К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Раздел: Развитие цифровой образовательной и проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования в условиях реалтзации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования.Ч.2 (Материалы национальной конференции)

29 апреля 2020 г.

Авторы: Корчак Елена Владимировна

УДК 372.8:004

Е. В. Корчак

E. V. Korchak

Корчак Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры математики и информатики ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко», г. Глазов, Россия.

Korchak Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, Senior Lecturer, Department of Mathematics and Computer Science, Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education «V. G. Korolenko Glazov State Pedagogical Institute», Glazov, Russia.

 

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

ON THE BASIC COMPETENCE DEVELOPMENT OF THE STUDENTS OF PEDAGOGICAL INSTITUTE IN THE FIELD OF DIGITAL LITERACY

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования у студентов педагогического вуза информационных и цифровых компетенций в процессе обучения. Обозначена актуальность данного вопроса в условиях перехода к цифровой экономике.

Annotation. The article is devoted to the problem of the formation of information and digital competencies of the students of pedagogical institute during their training. The relevance of this issue in the context of the transition to a digital economy is indicated.

Ключевые слова: информационная компетентность, компьютерная грамотность, цифровая грамотность, цифровая экономика, базовая модель компетенций.

Keywords: information competency, computer literacy, digital literacy, digital economy, basic competency model.

 

24 декабря 2018 года на заседании президиума Совета Президента России по стратегическому развитию и национальным проектам утверждена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Одной из задач Программы является повышение степени информированности и цифровой грамотности населения. Для реализации данной задачи выделено направление программы – «Кадры и образование» и разработан федеральный проект «Кадры для цифровой экономики».

Основными моментами данного направления являются:

  • создание и реализация подходов по содействию гражданам в освоении ключевых компетенций цифровой экономики;
  • обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами;
  • поддержка талантливых школьников и студентов в области математики, информатики и технологий.

Ключевым элементом направления «Кадры и образование» является базовая модель компетенций (БМК), на развитие которых должно быть направлено современное образование. Базовые компетенции – этот такие компетенции, которые реализуются и развиваются на протяжении жизни человека в различных видах деятельности. Важность формирования базовых компетенций состоит в том, что именно они определяют готовность человека к саморазвитию.

И. А Зимняя дает определение понятию «Информационные компетенции» как знания, умения, навыки и способы деятельности, нацеленные на самостоятельное и успешное участие в профессиональной деятельности с использованием компьютерных технологий [2].

В контексте понятия цифровой экономике информационная компетентность включает в себя компьютерную грамотность и цифровую грамотность. Под компьютерной грамотностью понимается умения и навыки работы на компьютере, управление файлами и папками, знание основ информатики, минимальные знания основных офисных программ [1]. В современных условиях владение только компьютерной грамотностью уже недостаточно. Цифровая грамотность – это способность человека использовать ресурсы интернет, облачные технологии, различные цифровые ресурсы, электронные образовательные ресурсы, он-лайн коммуникации и т.д. Способность использовать в своей деятельности как стационарные, так и мобильные информационные и информационно-коммуникационные устройства.

Цифровая грамотность – это более широкое понятие. Она также включает в себя такие аспекты как: информационная безопасность, коммуникационная безопасность, техническая безопасность и потребительская безопасность. В совокупности это: умение проверять достоверность информации, сохранять свои личные данные, защищать себя от вредоносного контента и т.д.

Формирование компьютерной грамотности, ее систематизация и углубление в педагогическом вузе происходит на таких учебных дисциплинах как «Информационные технологии», «Информационные и коммуникационные технологии». Начало формирования цифровой грамотности заложено в содержание учебных дисциплин: «Информационные технологии в образовании», «Технологии цифрового образования». Дальнейшее развитие цифровой грамотности должно осуществляться на всех учебных дисциплинах, реализуемых в вузе. Таким образом, при формировании цифровой грамотности должен осуществляться междисциплинарный подход. Особенно это актуально для будущих педагогов, так как именно они будут реализовывать базовую модель компетенций в образовательных организациях различного уровня образования, тем самым осуществляя трехступенчатую схему развития БМК: начальное общее образование + дополнительное образование – основное общее образование + дополнительное образование – среднее общее образование + дополнительное образование.

Таким образом, в условиях цифровой экономики перед педагогическим вузом появляются новые цели и встает задача внедрения иных подходов к обучению студентов всех направлений подготовки в области информационных и цифровых технологий, а именно установление преемственности в формировании и непрерывному наращиванию компетенций цифровой экономики на протяжении всего обучения.

Список литературы

  1. Берман, Н. Д. Формирование информационной компетентности студентов [Текст]. / Н. Д. Берман // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2017, Том 8. – № 2-2. – С. 28-34.
  2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 29 с.
PDF