ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА НА РЫНКЕ ТРУДА

Раздел: Развитие цифровой образовательной и проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования в условиях реалтзации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования.Ч.2 (Материалы национальной конференции)

29 апреля 2020 г.

Авторы: Кочеткова Ольга Петровна , Бредихина Галина Владимировна

УДК 1174

Г. В. Бредихина, О. П. Кочеткова

G. V. Bredikhina, O. P. Kochetkova

Бредихина Галина Владимировна, заведующий производственными практиками, Томский политехнический техникум, г. Томск, Россия.
Кочеткова Ольга Петровна, преподаватель, Томский политехнический техникум, г. Томск, Россия.

Bredikhina Galina Vladimirovna, Head of Production Practice, Tomsk Polytechnic Technique, Tomsk, Russia.
Kochetkova Olga Petrovna, teacher, Tomsk Polytechnic Technique, Tomsk, Russia.

 

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА НА РЫНКЕ ТРУДА

INCREASING COMPETITIVENESS OF GRADUATES OF THE POLYTECHNICAL TECHNIQUE IN THE LABOR MARKET

 

Аннотация. Трудоустройство студентов политехнического техникума. Производственная практика вахтовым методом на нефтегазовых предприятиях. Адаптация и мотивация студентов техникума в условиях вахтовой работы. Личностные характеристики студентов и оценка качества знаний при собеседовании на предприятиях. Общая ситуация на рынке труда нуждается в качественном, а не чисто количественном подходе.

Annotation. Employment of students of the Polytechnic College. Production practice on a rotational basis at oil and gas enterprises. Adaptation and motivation of college students in shift work. The personal characteristics of students and the assessment of the quality of knowledge during interviews at enterprises. The general situation on the labor market needs a qualitative rather than a purely quantitative approach.

Ключевые слова: адаптация, молодой специалист, мотивация, личностные характеристики.

Keywords: adaptation, young specialist, motivation, personality characteristics.

 

Выпускники в процессе обучения в образовательном учреждении получают достаточно знаний и навыков, но проблема трудоустройства заключается в отсутствии необходимой связи между рынком образования и рынком труда. Основной задачей образовательного учреждения на сегодняшний день является подготовка конкурентоспособного выпускника [1]. Для выпускников ОГБПОУ ТПТ конкуренцию составляют выпускники Томских университетов, которые трудоустраиваются на рабочие должности в компании. Задача техникума вести подготовку выпускников согласно требованиям компаний к выпускнику (специальность подготовки, наличие удостоверения по рабочей профессии, навыки, квалификация), а также введение системы адаптации студентов к этим условиям. Для разрешения проблемы соответствия подготовки специалистов для реального сектора экономики региона является сотрудничество образовательного учреждения с ключевыми работодателями путем заключение договоров о сотрудничестве, благодаря которым устанавливаются тесные контакты с работодателями для подготовки конкурентоспособных будущих специалистов. В профориентационную работу входит: знакомство студентов с компаниями через организацию презентаций и встреч с ключевыми работодателями, встречи со специалистами компаний из числа выпускников ОГБПОУ ТПТ, информировать студентов о поступающих вакансиях от организаций на трудоустройство и прохождение практики, о требованиях к молодым специалистам (специальность, наличие рабочей профессии и разряд по данной профессии, гражданство и т.д.). Вопрос о распределении должен ставиться заранее, и критерии оценки отбора кандидатов на предлагаемые вакансии, в период производственной практики.

В целях выяснения характеристик выпускников, наиболее предпочтительных при приеме на работу, был проведен экспертный опрос представителей от организаций, принимающих выпускников. Приоритетны их требования к теоретической и практической подготовке выпускников. Больше значения при приеме на работу стал иметь пол выпускника, причем на работу охотнее оформляют мужчин. Работу все чаще предоставляют молодым специалистам прошедшим армию и имеющим военный билет. Что касается девушек, то на геофизические и нефтегазовые предприятия их принимают на рабочую специальность крайне редко. Тяжесть труда и сложные условия вахтовой работы не позволяют работодателям рисковать и занимать вакансию девушкой, которая при сложности труда может не выдержать и уволится. Поскольку наиболее высокие требования со стороны предприятий и организаций, наряду с общим теоретическим уровнем, предъявляются к практической подготовке выпускника, техникуму целесообразно значительно расширить практическую сторону в учебных программах, оговаривая участие в них студентов. Необходимо заинтересовать организации и фирмы в таком сотрудничестве, дав им возможность отбирать для себя нужных им студентов, расширяя для этого продолжительность учебной практики в этих фирмах [2].

Абитуриенты поступающие в политехнический техникум и выбирающие специальности связанные с вахтовым методом работы не всегда правильно осознают свой выбор. Особенно это касается девушек, которые выбирают специальность «геофизика» и не понимают, что эта работа при полевой геофизике на 6 месяцев в условиях «поля» без выезда на выходные домой и «скважинная геофизика» это работа вахтовым методом с поднятием тяжестей, а именно необходимостью поднимать геофизический зонд на мостки 100 и более килограмм. Важную роль в адаптации студента-практиканта или молодого специалиста играет наставник со стороны предприятия [3]. Наставник помогает молодому специалисту влиться в коллектив, передает свои знания и умения молодому специалисту по профессии и т.д. Во многих компаниях реализуется система наставничества, которая утверждена в компаниях положением «О наставничестве». Данное положение распространяется на молодых специалистов и, к сожалению, не всегда охватывает студентов-практикантов. Причина в том, что студента-практиканта может компания в дальнейшем и не пригласить на трудоустройство и студент-практикант может связать свою трудовую деятельность с другой компанией. Проблема это общеизвестна и задача образовательных организаций и бизнеса найти пути решения и возможности введения наставничества во время прохождения практики.

Список литературы

  1. Быков, В. М. Управление адаптацией персонала вахтовых коллективов [Электронный ресурс]. / В. М. Быков, Е. Ю. Онищенко. // Международная академия бизнеса и новых технологий. – Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=20298589
  2. Хазанов, В. Е. Применение современных методов отбора персонала на нефтегазовых предприятиях [Текст]. / В. Е. Хазанов, Л. Ю. Бойко. // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом, 2005. – № 11. – С. 4-7.
  3. Симонова, Н. Н. Психологическое обеспечение вахтового труда нефтяников в условиях Крайнего Севера [Текст]. / Н. Н. Симонова. // Вопр. соврем, науки и практики, 2009. – № 9. – С. 69-80.
PDF