РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Федеральные образовательные стандарты и оценка качества профессионального образования студентов и технологического обучения школьников

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.1

9 декабря 2020 г.

Авторы: Колесниченко Елена Алексеевна

УДК 372.862

Е. А. Колесниченко

EAKolesnichenko

Колесниченко Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления и технологий образования ГУО «Гомельский областной институт развития образования», г. Гомель, Республика Беларусь.

Kolesnichenko Elena Alekseevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of management and technologies of education, state educational institution «Gomel regional institute of education development», Gomel, Republic of Belarus.

 

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A LABOR TRAINING TEACHER AS A FACTOR OF INCREASING THE QUALITY OF TECHNOLOGICAL EDUCATION

 

Аннотация. В статье анализируется проблема развития профессиональной компетентности педагога трудового обучения. Рассматриваются педагогические умения, условия, формы, средства, обеспечивающие развитие профессиональной компетентности педагога трудового обучения.

Abstract. The article analyzes the problem of developing the professional competence of a labor education teacher. The article considers pedagogical skills, conditions, forms, means that ensure the development of professional competence of a labor education teacher.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, технологическое образование, трудовое обучение, повышение квалификации педагога, самообразование.

Keywords: professional competence, technological education, labor training, teacher training, self-education.

 

На современном этапе развития белорусской системы образования одним из основных принципов построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. В этой связи, одной из приоритетных задач национальной системы образования является воспитание трудолюбивого и творческого человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В контексте решения данной задачи отечественная школа призвана, прежде всего, обогатить молодёжь теоретическими знаниями, сформировать практические умения и навыки, необходимые для последующего выполнения различных видов трудовой деятельности. В условиях современного научно-технического прогресса расширяются задачи технологического образования, которое, в настоящий момент, включает в себя ознакомление учащихся с принципами, лежащими в основе технологических процессов и производства, обоснование целесообразности выбранных решений графических, технологических, конструкторских задач и др. На занятиях по трудовому обучению учащимся должны быть созданы условия для формирования всесторонне развитой, активной, творческой и нравственной личности. Приобщение школьников к различным видам трудовой деятельности позволяет передать накопленный опыт предыдущих поколений в области техники, технологии, культуры быта, жизнедеятельности, а также способствует социальному становлению личности.

Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров, где педагог трудового обучения – является одной из ключевых фигур реформирования национальной системы образования. Важным условием эффективной профессионально-педагогической деятельности педагога трудового обучения является формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Очевидно, что в современном, стремительно меняющемся и открытом мире, одним из главных профессиональных качеств педагога трудового обучения является его потребность в постоянном саморазвитии и самообразовании, повышении своей профессиональной компетентности.

Работая в современных условиях, педагог трудового обучения должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно-ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность. Под профессиональной компетентностью мы понимаем совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых учителю для успешной педагогической деятельности [1, с. 58]. Следовательно, понятие профессиональной компетентности педагога трудового обучения выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через его педагогические умения.

Педагогические умения учителя трудового обучения объединены нами в четыре основные группы.

Первая группа предполагает наличие у педагога умений «переводить» содержание объективного процесса образования в конкретные педагогические задачи, что предполагает:

  • изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся;
  • выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

Вторую группу составляют умения педагога выстраивать и приводить в движение логически завершенную педагогическую систему, а именно – комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

Третья группа педагогических умений обязывает педагога уметь выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами образовательного процесса, приводить их в действие; создавать необходимые условия (материальные, морально-психологические, организационные, гигиенические и др.); активизировать личность школьника, развивать различные виды его деятельности, превращать учащегося из объекта в субъект воспитания; организовывать и развивать совместную деятельность; обеспечивать связь школы со средой, регулировать внешние непрограммируемые воздействия.

Четвертая группа педагогических умений предполагает учет и оценку результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Таким образом, в соответствии с логикой наших рассуждений профессионально компетентным следует назвать такого педагога трудового обучения, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. А развитие профессиональной компетентности педагога трудового обучения предполагает формирование его творческой индивидуальности, восприимчивость к педагогическим инновациям, способность адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Стремительные изменения, происходящие в современной системе образования, закономерно и объективно требуют от педагога трудового обучения постоянного повышения своей квалификации и профессионализма. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому, в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать молодежь в современном, динамично меняющемся мире. Исходя из требований, предъявляемых к современному педагогу трудового обучения, педагогическая наука и практика определяют основные пути развития его профессиональной компетентности, включающие в себя:

  • систему повышения квалификации;
  • аттестацию педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию;
  • самообразование педагогов;
  • активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов;
  • участие в различных конкурсах, исследовательских работах;
  • обобщение и распространение собственного педагогического опыта, публикация научных статей и методических разработок.

Востребованными формами методической работы педагога трудового обучения являются теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды учителей. Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование. Овладение информационно-коммуникационными технологиями.

Остановимся на некоторых направлениях работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагога трудового обучения подробнее. Так, в нашей стране активно проходит обучение учителей трудового обучения на курсах повышения квалификации раз в три года и профессиональной переподготовки по актуальным проблемам образования педагогов и приоритетным направлениям, определяемым образовательным учреждением и национальной системой образования. Важнейшими формами повышения квалификации, обеспечивающими профессиональный рост педагога трудового обучения, остаются лекции, семинары, круглые столы, диспуты и др.

Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации государственных образовательных стандартов на оптимально высоком уровне через:

  • обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
  • принятие идеологии и концепции национальной системы образования;
  • освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
  • овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач образования.

Одним из средств реализации новых направлений является и аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности. Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным в связи с тем, что главной идеей современного образовательного процесса, в том числе и в ходе трудового обучения, является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь. Самообразование педагога трудового обучения осуществляется посредством следующих видов деятельности:

  • систематическое повышение квалификации;
  • изучение современных психологических и педагогических методик;
  • участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;
  • просмотр телепередач, чтение прессы;
  • знакомство с передовой педагогической и методической литературой;
  • использование Интернет-ресурсов;
  • демонстрация собственного педагогического опыта;
  • внимание к собственному здоровью.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. Поэтому становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, то есть системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Инновационная деятельность педагогов трудового обучения в школе представлена следующими направлениями:

  • апробация авторских учебников и учебно-методических пособий нового поколения;
  • внедрение новых образовательных стандартов в ходе преподавания учебного предмета «Трудовое обучение»;
  • освоение современных педагогических технологий при реализации учебного предмета «Трудовое обучение»;
  • социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.

Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога трудового обучения является его участие в конкурсах профессионального мастерства. Считается, что активность участия педагогов в конкурсах невысока по причинам отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов. Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства педагога трудового обучения является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта, когда педагоги трудового обучения активно участвуют в различных конференциях, семинарах, съездах и т. д. Таким образом, они не только распространяют свой педагогический опыт на разных уровнях, но и участвуют в создании инновационного пространства, объединяющего педагогов по близким педагогическим проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей. Но не один из перечисленных способов повышения профессионализма педагога трудового обучения не будет эффективным, если он сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость развития мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Следовательно, необходимо создать те условия, в которых педагог трудового обучения самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Практика показывает, что только анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего и развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, так как в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности также сильно зависит и от среды, поэтому именно окружающая среда и образовательное пространство должны стимулировать профессиональное саморазвитие педагога трудового обучения.

Следовательно, чтобы воспитать молодого человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, найти свое профессиональное призвание, смогут только педагоги, обладающие высоким уровнем профессионализма и компетентностью. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, технологическая, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога трудового обучения, система его профессиональных ценностей, убеждений, установок, в целостности, дающие качественные образовательные результаты. Поэтому сегодня, перед каждым педагогом трудового обучения поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло, каждый, выбравший профессию педагога вообще, и педагога трудового обучения, в частности, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, К. Д. Ушинского, который в свое время сказал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» [2, с. 24].

Список литературы

  1. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст]. / А. В. Хуторской. // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
  2. Колесниченко, Е. А. Выдающиеся педагоги XIX века: К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой : пособие для студентов высш. учебных заведений [Текст]. / Е. А. Колесниченко, А. В. Комонова, Г. И. Малащенко. – Мозырь : УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2009. – 77 с.
PDF