ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ

Раздел: Федеральные образовательные стандарты и оценка качества профессионального образования студентов и технологического обучения школьников

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.1

9 декабря 2020 г.

Авторы: Бондарь Марина Александровна

УДК 378

М. А. Бондарь

M. A. Bondar

Бондарь Марина Александровна, магистр педагогических наук, преподаватель, УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина», г. Мозырь, Республика Беларусь.

Bondar Marina Aleksandrovna, Master of Pedagogical Sciences, lecturer, Mozyr State Pedagogical University named after I. P. Shamyakin, Mozyr, Republic of Belarus.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ

FORMATION OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE FIELD OF CLOTHING MODELING

 

Аннотация. В статье изучена сущность понятия «профессиональная компетентность». Рассмотрен процесс формирования технологической компетентности будущих учителей трудового обучения в области моделирования одежды. Рассмотрены структурные компоненты и содержательные аспекты специальной компетентности будущих учителей по техническому моделированию одежды.

Abstract. The article studies the essence of the concept of «professional competence». The process of forming the technological competence of future labor education teachers in the field of clothing modeling is considered. The structural components and substantive aspects of the special competence of future teachers in the technical modeling of clothing are considered.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, специальная компетентность, технологическая компетентность, трудовое обучение, моделирование одежды.

Keywords: competence, professional competence, special competence, technological competence, labor training, clothing modeling.

 

Абсолютное большинство учителей заинтересовано в успешной педагогической деятельности. Они стремятся достичь вершин профессионализма. Сокращение часов на трудовое обучение в школах требует от учителя еще более совершенной подготовки для того, чтобы он, глубоко владея определенными знаниями и умениями, мог оценить их значимость и сформировать тот необходимый минимум, который надо передать учащимся.

Профессиональная компетентность педагога существенно сказывается на его творческом взаимодействии с учащимися, и это приближает учителей и школьников к самопознанию, самообразованию, самоорганизации и самоконтролю. По определению Н. В. Кухарева, профессиональная компетентность (от латинского competens – соответствующий, способный, обладающий компетенцией, сведующий) педагога рассматривается как высокий уровень его подготовленности, обусловленный знанием стратегии продуктивной педагогической деятельности, и взаимодействующих в ней структурных компонентов и критериев для измерения степени его продуктивности [3]. Это соответствующие знания и опыт педагога, способного диагностировать возможные результаты, анализировать педагогическую ситуацию и моделировать более эффективную систему действий в процессе достижения результатов, корректировать собственную деятельность и обосновывать пути ее дальнейшего совершенствования. Каждый, из обозначенных структурных компонентов профессиональной компетентности педагога, несет в себе элементы творчества.

В психолого-педагогической теории и практике существуют и другие подходы к пониманию термина «профессиональная компетентность».

Так, А. К. Маркова в понятие профессиональной компетентности включает все свойства личности педагога, которые обеспечивают высокий результат профессиональной деятельности [4].

В. А. Демин дает такое определение «компетентность» – это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях [1].

Можно сделать вывод, что компетентность это не только знания и умения или навыки, она включает так же такие составляющие как мотивационная, эстетическая, социальная и поведенческая деятельность, а также включает в себя результаты педагогического труда, систему ценностных ориентаций и другие.

Структура профессиональной компетентности также понимается разными авторами по-разному. Так, А. К. Маркова выделяет специальную, социальную, личностную и индивидуальную компетентность [5].

По мнению Н. В. Кузьминой, основными элементами прфессиональной компетентности, являются: специальная компетентность, методическая компетентность, социально-психологическая, аутопсихологическая компетентность [2].

Считаем, что в структуре профессиональной компетенции учителя трудового обучения технологическая компетентность является одним из наиболее важных компонентов.

Рассмотрим структурные компоненты профессиональной (технологической) компетентности будущих учителей и их роль в изучении тем по моделированию и конструированию одежды.

Для проведения занятий по моделированию одежды учитель должен владеть следующими знаниями:

  • основные направления моды;
  • требования, предъявляемые к одежде, и чем эти требования обеспечиваются;
  • ассортимент, стилевое и силуэтное решение современной одежды;
  • ассортимент тканей и материалов, используемых для изготовления одежды, их свойства;
  • технологию изготовления основных видов одежды.

Также для успешного ведения практической части урока учитель должен владеть практическими навыками:

  • выполнять эскизы моделей одежды;
  • разрабатывать чертежи конструкций одежды или использовать базовые основы для разработки разнообразных моделей одежды;
  • обрабатывать узлы швейных изделий и осуществлять монтаж и отделку готовых изделий;
  • осуществлять контроль качества на каждом этапе изготовления изделий.

Знания и умения по выше перечисленным вопросам студенты, будущие учителя трудового обучения, получают на лекционных и лабораторно-практических занятиях по дисциплинам: «Материаловедение швейного производства», «Основы конструирования и моделирования одежды», «История костюма», «Художественное проектирование одежды» и «Технология швейного производства».

Рассмотрим содержательные аспекты формирования специальной (технологической) компетентности по моделированию одежды.

Во время лабораторных работ по «Основам конструирования и моделирования одежды» будущие учителя осваивают техническое моделирование различных видов одежды, которое складывается из следующих основных этапов:

  1. изучение эскиза модели;
  2. составление конструктивного описания модели;
  3. подбор или построение основы на заданную модель.
  4. построение всех элементов конструкции в соответствии с моделью.

С целью изучение эскиза модели одежды студентам необходимо определить конструктивные пояса со стороны переда и спинки, такие как: линию горловины, плеч, груди, талии, бёдер и низа изделия. Кроме того, на эскиз наносят центральные вертикальные линии со стороны переда и спинки.

Конструктивное описание модели производят на основе изучения эскиза. Описание модели составляют по схеме: вид изделия и назначения → сезонность → вид материала → силуэт → половозрастной признак → описание полочки (конструктивные линии, элементы, швы, вид застежки) → описание спинки (наличие среднего шва, выточек, рельефов, застежек) → описание рукавов (покрой, длина, ширина, наличие манжет) → описание воротника (втачной, цельновыкроенный, отложной или плосколежащий, связь с застежкой, форма отлета и концов) → отделочные элементы (карманы, вышивки, аппликации, отделочные строчки, пояса).

При выполнении технического моделирования, т.е. при построении всех элементов конструкции на заданную модель, студенты устанавливают соотношение между размерами эскиза модели и размерами чертежа основы. Для этого определяют масштаб рисунка или переходной масштаб (коэффициент подобия).

Будущие учителя изучают варианты разработок по техническому моделированию: способы перемещения вытачек, оформление рельефов, кокеток, подрезов и драпировок, построение и оформление различных видов застежек, а также моделирование приемами параллельного и конического расширения.

В результате освоения технологии моделирования одежды, будущие учителя приобретают следующие компетенции:

  • умение применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
  • владение системным и сравнительным анализом;
  • умение работать самостоятельно;
  • способность порождать новые идеи (креативность);
  • владение междисциплинарным подходом при решении проблем.

Кроме этого, учитель трудового обучения должен владеть такими общими профессиональными умениями, как:

  • прогнозировать учебный процесс и его качественный результат;
  • формировать и эффективно решать педагогические задачи;
  • создавать ситуации успеха для учащихся на каждом шаге взаимоотношения;
  • организовывать собственную деятельность с учетом влияния социума;
  • диагностировать результаты педагогического труда и процесс, влияющий на результат или тормозящий развитие учащихся.

Таким образом, достаточный уровень специальной (технологической) компетентности учителя позволит ему успешно осуществлять технологическую подготовку молодежи, развивать у нее трудовые и творческие способности, эстетический вкус.

Список литературы

  1. Демин, В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды [Текст]. / В. А. Демин. // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35.
  2. Кузьмина, А. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст]. / А. В. Кузьмина. // ВНИИ профессионально технологического образования. – М. : Высшая школа, 1990. – 117 с.
  3. Кухарев, Н. В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества : пособие для учителей и руководителей общеобразовательных школ : в 3 ч. [Текст]. / Н. В. Кухарев, В. С. Решетько. – Минск : Адукацыя i выхаванне, – 2002. – 256 с.
  4. Маркова, А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя [Текст]. / А. К. Маркова. – М., 1993. – 192 с.
  5. Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя [Текст]. / А. К. Маркова. // Советская педагогика, 1990. – № 8. – С. 82–88.
PDF