ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел: Обучение техническому творчеству для развития творческих способностей

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.1

9 декабря 2020 г.

Авторы: Берина Иннеса Анатольевна , Михайлова Татьяна Васильевна , Шубникова Наталья Ивановна

УДК 373.31

И. А. Берина, Т. В. Михайлова, Н. И. Шубникова

I. A. Berina, T. V. Mikhailova, N. I. Shubnikovа

Берина Иннеса Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97», г. Новокузнецк, Россия.
Михайлова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97» г. Новокузнецк, Россия.
Шубникова Наталья Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97» г. Новокузнецк, Россия.

Berina Innesa Anatolyevna, primary school teacher, municipal budgetary educational institution «Secondary school No. 97» Novokuznetsk, Russia.
Mikhailova Tatyana Vasilyevna, primary school teacher, municipal budget educational institution «Secondary school No. 97» Novokuznetsk, Russia.
Shubnikovа Natalia Ivanovna, primary school teacher, municipal budgetary educational institution «Secondary school № 97» Novokuznetsk, Russia.

 

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

GAME TECHNOLOGY IN THE LESSONS AT ELEMENTARY SCHOOL

 

Аннотация. В статье представлен теоретический и практический материал по теме «Игровые технологии на уроках в начальной школе». В своей статье мы представляем опыт использования игровых технологий, как наиболее эффективных в начальной школе. Материал знакомит с необходимостью применения игровой технологии в начальных классах, как метод обучения и закрепления. Позволяет развивать универсальные учебные действия, делает процесс обучения наиболее интересным, разнообразным, доступным. В статье представлены игры, используемые на основных уроках в начальной школе.

Abstract. The article deals with theoretical and practical material on the topic «Gaming technology in primary school classrooms». The article goes on to say that using gaming technology is the most effective in primary school. The authors come to the conclusion that using gaming technology in primary school is an effective method of teaching and consolidation of new topics. It allows to develop universal learning activities, to do the learning process the most interesting, diverse and accessible. The article presents the games used in the main lessons in primary school.

Ключевые слова: игровая технология, игра, дидактические игры, деятельность, начальная школа, урок, память, мышление, устная речь.

Keywords: game technology, game, didactic games, activities, primary school, lesson.

 

Ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело.
Вся его жизнь – это игра.

А. С. Макаренко

Мы считаем, что игровые технологии являются актуальными современными педагогическими технологиями в образовательном процессе, так как игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные ...

В основе игровых технологий лежит игра.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – В. А. Сухомлинский [3, с. 33].

Вот какое лексическое значение слова «игра» дано в толковом словаре Т. Ф. Ефремовой: «Игра – это занятие, служащее для развлечения или развития личностных навыков, построенное по определённым правилам» [4].

В начальную школу дети приходят после детского сада, где основной деятельностью является игра. С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция. Ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, основным видом деятельности становится учение. Поэтому только игра может помочь ребенку пережить период адаптации. Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение, так как ребенок ещё в дошкольном учреждении знакомится с дидактическими играми. В процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими детьми, развивает познавательную деятельность, внимание. Игра важна для детей младшего школьного возраста. Поэтому в начальной школе мы считаем наиболее приемлемым использование именно игровых технологий.

Психологи доказали: в игре интенсивно развивается психика, память, мышление, восприятие, формируется устная речь ребенка. В условиях игры обогащается словарный запас и знания ребёнка о мире. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом.

На своих уроках мы используем развивающие дидактические игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность проверить свои силы. Игровая деятельность на уроке способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания младших школьников. Мы считаем, что введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Подбирая игры и игровые упражнения к уроку, мы стараемся подобрать такие игры, которые вызывают интерес у детей [1].

Так на уроках обучения грамоте используются следующие дидактические игры.

1.      Дидактическая игра «Узнай слово»

Цель: развивать умение давать правильную характеристику гласным и согласным звукам, активизировать внимание, память.

Учитель раздаёт буквы составляемого слова, например домик и просит составить из данных букв слово. Далее даёт задание сделать шаг вперёд «буквам», которые обозначают гласные звуки, аналогично «буквам», которые обозначают согласные звуки. Дать характеристику каждому звуку. Объединиться буквам в слоги.

Эту работу можно проводить на уроках обучения грамоте, русского языка при изучении словарных слов, при составлении схем звукобуквенного анализа.

2.      Дидактическая игра «Живые слова»

Цель: развивать умение составлять правильные предложения, внимание, устную речь.

Например, учитель читает предложение: «На улице заморосил дождь».

– Сколько слов в предложении? (4).

Учитель говорит, кто каким словом будет в предложении.

(Иван – ты будешь первым словом в предложении, Мария – вторым, Алексей – третьим, Ева – четвёртым). Ребята выходят к доске и становятся «Живыми словами» в предложении.

– Прочитайте предложение.

Ребёнок делает шаг вперёд и «читает» своё слово.

Еще раз прочитаем предложение (читают все дети с мест).

Учитель говорит:

– Живые слова поменяйтесь местами!

Дети читают получившееся предложение и делают вывод о важности порядка слов в предложении.

3.      Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и признака предмета, развивать внимание, мышление.

Ученики получают карточку с определенным словом. По сигналу учителя ребята должны образовать нужную пару слов (слово-предмет со словом признаком предмета). Например (табл. 1).

Побеждает та пара, которая, первая правильно соотнесла слова.

Данную игру применяем на уроках русского языка в 1 классе при изучении темы «Слова, обозначающие предметы, слова, обозначающие признаки предметов» на этапе закрепления пройденного материала.

4.      Дидактическая игра «Раздели слова на группы»

Данную игру можно применять на уроках русского языка на этапе закрепления.

Цель: развивать логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать предметы.

На карточках записаны слова: дорога, сосулька, мостик, водичка, облако, тетрадь, силач, листок, яблоко.

Учитель просит разделить слова на группы в зависимости от задания.

 

  1. Раздели слова на группы по количеству слогов (ученики 1 ряда).
  2. Раздели слова на группы по родам (ученики 2 ряда).
  3. Раздели слова на группы по постановке ударения (ученики 3 ряда).

Обучающиеся разбирают необходимые слова и создают группы по заданию учителя. Затем, каждая группа объясняет выбор своего действия. Ребята из других групп анализируют ответы своих одноклассников [2].

5.      Игра «Хлопни-топни»

Цель: развивать внимание, мышление.

Перед игрой детям дается задание, в котором они должны при правильном утверждении хлопнуть, а неправильном – топнуть.

Игру «Хлопни-топни» можно использовать на всех уроках в начальной школе.

6.      Игра «Поймай снежок»

Цель: развивать память, мышление, внимание, устную речь, умение работать в коллективе.

Ребята встают в круг. Учитель бросает модель снежка и называет, например, табличный случай умножения. Ребёнок ловит «снежок», говорит ответ и бросает его другому участнику игры, называя новый случай таблицы умножения. Ученики слушают ответы одноклассников, запоминают табличные случаи умножения, исправляют ошибки других, учатся работать в коллективе.

Таким образом, применение дидактических игр на уроках в начальной школе помогает развивать универсальные учебные действия, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным.

Список литературы

  1. Нагорнова, С. Е. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка [Электронный ресурс]. / С. Е. Нагорнова. // ДЛЯ ПЕДАГОГА. – URL : https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4663 (дата обращения : 09.11.2020). – Режим доступа : свободный.
  2. Лактионова, С. В. Подбор дидактических игр на уроках литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс]. / С. В. Лактионова. // Мультиурок. – URL : https://multiurok.ru/files/podbor-didakticheskikh-igr-na-urokakh-literaturnog.html (дата обращения: 09.11.2020). – Режим доступа : свободный.
  3. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст]. / В. А. Сухомлинский. – Киев : Радянська школа, 1977. – 288 с.
  4. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст]. / Т. Ф. Ефремова. – М. : Дрофа, Русский язык, 2000. – 1233 с.
PDF