ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования. Ч.1

31 марта 2020 г.

Авторы: Белобородова Наталья Валерьевна

УДК 004.51

Н. В. Белобородова

N. V. Beloborodova

Белобородова Наталья Валерьевна, преподаватель, Александровский филиал ОГБПОУ «Томский политехнический техникум», с. Александровское, Томской области, Россия.

Beloborodova Natalia Valerievna, teacher, the Alexander branch of the Tomsk Polytechnic College, Tomsk, Russia.

 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

PROBLEMS AND PROSPECTS OF MODERN DIGITAL EDUCATION IN RURAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

 

Аннотация. Статья посвящена проблемам внедрения цифрового обучения в сельских образовательных организациях, исходя из опыта работы.

Annotation. The article is devoted to the problems of implementation of digital education in rural educational organizations, based on experience.

Ключевые слова: цифровое образование, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Keywords: digital education, information and communication technologies (ICT).

 

Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта является введение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательный процесс. Всё более широкое использование на всех уровнях системы образования ИКТ, которые сейчас называют «цифровым обучением», является реальностью наших дней.

Использование компьютера для обучения осуществляется в трёх формах: машина как тренажер; как репетитор; как устройство, моделирующее определённую среду и действия в ней обучающихся. Компьютер как тренажеры целесообразно применять для закрепления и систематизации уже приобретённых умений и навыков. Как репетитор, он выполняет определённые функции за преподавателя, машина может выполнить лучше, чем человек. Компьютер как машина в имитационном моделировании наиболее пригоден, когда учебный материал, который не носит системный характер и его границы достаточно неопределённые.

Очевидно, что в первых двух формах компьютер выступает как средство количественного усиления функций преподавателя, повышая скорость обмена информацией между преподавателем и студентом, оперативность принятия решений. И именно эти возможности пытаются, прежде всего, использовать во всем мире в процессе компьютеризации обучения. Однако, качественного изменения ситуации в образовании они пока еще дать не могут, поскольку те же самые результаты могут дать традиционные формы, методы и средства обучения.

Образование должно не только идти в ногу со временем, но и опережать его, так как нынешние студенты будущие специалисты различных отраслей, и их подготовка должна соотноситься с потребностями трудового рынка будущего.

Все быстрее и быстрее технологии проникают в нашу жизнь, в том числе и в образование [1]. В мире прочно обосновались учебные online-платформы с набором чуть ли не всех специализаций. Стремительно развиваются технологии искусственного интеллекта, робототехники, виртуальной и дополненной реальностей [1]. Однако закономерен вопрос: готовы ли сами обучающиеся и учителя к таким изменениям? Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо ликвидировать брешь, которая образовалась в настоящее время между сельскими школами, филиалами техникумов, техникумами и городскими образовательными организациями. Очень часто все упирается в отсутствие оборудования, отсутствие специалистов способных работать на этом оборудовании. Например, если денег нет, то и современное оборудование приобрести образовательная организация не может; если деньги есть, оборудование закуплено, но нет специалиста, способного запустить это оборудование, то результата тоже нет.

В последнее время государство стало обращать на это внимание, запустило ряд программ изучения сельскими детьми цифровых технологий и робототехники, поставило и поставляет оборудование. Это неплохие перспективы для обучающихся в сельской местности вдали от промышленных центров и крупных образовательных организаций. Но еще есть педагоги «старой закалки», которые используют традиционные методы обучения и им очень сложно дается цифровое образование (работа с компьютерами), но таких уже единицы в образовательных организациях, но в целом по стране еще много. Online – обучение почти не используется у нас в России. Поэтому дать ответ на поставленный вопрос очень не просто. При всем этом студенты повсеместно используют и применяют мобильные устройства и Интернет. Так почему бы этим не воспользоваться? И многие учебные организации, ссылаясь на недостаток оборудования, используют это. Студентам зачастую говорят, приносите свои ноутбуки, планшеты, которые позволят достичь определенных целей на уроке, и дадут возможность студентам не ограничиваться рамками своей образовательной организации. Но ведь и цифровое образование позволяет достичь той же самой цели. Получается, что использование своих устройств может помочь учиться везде, при этом тому, чему хочется, и у кого хочется. Но и стратегия нашего государства в образовании говорит о том, что главное нигде, а чему учиться и у кого учиться [1].

Внедрение цифры в образование, так или иначе, будет осуществляться и дальше и учителям, так или иначе придется изменяться. Применение цифрового обучения, дистанционных образовательных технологий скорее свойственно более молодым педагогам, с меньшим стажем работы, возможно, это обусловлено большей технологической подкованностью молодежи [1].

Online-обучение и различных его форм связано, прежде всего, с подготовленностью педагога по работе с ИКТ, а также его готовности к ряду определенных трудностей, возникающих на начальном этапе работы. При этом положительный результат будет явно выражен. Например, применение контрольного online-тестирования позволяет освободить время учителя на проведение контрольной работы, тест сразу укажет неправильные ответы и объяснит почему, а учителю на это уже не придется тратить время от урока. Преимущество такой проверки знаний позволит студентам более внимательно готовиться к тесту, чтобы получить положительную оценку, так как ее выставит машина, а не учитель. Учителю останется время для подготовки самого online-теста и на подготовку обучающихся. Да, изначально на учителя ляжет дополнительная нагрузка, но эти усилия приведут к значительному результату и облегчат его дальнейшую жизнь, избавят от монотонных, повторяющихся задач, освободят его время, которое можно использовать для дальнейшей подготовки студентов не только по учебным дисциплинам, но и к дальнейшей жизни [1].

Цифровизация учебного процесса повысит положительную мотивацию обучения. Использование ИКТ позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность студентов. Например, с помощью мультимедиа-учебников учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, игровые) и тестовых заданий, вести учет результатов. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом студент может дополнительно использовать информацию из учебника, исторических карт и других средств обучения. Опыт работы показал, что у обучающихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.

Цифровизация обучения – это повышение положительной мотивации к изучению истории, основ безопасности жизнедеятельности, обществознания и других учебных дисциплин и качества знаний учащихся через использование ИКТ.

Использование ИКТ на уроках способствует эффективному решению таких педагогических проблем, как: развитие коммуникационных компетенций у всех студентов; сближение обучения с повседневной жизнью общества; обогащение формального учебного материала, к которому имеют доступ студенты; включение в содержание образования освоение методов, специфичных для научной деятельности (например, метод проектов), широкое использование моделирования при изучении различных процессов и явлений и, в целом, овладение обучающимися информационной компетентностью.

Проблемы внедрения цифрового образования вижу в следующем:

  1. В классе находится только один компьютер, что не даёт возможности максимально индивидуализировать процесс обучения.
  2. Компьютер не подключен к сети Интернет, что затрудняет доступ к информации непосредственно на уроке, если возникает такая необходимость.
  3. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу студентов.
  4. У учителя не всегда достаточно времени для качественной подготовки к уроку с применением ИКТ, особенно при большой нагрузке.
  5. На составление презентаций уходит много времени. Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам урока, учебным возможностям определенной группы студентов. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат [2].

Исходя из опыта работы применение ИКТ в процессе обучения приводит к целому ряду положительных результатов:

  1. Повышение мотивации учащихся к изучению предметов и, как следствие, повышение их уровня обученности и качества знаний.
  2. Более качественная подготовка студентов к итоговой аттестации.
  3. Достижение высоких результатов в олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровня, конкурсах различного уровня.
  4. Установление межпредметных связей с информатикой.
  5. К организации проектной деятельности студентов.
  6. К повышению производительности работы студентов при подготовке домашнего задания и внеаудиторной самостоятельной работы [2].

Список литературы

  1. Сулейманов, Р. Правда и ложь о цифровом образовании [Электронный ресурс]. / Р. Сулейманов. // Учительская газета. – 2018. – № 27 июль. – Режим доступа : http://www.ug.ru/archive/75140 (дата обращения : 16.12.2019).
  2. Дерегузова, Н. В. Информационно-коммуникативные технологии на уроках истории [Электронный ресурс]. / Н. В. Дерегузова. // kopilkaurokov.ru – сайт для учителей. – Режим доступа : https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/informatsionno-kommunikativnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii (дата обращения : 16.12.2019).
PDF