ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ТРУДА

Раздел: Федеральные образовательные стандарты и оценка качества профессионального образования студентов и технологического обучения школьников

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.1

9 декабря 2020 г.

Авторы: Гладкий Сергей Николаевич , Солодкий Дмитрий Игоревич

УДК 378

С. Н. Гладкий, Д. И. Солодкий

S. N. Gladkiy, D. I. Solodkiy

Гладкий Сергей Николаевич, старший преподаватель, Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.
Солодкий Дмитрий Игоревич, студент, Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Gladkiy Sergey Nicolaevich, Senior Lecturer, I. P. Shamyakin Mozyr state pedagogical University, Mozyr, Belarus.
Solodkiy Dmitry Igorevich, student, I. P. Shamyakin Mozyr state pedagogical University, Mozyr, Belarus.

 

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ТРУДА

DIFFERENTIATED LEARNING IN TECHNICAL LABOR LESSONS

 

Аннотация. В статье рассказывается о дифференцированном подходе к обучению учащихся, плюсах и минусах этого подхода, влиянии его на повышение качества образовательного процесса. Указываются особенности введения данного подхода к обучению на уроках технического труда.

Abstract. The article describes the differentiated approach to learning students, the pros and cons of this approach, its impact on improving the quality of the educational process. The specifics of the introduction of this approach to learning in technical work lessons are specified.

Ключевые слова: дифференцированное обучение, технический труд, качество образовательного процесса.

Keywords: differentiated training, technical work, quality of the educational process.

 

В силу современного уровня развития науки и техники, требуются все более квалифицированные специалисты в различных отраслях и сферах деятельности человека, что, следовательно, подтверждает необходимость повышения качества образования. Для повышения качества образовательного процесса требуется учесть современные проблемы и потребности системы образования, как в целом, так и в частности.

Рассматривая образовательный процесс в школе на уроках технического труда, стоит отметить важную особенность, отличительную черту такого процесса, а именно – практическую сторону, поскольку трудовое обучение – практикоориентированный предмет.

Существует много способов повышения качества такого процесса:

  • использование различных методов обучения, проработка, модификация уже использующихся методов обучения, использование новых технологий обучения;
  • построение учебной деятельности с учетом психологических, физиологических и физических характеристик обучающегося; ориентация на субъект обучения, то есть детей; учет различных факторов, связанных с личностью учащегося;
  • пересмотр целей и задач воспитания и обучения с изменением в силу новых потребностей общества;
  • организация процесса непосредственной передачи информации, с учетом наглядности и понятности. Проекторы, компьютеры, планшеты, интерактивные доски, электронные книги – все это помогает учащимся лучше усвоить учебный материал.

Пожалуй, самый эффективный способ повышения качества обучения в этом направлении будет являться использование дифференцированного обучения. Дифференциация обучения – это учет особенностей личности в форме создания микрогрупп с различным построением процесса обучения. Дифференцированное обучение – это технология обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей обучающихся [1].

В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации обучения. В первом случае речь идет о такой организации учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются учителем в условиях обычного класса. Внутренняя дифференциация в пределах одного класса обусловлена различными способностями учащихся, их различиями в психическом развитии, особенностями памяти, мышления, уровнем знаний, интересов, мотивацией и т. д. Во втором случае создаются специальные дифференцированные учебные группы, в которых и осуществляется учет индивидуальных особенностей учащихся. Внешняя дифференциация предусматривает организацию обучения в классах (школах) с однородным (гомогенным) составом учащихся. При этом преподавание предметов ведется по программам, рассчитанным на один уровень учебных возможностей (интересов) учащихся.

Поскольку целью трудового обучения является всестороннее гармоничное развитие личности, воспитание ценностей и культуры, важно уделять этому предмету достаточное внимание. Обучающиеся имеют не одинаковые склонности к практической и теоретической деятельности. Не стоит утверждать, что тот или иной учащийся склонен только к одному виду деятельности. Все дети склонны ко всем видам деятельности. Важными факторами в выборе занятия является мотивация, личный интерес к тому или иному, групповое влияние. Некоторые предпочитают теорию практике. Изучая теорию, дети углубляют свои знания в области трудового обучения на теоретическом уровне. Другие предпочитают изготавливать изделия, нежели читать и конспектировать теорию. Осуществляя технологические операции на занятиях по техническому труду, школьники улучшают свои практические навыки и развивают моторно-двигательную память.

Также стоит учитывать, что есть учащиеся, которые преуспели в физическом развитии, и есть те, кто, по тем или иным обстоятельствам, не преуспели в этом. Этот факт стоит учитывать, поскольку если взять двух учащихся – слабого и сильного в физическом плане, которые в одном классе изготавливают один и тот же предмет, то сильный ученик сможет изготовить изделие намного быстрее, чем слабый, при одном уровне качества. Это может вызвать излишнюю самоуверенность у одного, что может повлечь потерю у него интереса, и демотивировать другого, поскольку тот не успевает.

Дифференцированное обучение имеет свои плюсы и минусы.

К плюсам использования технологии дифференцированного обучения обучающихся можно отнести:

  • дифференциация обучающихся на уроках технического труда позволит равномерно повысить уровень знаний, умений и навыков при разных уровнях подготовленности учащихся;
  • у подготовленных детей появляется возможность проявить себя в группе, а менее подготовленным тянуться за сильными учащимися, что повысит интерес к учебному процессу; повышается вероятность развития творческих способностей каждого ученика.

К минусам использования технологии дифференцированного обучения можно отнести:

  • разделение учащихся по критериям повлечет большую нагрузку на учителя; учителю придется выполнять больше работы при подготовке к уроку; необходимо будет создать задания для одних и других, а не для всех одно; больше времени потребуется для контроля выполнения этих заданий;
  • учащиеся, выполняя разные задания, будут отвлекаться на задание для другой микрогруппы, поскольку им будет также интересно его выполнение, даже если оно будет сложнее или легче, чем полученное.
  • дифференциация обучающихся имеет большой спектр параметров, которые стоит учитывать, это сложно, поэтому приходится выбирать несколько основных с игнорированием учета других.

Практические задания на уроках технического труда представляют собой чаще всего исполнение технологических операций и изготовление какого-либо изделия. Чтобы создать несколько вариантов для учащихся, изделия можно изготавливать из разных материалов, к примеру: дать слабым учащимся изготавливать изделие из сосны, средним из ольхи, а сильным из березы, следовательно, получится, что задание у всех одно, применяемые технологические операции у всех одинаковые, но сложность изготовления разная.

С теоретической частью аналогично. Более подготовленным детям можно приступить к практической части раньше, в то время как менее подготовленных, следует подвести к практической части постепенно. Это касается и форм контроля учебной деятельности. Поскольку у детей разная глубина усвоения учебного материала, то, проводя контрольную работу, учитель дает разные по сложности задания микрогруппам учащихся в классе.

Введение дифференцированной системы обучения – очень перспективная технология. В то же время она является трудоемкой и будет под силу не каждому учителю, и не каждому обучающемуся. Поэтому выбор данной технологии потребует достаточно высокого уровня умений, знаний и опыта педагогов.

Таким образом, используя технологию дифференцированного обучения, существенно можно повысить эффективность обучения. В то же время потребуется регулярно проводить тесты и давать контрольные практические задания, что повлечет за собой большие временные затраты, а также потребуется регулярный контроль и коррекция этого вида деятельности.

Список литературы

  1. Покровская, С. Е. Дифференцированное обучение учащихся в средних общеобразовательных школах [Текст]. / С. Е. Покровская. – Минск : Беларуская навука, 2002. – 123 с.
PDF