки проекта.

Annotation. The article is devoted to the use of design technology in social studies. The essence of project training, types of projects, requirements for using the project method are considered. The characteristics of the design work passport and project folder are presented. The most successful projects and project evaluation criteria are briefly described.

Ключевые слова: проектная деятельность, проектное обучение, типы проектов, этапы проектной работы, паспорт проектной работы, проектная папка, критерии оценки проекта.

Keywords: design activities, design training, project types, design work stages, design work passport, design folder, project evaluation criteria.

 

В 2020 году будут утверждены новые школьные стандарты – они уже одобрены с доработками советом при Минпросвещения России.

Принятие новых образовательных стандартов и начало их внедрения в основную школу позволяет нам учителям по-новому выстраивать школьное образовательное пространство. Этот процесс, несомненно, касается процесса преподавания таких школьных предметов как обществознание и география. Используя свой многолетний опыт преподавания, хочется поделиться опытом организации и проведения проектной деятельности, с теми молодыми педагогами, кто еще в начале своего нелегкого педагогического пути. Плотно и целенаправленно заниматься проектной деятельностью по обществознанию и географии мы начали заниматься двенадцать лет назад. Поэтому тех, кто в современное время решили заняться проектной деятельностью – мы одобряем и поддерживаем. Знайте, коллеги это интересная технология в первую очередь детям, но достаточно затратная по времени и вложенным силам для педагогов. Но результат проектной деятельности того стоит.

И так с чего начать? Конечно же, с изучения литературы. Но её так много вы можете возразить и будете правы. Среди множества авторов и работ по проектной деятельности хочется выделить тех, чьи работы нам пригодились и помогли реально. Первый автор Г. К. Селевко и его работа «Энциклопедия образовательных технологий», в которой указаны три важных постулата.

Суть проектного обучения состоит в том, что бы ученик в процессе работы над учебным проектом постигал реальные процессы, объекты. Проектное обучение используется не вместо предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательной системы. Любой проект должен завершиться созданием продукта, и его представления в рамках устной или письменной презентации» [2, с. 141].

В педагогической практике можно выделить три типа проектов, которые мы наиболее часто используем. Это монопредметный проект, межпредметный проект, надпредметный проект.

По нашему мнению, по-настоящему ценным можно считать лишь тот проект, который интересен, полезен детям и дает практический результат. Кроме того, ребенку свойственна активная познавательная деятельность, любознательность, и это нужно использовать в проектной деятельности для его полноценного развития и образования. Второй автор Е. С. Полат. В своей работе «Современные и педагогические технологии в системе образования» выделила следующие основные требования к использованию метода проектов:

  • обязательно наличие актуальной проблемы или задачи, требующей исследовательского, творческого подхода к ее решению;
  • планируемые результаты должны обладать теоретической, практической, познавательной значимостью;
  • в проекте должна быть обязательно самостоятельная, парная или групповая деятельность учащихся;
  • учитель должен разработать поэтапное планирование проекта, с указанием промежуточного результата [1, с. 111].

И так приступая к работе над проектом необходимо усвоить алгоритм последовательности работы, который состоит из шести этапов. Первый – подготовка, второй – планирование, третий – исследование, четвёртый – формулирование результатов или выводов, пятый – защита проекта, шестой – оценка результатов и процесса проектной деятельности. На первых двух этапах необходимо определить и сформулировать тему и цели проекта, сформировать рабочую группу, распределить обязанности между участниками группы. А также составить паспорт проектной работы, который в дальнейшем становится описанием проекта и проектную папку.

Паспорт проектной работы может состоять из ниже перечисленных подпунктов.

  1. Название проекта.
  2. Руководитель проекта.
  3. Консультант проекта.
  4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
  7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
  8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
  9. Заказчик проекта.
  10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
  11. Задачи проекта (2-4 задачи).
  12. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта).
  13. Необходимое оборудование.
  14. Аннотация (актуальность проекта, значимость, краткое содержание).
  15. Предполагаемые продукт(ы) проекта.
  16. Этапы работы над проектом (форма работы, продолжительность, место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
  17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

В зависимости от специфики конкретного проекта в паспорт проектной работы могут быть внесены дополнения и изменения.

В состав проектной папки входят:

  1. Паспорт проекта.
  2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов.
  3. Промежуточные отчеты группы.
  4. Вся собранная информация по теме проекта (ксерокопии, распечатки т.д.).
  5. Результаты исследований и анализа.
  6. Записи всех идей, гипотез и решений.
  7. Отчёты о совещаниях группы, дискуссиях и т.д.
  8. Краткое описание всех проблем способов их преодоления.
  9. Эскизы, чертежи, наброски продукта.
  10. Материалы к презентации.
  11. Рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все. Записи должны быть краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.

На протяжении последних десяти лет, когда мы плотно занимались проектной деятельностью. Наиболее удачными оказались проекты межпредметные проекты такие как: «Моя малая Родина», «Социальный и этнический состав села Безруково», «Рекреационные ресурсы Новокузнецкого района», «Легенды и мифы о растениях Кемеровской области». Подводя итог выше сказанному, хотелось бы отметить, что прежде чем дети начнут защищать свой проект, учитель должен оценить его по следующим показателям: важность, глубина исследования проблемы, полнота раскрытия темы, оригинальность предложенных решений, качество выполненного продукта, убедительность презентации. И если каждый пункт критериальной оценки будет вами оценен на «отлично», это означает, вы с детьми потрудились замечательно и результат вашей работы получит заслуженную оценку окружающих.

Список литературы

  1. Полат, Е. С. Современные и педагогические технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]. / Е. С. Полат. – М. : ИЦ «Академия», 2010. – 368 с.
  2. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: учебное пособие [Текст]. / Г. К. Селевко. – М. : «Народное образование», 2006. – 468 с.
PDF