ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования. Ч.1

31 марта 2020 г.

Авторы: Васильев Алексей Алексеевич , Васильева Ольга Валерьевна

УДК 371.31

А. А. Васильев, О. В. Васильева

A. A. Vasiliev, O. V. Vasilyeva

Васильев Алексей Алексеевич, зам. директора по УВР, учитель физики, МБНОУ «Лицей № 111», доцент кафедры математики, физики и математического моделирования, ФГБОУ ВО НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Кемеровская область, Россия.
Васильева Ольга Валерьевна, учитель информатики и математики МБОУ «СОШ № 67», г. Новокузнецк, Кемеровская область, Россия.

Vasiliev Alexey Alekseevich, Deputy Director for OIA, teacher of physics, MBOU «Lyceum No. 111», associate Professor of the Department of mathematics, physics and mathematical modeling, fgbou VO NFI Kemgu, Novokuznetsk, Kemerovo region, Russia.
Vasilyeva Olga Valerevna, teacher of computer science and mathematics at sbou No. 67, Novokuznetsk, Kemerovo region, Russia.

 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION, MANAGEMENT AND INDIVIDUAL DEVELOPMENT

 

Аннотация. В статье рассматриваются и анализируются проблемы и перспективы применения ИКТ технологий в сфере образования, приводятся описание современных интернет-средств, используемых авторами в своей профессионально-педагогической деятельности.

Annotation. The article discusses and analyzes the problems and prospects of using ICT technologies in the field of education, provides a description of modern Internet tools used by the authors in their professional and pedagogical activities.

Ключевые слова: интерактивная технология, информатизация образования, Я-класс, Фоксфорд, ГИА, образовательная онлайн-платформа, CERM.RU.

Keywords: interactive technology, Informatization of education, I-class, Oxford, GIA, online Educational platform, CERM.RU.

 

В настоящее время в отечественной образовательной системе активно реализуется глобальный проект – информатизация образования. Предполагается, что информационные технологии займут ключевые позиции во всех сферах образования – увеличится доля использования интерактивных учебных материалов, повысится вариативность методов и форм обучения, произойдёт интенсификация учебного процесса, повысится эффективность организации системы административного управления. Наиболее наглядно, на наш взгляд, принципы данной концепции нашли отражение в московской электронной школе, которая наиболее органично сочетает формы привычного традиционного образования и современных цифровых технологий. Московская электронная школа включает сервисы для учащихся и родителей (электронные тренажёры, базы заданий, библиотеки, видео уроки, электронный журнал), учителей (банк рабочих программ, сценариев уроков, мероприятий, электронный коммуникатор, автоматизированные средства проверки, чаты «Консультант», автоматизированные отчёты), администрации (оперативный контроль, автоматизированные отчёты, электронный архив) [1].

В отечественном образовании предприняты попытки создания логически обоснованной перспективной концепции эволюции образования в условиях информатизации, анализа влияния информационных технологий на систему начального, общего и профессионального образования, намечены некоторые пути развития перспективных дидактических приемов обучения в новых условиях [2].

Анализ форумов, отчётов исследований, размышлений, присутствующих в сети Internet [3], позволяет сделать выводы о том, что несомненными достоинствами информатизации образования являются: приучение к самостоятельности, отсутствие бумажной волокиты, экономия времени, удалённый доступ, современность. Однако, к недостаткам можно отнести: риск отрицательного результата (непроверенные технологии), утрата способностей воспринимать большие тексты, экранная зависимость, снижение социальных навыков, отсутствие творчества (связана с утратой навыков письма), снижение умственной активности, ухудшение здоровья (зрение, речь, моторика, электромагнитное излучение), абсолютный контроль, чипизация, изменение функций педагога (уменьшение роли «живого общения», передача части функций роботизированным механизмам, формализация профессии).

Опыт применения авторами электронных интерактивных ресурсов для контроля и индивидуализации обучения (с учащимися, находящимися на домашнем, семейном обучении, требующими повышенного педагогического внимания) позволил выделить ряд ресурсов, эффективно решающих педагогические задачи: «Я-класс» (содержит множество разнообразных предметных заданий), «Фоксфорд» (эффективен при работе с высокомотивированными учащимися), «Сдам ГИА» (полезен при подготовке к ГИА), «Образовательная онлайн-платформа CERM.RU» (незаменима для развития и диагностики сформированности УУД).

Список литературы

  1. Московская электронная школа [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.mos.ru/city/projects/mesh/ (дата обращения : 30.0 1.2020).
  2. Носков, М. В. Эволюция образования в условиях информатизации : Монография [Текст] / М. В. Носков, П. П. Дъячук, Б. С. Добронец и др. – 2019.
  3. Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Что будет с детьми [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://vc.ru/flood/43800-cifrovizaciya-obrazovaniya-vse-minusy-elektronnoy-shkoly-chto-budet-s-detmi (дата обращения : 30.0 1.2020).
PDF