ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ IT-НАПРАВЛЕНИЙ

Раздел: Развитие цифровой образовательной и проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования в условиях реалтзации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования.Ч.2 (Материалы национальной конференции)

29 апреля 2020 г.

Авторы: Семенова Ирина Викторовна , Белянина Анна Юрьевна

УДК 378.147.88

И. В. Семенова, А. Ю. Белянина

I. V. Semenova, A. Y. Belyanina

Семенова Ирина Викторовна, старший преподаватель, ВоГУ, г. Вологда, Россия.
Белянина Анна Юрьевна, кандидат технических наук, доцент, ВоГУ, г. Вологда, Россия.

Semenova Irina Viktorovna, senior lecturer, VSU, Vologda, Russia.
Belyanina Anna Yuryevna, candidate of technical Sciences, associate Professor, VSU, Vologda, Russia.

 

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ IT-НАПРАВЛЕНИЙ

PROBLEMS OF PREPARATION OF GRADUATES OF IT DIRECTIONS

 

Аннотация. В статье обозначена проблема острой нехватки на рынке труда Вологодской области качественных специалистов среди выпускников ВоГУ на показательном примере компаний индустрии компьютерных игр.

Annotation. The article describes the problem of acute shortage of high-quality specialists in the labor market of the Vologda region among graduates of VSU on the illustrative example of companies in the computer games industry.

Ключевые слова: качество образования, трудоустройство выпускников, выпускники ВУЗов, IT-специальности

Keywords: quality of education, employment of graduates, University graduates, IT-specialties.

 

В 2016 году в докладе «Глобальные информационные технологии», который был представлен на Всемирном экономическом форуме, говорилось о том, что Российская Федерация пока занимает лишь 41-е место по готовности к «цифровой экономике» Причем мы отстали от Сигнапура, Финляндии, Швеции, Норвегии, США, Нидерландов, Швейцарии, Великобритании, Люксембурга и Японии. При этом уже к 2025 году Россия планирует занять верхние позиции рейтинга (топ-20) привлекательности работы для высококвалифицированных специалистов.

Для достижения этого была создана программа «Цифровая экономика» (от 28 июля 2017 г. № 1632-р) – одним из направлений которой является – подготовка квалифицированных кадров и образование.

Что касается конкретно подготовки кадров, то в качестве основных направлений работы программа обозначает:

  1. создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
  2. совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;
  3. создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики.

Остановимся чуть подробнее на подготовке кадров. В Вологодском государственном университете осуществляется подготовка выпускников по направлениям: 09.03.01 – «Информатика и вычислительная техника», 09.03.02 – «Информационные системы и технологии», 09.03.03 – «Прикладная информатика».

Сравнительно недавно мы не знали о существовании таких профессий как: серверный программист, гейм-дизайнер, аналитик, художник интерфейсов, таргетолог и т.д.

Казалось бы, выпуская каждый год порядка 45-50 специалистов, мы должны полностью удовлетворить потребности в них работодателей. Но по факту, дело обстоит совершенно другим образом.

На территории Вологды существуют и успешно развиваются фирмы, занимающиеся созданием мобильных игр. Для выпускников ВоГУ это отличный вариант для дальнейшего трудоустройства. По словам представителя работодателя только 20 % от всех кандидатов из ВоГУ проходят тестовые задания и остаются работать в фирмах, причем конкретно, программистов из них не более 5 %. В чем же причина таких низких показателей?

Первая проблема, и представители работодателя ее называют основной, это нехватка практического опыта. Выпускники, как правило, не имеют понимания, с какими задачами им придется столкнуться, не умеют применять полученные знания. Программистам не достает знания паттерного программирования. Например: Unity – выпускники знают только механику, а самого умения работать с этим движком и языком программирования – нет.

Второе, участие в проектах – это, прежде всего, работа в команде, где каждый из участников должен уметь подстроиться под существующий стиль программирования и правила работы над проектом. Кроме того, участие в командной работе предполагает понимание каждым участником своих задач, возложенной ответственности и соблюдение определенных сроков и критериев выполнения задач. У выпускников опыт выполнения командной проектной работы недостаточный, это отмечают многие работодатели.

Третье, у выпускников ВУЗов недостаточна мотивация к самообразованию, саморазвитию. IT-сфера более других подвержена быстрым изменениям [1]. Учебные планы не успевают за этими изменениями. И здесь на первый план выходит собственная мотивация специалиста по овладению новыми знаниями и навыками. Работодатели отмечают, что многие выпускники приходят только с тем багажом знаний и умений, которые им дают в ВУЗе, а это говорит о том, что самообразованием этот человек не занимается. Конечно, в таком случае, работодатель отдаст предпочтение специалисту, навыки которого отвечают требованиям фирмы, даже если его фактическое образование не соответствует профилю специальности.

Исходя из всего вышеперечисленного: необходимо тесное сотрудничество ВУЗов с представителями работодателя; это дало бы возможность выпускникам применять теоретические знания на практике. Привлечение действующих работников IT-индустрии для преподавания даст представление о реальных задачах, с которыми выпускникам придется столкнуться. Участие в крупных групповых проектах позволит выпускникам получить опыт командной работы, что, несомненно, пригодится им в дальнейшей трудовой деятельности.

Список литературы

  1. Семенова, И. В. Особенности преподавания курса математики для студентов направления «Реставрация» [Текст]. / И. В. Семенова. // Современные проблемы и перспективы обучения математике, физике, информатике в школе и вузе: межвузовский сборник научно-методических трудов. – М-во образ. и науки РФ. – Вологда : ВоГУ, 2019. – Вып. 2. – 244 с.
PDF