УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Раздел: Развитие цифровой образовательной и проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования в условиях реалтзации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования.Ч.2 (Материалы национальной конференции)

29 апреля 2020 г.

Авторы: Гурская Оксана Викторовна

УДК 377.8

О. В. Гурская

O. V. Gurskaya

Гурская Оксана Викторовна, преподаватель, ГБПОУ ИО «Братский педагогический колледж», г. Братск, Россия.

Oksana Gurskaya, teacher, Bratsk pedagogical College, Bratsk, Russia.

 

УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

CONDITIONS FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A STUDENT IN COMPUTER SCIENCE CLASSES AND EXTRACURRICULAR WORK IN A PEDAGOGICAL COLLEGE

 

Аннотация. В статье представлен опыт педагогического колледжа по выделению и реализации условий профессионального становления студентов на занятиях по информатике и внеаудиторной работе.

Annotation. The article presents the experience of the pedagogical College in identifying and implementing the conditions for professional development of students in computer science classes and extracurricular work.

Ключевые слова: условия профессионального становления студентов, занятия по информатике, формы внеаудиторной работы.

Keywords: conditions of professional development of students, classes in computer science, forms of extracurricular work.

 

В условиях модернизации системы образования главным ее двигателем по-прежнему остается педагог и, следовательно, повышение уровня его профессионализма является непременным условием этого процесса. Среди возросшего списка требований, предъявляемых к будущему учителю-профессионалу, особое внимание уделяется квалифицированному использованию средств ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) при решении профессиональных задач от «педагогические обоснованного использования отдельных видов ИКТ при проведении занятий и в организации своей профессиональной деятельности до демонстрации образцов инновационного использования ИКТ в организации различных форм учебной деятельности обучающихся».

Профессиональное становление – это важный и длительный этап в жизни каждого человека, но начало карьеры любого специалиста закладывается еще в период обучения, и от того, насколько грамотно поведет себя беспечный студент, напрямую зависит его будущая успешность [3]. Поэтому каждое профессиональное образовательное учреждение заинтересовано в актуальных и конкурентноспособых молодых специалистах. Однако часто сталкивается с широким спектром проблем, которые тормозят формирование таких специалистов, в первую очередь это проявляется в непрестижности педагогических колледжей для большинства современной молодежи, в результате чего обучение студентов ведется с изначально пониженным уровнем общего образования, в том числе и по информатике. Кроме того, по нашему мнению, наблюдается противоречие между возросшими требованиями современного общества к профессиональному самосовершенствованию педагогов с одной стороны и отсутствием четких и апробированных подходов в сопровождении процесса профессионального становления студентов колледжа в области использования ИКТ.

Опираясь на исследования В. И. Слободчикова, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Л. М. Митиной [2], применительно к информатике сущность процесса профессионального становления мы будем рассматривать в совершенствовании личностно-деловых и профессиональных качеств педагога, а также в большей степени как повышение уровня умений, навыков, связанных с ИКТ и необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности.

В технологии профессионального становления педагога мы условно выделяем два этапа. Первый этап предполагает владение общепользовательскими и специфическими компьютерными технологиями при решении профессиональных задач вне привязки к предметной области (подготовка текстов, презентаций, графических объектов, работа в Интернете и т.п.), формируются в рамках дисциплины Информатика для студентов базы 9-х классов; второй этап связан с применением ИКТ в преподавании конкретных дисциплин – по сути, это наполнение предметным содержанием технологий, освоенных в рамках первого этапа, формируются в рамках дисциплины Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности, а также др. учебных дисциплин и модулей вариативной части.

Мы выделяем ряд условий, при создании которых, на наш взгляд, профессиональное становление студента будет более успешным.

  1. Профессиональная ориентация практических работ, заданий на занятиях по информатике. Занятия по информатике, учебной практике по ИКТ строятся с учетом следующих принципов формирования содержания:
    • предметная направленность – в рамках осваиваемой технологии контент разрабатываемых учебных материалов определяется профилем подготовки обучаемого (дидактические материалы, выполненные средствами текстового редактора; буклеты для родителей; интерактивные презентации: раскраска, кроссворд, тренажер; электронные контролирующие материалы и т.д.);
    • содержательная индивидуализация предполагает выполнение студентом индивидуальных заданий с невозможностью заимствования чужих результатов и, следовательно, полную самостоятельность работы;
    • идейная целостность – постепенное наполнение содержанием персональной облачной среды – сайта (блога); к концу изучения дисциплины у каждого студента такая среда оказывается сформированной – в ней размещены все работы и проекты по дисциплине; важно, что он имеет возможность продолжать наполнение своей среды учебным содержанием и по другим дисциплинам в дальнейшем обучении.
  2. Использование современного оборудования и актуальных информационно-коммуникационных образовательных технологий (система управления обучением, модели смешанного обучения, технология BYOD и др.) предоставляют качественно новые возможности построения педагогического процесса, в центре которого оказывается обучающийся, который становится более активным в создании учебной информации и взаимодействии с другими участниками процесса обучения.
  3. Интеграция внеаудиторной деятельности и ИКТ.

Одной из востребованных для студентов форм внеаудиторной деятельности является интеллектуальные игры – это вид игр, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции, как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. Такая форма интеллектуальных игр демонстрирует возможности использования информационных технологий во внеурочной деятельности, разные варианты и формы использования заданий, конкурсов, анимационных, звуковых и видеоэффектов, элементов интерактивности, что в дальнейшем используется студентами для разработки подобных игр на практике и профессиональной деятельности.

Еще одна из форм внеаудиторной работы – олимпиады, конкурсы по ИКТ (с использованием ИКТ). Эта форма внеаудиторной работы позволяет моделировать ситуации, развивающие готовность к проявлению творческих способностей в условиях жестких ограничений и ответственности за конечный результат. Совместная деятельность в ходе конкурса обеспечивает содержательное взаимодействие между преподавателями и студентами, способствует передаче и закреплению профессионального и социального опыта, создает условия для установления личностного контакта и заинтересованного диалога между представителями различных поколений.

В качестве относительно новой схемы оценивания достижений студентов нами выбрана технология Web-портфолио профессионального становления. От курса к курсу, собирая и оформляя документы, студент с одной стороны будет рефлексировать о своем профессиональном самоопределении, с другой стороны – создавать подборку документов, свидетельствующих о его профессиональном росте или наоборот [1].

С нашей точки зрения, приведенные условия позволяют для современного специалиста в значительной степени сформировать навыки владения ИКТ, охватывая разные стороны использования ИКТ, что приводит к более успешному профессиональному становлению студента.

Список литературы

  1. Гурская, О. В. Портфолио профессионального самоопределения [Текст]. Методические рекомендации для студентов. / О. В. Гурская, И. В. Мурзина, Л. М. Попова. – Братск, 2017. – 43 с.
  2. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика [Текст]. / Н. С. Пряжников. – М. : «Академия», 2007. – 501 с.
  3. Чистякова, С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях [Текст]. / С. Н. Чистякова. // Профессиональное образование и рынок труда. – 2018. – № 1. – С. 54-60.
PDF