ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования. Ч.1

31 марта 2020 г.

Авторы: Адоякова Нонна Ильинична

УДК 376.112.4

Н. И. Адоякова

N. I. Adoyakova

Адоякова Нонна Ильинична, учитель начальных классов МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М. И. Чебодаева, с. Аскиз, Аскизский район, Республика Хакасия, Россия.

Adoyakova Nonna Ilyinichna, primary school teacher of The Aski's Lyceum Boarding School. M. I. Chebodaeva, Askiz, Aski district, Hakasia Republic, Russia.

 

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ

PROBLEM ORGANIZATION EDUCATIONAL PROCESS FOR CHILDREN, HERE ON LONG TREATMENT

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации права каждого ребенка на образование. Проанализирована сложившаяся на сегодняшний день ситуация, связанная с обучением детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений, в результате чего выявлены недостатки осуществления процесса обучения больных детей, а также обоснована необходимость профессиональной подготовки педагогических кадров, способных к эффективной работе с детьми в специфических условиях.

Annotation. The article is devoted to the problem of realizing the right of every child to education. The current situation related to the education of children in long-term care in hospitals has been analyzed, as a result of which the shortcomings of the educational process of sick children have been identified, as well as the shortcomings of the educational process of sick children, as well as the the need to train teachers capable of working effectively with children in specific circumstances is justified.

Ключевые слова: дети, находящиеся на длительном лечении, стационар медицинского учреждения, дети с гематологическими и онкологическими патологиями, право на образование, модели организации обучения длительно болеющих детей.

Keywords: children who are in long-term treatment, hospital medical institution, children with hematological and cancer pathologies, the right to education, models of the organization of education for long-term sick children.

 

Состояние здоровья детского населения школьного возраста в России с каждым годом ухудшается. Среди них определенное количество детей имеют тяжёлые заболевания, требующие длительное стационарное лечение. По данным Росстата в 2018 году число детей, больных злокачественными онкологическими заболеваниями, стало рекордным для России, в диспансере находились более 26,9 тыс. детей с такими заболеваниями. В 2008 году их было 16,6 тыс., в 2017-м – 25,8 тыс.

Дети с гематологическими и онкологическими патологиями нуждаются в длительном стационарном лечении и реабилитации. Противоопухолевые препараты и облучение поражают как опухолевые клетки, так и здоровые ткани организма, что приводит к тяжёлым осложнениям. Последствия химиолучевой терапии сохраняются до 3-10 лет и более после завершения лечения и приводят к инвалидности. Естественно, что в данных условиях ребенок с ограниченными возможностями здоровья на определенное время выпадает из привычного ему учебного процесса [3].

Онкологическое заболевание и его лечение влияют не только на физическое состояние ребенка, но и на психологию его поведения, уровень образования, что меняет его место и роль в социальной жизни. Тяжёлая болезнь ребёнка, длительное лечение, изменение ценностных ориентаций, вынужденная изоляция, неопределенность будущего – все это является сильнейшим стрессом не только для ребёнка, но и для всей семьи. Постоянная угроза для жизни ребенка психологически и физически сильно влияет на родителей. В трудном положении оказываются братья и сестры больного ребёнка. Психологические и финансовые ресурсы семьи, как правило, сосредоточены на больном ребёнке, а здоровые дети оказываются без особого внимания [3].

Все вышеперечисленное обосновывает необходимость осуществления специальных программ комплексной медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации. Вопросы реализация права ребёнка, находящегося на длительном лечении, на образование с учётом его состояния здоровья, психофизических возможностей и условий для получения образования, адаптации к сложным и постоянно меняющимся социальным условиям особенно актуальны в нашей стране и в частности близки мне, так как всё это затронуло и мою семью.

Тяжёлая длительная болезнь не должна лишить маленьких пациентов медицинских учреждений детства, право на образование. Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, статья 5 Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.

  1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
  2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
  3. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения, без дискриминации, качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [1].

Организация обучения в медицинском стационаре существенно отличается: разрешение на участие в образовательном процессе детей с тяжёлыми заболеваниями должны давать врачи и по условиям осуществления образовательной деятельности, и по объему учебной нагрузки. Важно предусмотреть в детских медицинских учреждениях учебные зоны, которые бы психологически отличались от той среды, в которой ребёнок проводит большую часть времени.

В нашей стране существует два основных модели действующей системы, при которой ребёнок, находящийся на длительном лечении в стационаре медицинской организации в регионе проживания, может получить общее образование. Это либо через своё образовательное учреждение, в котором он учится (учителя школы приходят к нему в больницу или на дом), либо через образовательную организацию, находящуюся рядом с больницей и с которой у неё заключён соответствующий договор [4]. Но эта система не совсем подходит для детей с гематологическими и онкологическими патологиями. Лечащие врачи таких детей настоятельно рекомендуют избегать контактов, не посещать школу в период сезонного подъёма вирусных инфекций. Вопрос сопровождения ребёнка на длительном лечении с использованием региональных систем дистанционного образования также не имеет однозначной оценки по многим причинам. Региональные системы дистанционного общего образования очень разного качества, отсутствует содержательный качественный контент, далеко не везде обеспечена непосредственная постоянная связь с педагогом для сопровождения ребёнка при обучении.

В августе 2015 г. Министерством образования и науки РФ было выпущено письмо «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении», в котором указана еще одна модель получения образования длительно болеющими детьми: обучение на базе специализированного структурного образовательного подразделения организации, осуществляющей лечение, оздоровление. Данная модель, хотя и имеет право на существование, но пока плохо реализуема на практике именно из-за отсутствия механизма финансирования (для медицинских учреждений образовательная деятельность не является основной). Отсутствие специальных требований к условиям осуществления образовательной деятельности при реализации такой модели порождает административные барьеры для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности самой медицинской организацией и ряд других сложностей [4].

Учитывая то, что в России формируется госпитальная педагогика, необходимо обеспечить подготовку таких учителей в педагогических вузах: создавать небольшие группы при разных факультетах педагогических институтов. Учителя в условиях госпитальной педагогики работают в больнице вместе с врачами, которые могут дать рекомендации по обучению данного ребёнка, но разъяснять особенности заболевания, у врача может не быть времени. Лучше было бы в стенах педагогического вуза дать знания по тем заболеваниям, с которыми могут встретиться при своей работе будущие педагоги госпитальной педагогики. Педагог должен быть знаком с диагнозом заболевания, знать специфику течения болезни, назначений и рекомендаций лечащего врача, сроки реабилитации, особенности режима и только при наличии этих знаний строить организацию школьных занятий. Эти знания помогут учителю выбрать правильную методику и тактику работы, определить интенсивность и длительность занятий. Важной задачей, стоящей перед госпитальной педагогикой, является помощь учителя в реабилитации и адаптации больного ребенка к школьному обучению в условиях общеобразовательной школы [2].

Таким образом, рассмотрев и проанализировав, существующие в российском образовании, три модели организации обучения детей, находящихся в длительном лечении (в образовательном учреждении, на дому и в медицинских организациях), можно сделать вывод о том, что в настоящее время есть недостатки осуществления процесса обучения болеющих детей. А также есть большая потребность в педагогических кадрах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности для работы с больными детьми, необходимость подготовки в ВУЗах будущих педагогов к образовательной деятельности в условиях лечебного учреждения.

Список литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации : ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 : офиц. текст [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа : http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения : 13.01.2020).
  2. Уманская, Т. М. Медико-биологический компонент в подготовке учителей для госпитальной педагогики [Электронный ресурс]. / Т. М. Уманская, Е. С. Собина. // Общероссийский научно-педагогический журнал «Наука и школа», 2018, № 6. – С. 150-154. – Режим доступа : http://nauka-i-shkola.ru (дата обращения : 14.01.2020)
  3. Цейтлин, Г. Я. Организация медицинской и психолого-социальной реабилитации детей и подростков с онкологическими и гематологическими заболеваниями [Электронный ресурс]. / Г. Я. Цейтлин, Л. В. Сидоренко, Н. Н. Володин, А. Г. Румянцев. // Российский журнал детской гематологии и онкологии (РЖДГиО). 2014, № 3. – С. 59-65. – Режим доступа : https://doi.org/10.17650/2311-1267-2014-0-3-59-65 (дата обращения : 14.01.2020)
  4. Шариков, С. В. Создание образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений [Электронный ресурс]. / С. В. Шариков // Российский журнал детской гематологии и онкологии (РЖДГиО). 2015, № 2(4). – С. 65-73. – Режим доступа : https://doi.org/10.17650/2311-1267-2015-2-4-65-73  (дата обращения : 13.01.2020)
PDF