РЕАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА», «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», «ПЕРСПЕКТИВА»

Раздел: Обучение техническому творчеству для развития творческих способностей

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.1

9 декабря 2020 г.

Авторы: Климова Татьяна Сергеевна , Елескина Наталья Геннадьевна , Стародубцева Наталья Викторовна

УДК 1174

Н. Г. Елескина, Н. В. Стародубцева, Т. С. Климова

N. G. Eleskina, N. V. Starodubceva, T. S. Klimova

Елескина Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97», г. Новокузнецк, Россия.
Стародубцева Наталья Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97», г. Новокузнецк, Россия.
Климова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.

Eleskina Natalia, the teacher of initial classes of MUNICIPAL educational establishment «Secondary school № 97», Novokuznetsk, Russia.
Starodubtseva Natalia Viktorovna, the teacher of initial classes of MUNICIPAL educational establishment «Secondary school № 97», Novokuznetsk, Russia.
Klimova Tatyana Sergeyevna, the teacher of initial classes MBOU «Lyceum № 34», Novokuznetsk, Russia.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА», «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», «ПЕРСПЕКТИВА»

IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGICAL CREATIVITY TRAINING FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS OF ELEMENTARY CLASSES THROUGH THE PROGRAMS «ELEMENTARY SCHOOL OF THE XXI CENTURY», «PROSPECTIVE PRIMARY SCHOOL», «PERSPECTIVE»

 

Аннотация. На сегодняшний день в сфере образования актуальным становится поддержка и развитие детского технологического ‏творчества и внедрение в образовательный процесс таких развивающих ‏ㅤ технологий, которые помогают ‏ㅤ учащимся не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками, но и развивать их творческий потенциал. В данной статье рассматривается процесс реализации технологического творчества для развития творческих способностей учащихся начальных классов по программам «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа», «Перспектива».

Abstract. Today day an important issue in education is the support and development of children's technological creativity and implementation in the educational process such educational technologies that help students not only to master certain knowledge, skills and skills, but and develop their creative potential. This article discusses the process of implementing technological creativity for the development of creative abilities of primary school students in the programs «Primary school of the XXI century», «Perspective primary school», «Perspective».

Ключевые слова: технологическое творчество, творческие способности, развивающие технологии.

Keyword: technological creativity, creative abilities, developing technologies.

 

Развитие творческих  способностей личности является одним из важных условий культурного прогресса общества и воспитания человека. На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования ‏ㅤ становится поддержка и развитие детского технологического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. Одно из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта школьного образования и Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. (ФГОС общие положения) [1, с. 3].

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают ‏ㅤ учащимся не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал. И важная роль при выполнении этих задач отводится урокам технологии, на которых реализуется обучение технологическому творчеству учащихся.

Известно, что самая массовая форма привлечения учащихся  к творчеству это творчество на уроках в начальной школе. Технологическое творчество это еще и эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей в результате создания различных технических объектов (моделей, приборов, всевозможных механизмов) [2, с. 7].

Такой вид творчества способствует (рис. 1):

Сегодня педагоги уверены: технологическому творчеству можно обучить каждого человека, но заниматься этим необходимо с самого раннего возраста. Технологическое творчество – это деятельность, требующая от учащегося широкого кругозора, развитого воображения, самостоятельного мышления и интереса к поисковой и практической деятельности [3, с. 6].

При выборе методов обучения педагог ориентируется на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют ‏ㅤ у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют развитию творческой фантазии. Рассмотрим некоторые из них (табл. 1).

Анализируя задачи, которые ставит на уроке учитель, можно сделать вывод о том, что решение многих из них будет способствоваь развитию творческих способностей учащихся в процессе реализации обучения технологическому творчеству. Например, вот некоторые из них (рис. 2):

Уроки технологии по программе «Перспективная начальная школа» строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая обеспечивает реальное включение в образовательную деятельность различных структурных компонентов личности интеллектуального (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения), эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья ребенка.

Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач обеспечивает развитие конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, творческого потенциала. Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой.

Курс технологии по программе «Начальная школа XXI века» закладывает основы гуманизации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности и овладения элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.

Курс «Технологии» по программе «Перспектива» обеспечивает изучения начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника – «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации – технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта. Особое внимание в программе отводится практическим работам.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д.

На уроках технологии осуществляется:

  • Воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности.
  • Развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук [4].

Дополним наше исследование примерами из календарно-тематического планирования по трем программам, где осуществяется реализация обучения технологическому творчеству для развития творческих способностей (табл. 2).

Развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению . Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, которые и состовялют основу творчества, в том числе и технологического.

Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Список литературы

  1. Усанов, В. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. / В. Обручев. – М. : Эксмо-Пресс, 2020. – 192 с.
  2. Заенчик, В. М. Техническое творчество учащихся [Текст]. / В. М. Заенчик, В. Е. Шмелев. – М. : Феникс, 2008. – 432 с.
  3. Михелькевич, В. Н. Основы научно-технического творчества [Текст]. / В. Н. Михелькевич, В. М. Радомский. – М. : Феникс, 2004. – 320 с.
  4. Малышева, Н. А. Технология. 1-4 классы. Программа [Текст]. / Н. А. Малышева, О. Н. Масленикова. – М. : ДРОФА, корпорация «Российский учебник», 2019. – 64 с.
PDF