Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Авторы: Е. С. Астрейко, С. Я. Астрейко, Д. В. Старостенко
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования

УДК 373.5

С. Я. Астрейко, Е. С. Астрейко, Д. В. Старостенко

S. Ya. Astreiko, E. S. Astreiko, D. V. Starostenko

Астрейко Сергей Яковлевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, УО МозГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Астрейко Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, УО МозГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Старостенко Денис Владимирович, студент, УО МозГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Astreiko Sergey Yakovlevich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, head of the Department, I. Р. Shamyakin Moscow state pedagogical University, Mozyr, Republic of Belarus.

Astreiko Elena Sergeevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, I. Р. Shamyakin Moscow state pedagogical University, Mozyr, Republic of Belarus.

Starostenko Denis Vladimirovich, student, I. Р. Shamyakin Moscow state pedagogical University, Mozyr, Republic of Belarus.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

DESIGNING THE CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF STUDENTS LABOR TRAINING

Аннотация. В статье раскрывается процесс проектирования культурно-образовательной среды трудового обучения учащихся; рассматриваются социокультурные закономерности развития личности; анализируется процесс влияния культурно-образовательной среды на самочувствие учащихся, создание ощущения комфортности и безопасности, который способствует нравственному, физическому и эстетическому воспитанию, всестороннему развитию и формированию мировоззрения личности.

Abstract. The article reveals the process of designing the cultural and educational environment of labor training of students; examines the socio-cultural patterns of personal development; analyzes the process of influence of the cultural and educational environment on the well-being of students, creating a sense of comfort and security, which contributes to moral, physical and aesthetic education, comprehensive development and formation of the individual's worldview.

Ключевые слова: технологическое образование, проектирование, культурно-образовательная среда, трудовое обучение, учащиеся, учитель, воспитание.

Keywords: technological education, design, cultural and educational environment, labor training, students, teacher, education.

Современное социокультурное пространство отличается динамичной изменчивостью информационного потока. Динамика его развития определяется интегративными процессами, появляется понятие «мультикультурное» образование, которое универсально и понятно социумам с различными ценностями, нормами. Содержание образования не всегда адекватно отражает данный процесс, так как появляются новые источники информации, которые влияют на уровень знаний. Возникает педагогическая проблема, каким содержанием наполнить культурно-образовательную среду, на каких основаниях ее организовывать.

Интерес к индивидуальной среде развития изменил ракурс рассмотрения проблемы определения культурно-образовательной среды. Больше внимания, включая и современную ситуацию, уделяется «внутренней» личностной среде развития и её взаимосвязи с внешней культурной средой. Требования гуманизации, свободного воспитания, особой возрастной стратификации культурно-образовательной среды – результат признания ценности индивидуальности человека.

В культурологическом направлении (Н. Б. Крылова [1], В. И. Слободчиков [2]) разрабатывается содержательный аспект культурно-образовательной среды, определяется ее место в образовательном пространстве социума в целом и соотносится данный социальный фонд знаний, норм, ценностей с потребностями развития самого ребенка. Н. Б. Крыловой выделяются основополагающие принципы культурологического подхода: кулътуросообразности, природосообразности, продуктивности, мультикультурности [1].

Так, изменение содержания технологического образования учащихся предполагает соответствующие изменения и в понимании необходимых социокультурных условий его организации [3, 4]. Прежде всего, это касается углубления индивидуализации технологического образования [5] и признание значимости новых социокультурных закономерностей развития личности:

  • обеспечение образовательных интересов личности возможно только в многообразной и разнообразной культурно-образовательной и практико-ориентированной среде, стимулирующей активность и творческую деятельность учащихся и учителей трудового обучения;
  • развитие культуросообразных, продуктивных и мультикультурных моделей технологического образования, обеспечивающих его дальнейшую индивидуализацию, связано с целенаправленной организацией информационно богатой и материально обеспеченной культурно-образовательной среды школ (учебных мастерских, кабинетов), что имеет большее значение для личностного становления учащихся.

Культурно-образовательная среда в процессе трудового обучения должна складываться как взаимодействие новых образовательных комплексов, традиционных и инновационных моделей и обучающих систем, интегрирующих учебных программ, высокотехнологичных электронных средств обучения, экспериментального учебного материала, а также современного дизайна, и главное, нового качества взаимоотношений, диалогического общения учащихся и учителей.

Создание и обеспечение новой культурно-образовательной среды в процессе трудового обучения требует не только реорганизации школьных помещений, мастерских и кабинетов, но и реконструкции знаково-символической среды школы как отражения разнообразной продуктивной и творческой деятельности учащихся и учителей. В результате этого учащиеся приобретают образ новой школьной жизни, организованной по подобию действующих в обществе культурных процессов. Это становиться стимулом их самоопределения и самореализации. В свою очередь учителя трудового обучения повышают уровень своей культуры, формируют чёткое представление обо всей школьной системе деятельности и возможностях участия в ней детей в определённом учреждении образования.

Культурно-образовательная среда конкретного учреждения во многом зависит от сложившейся культурной среды региона (района или населённого пункта), условий, которые или способствуют, или сдерживают развитие культурных сред конкретных образовательных систем. В каждом регионе складываются определённые условия жизни, формируется отношение к проблемам и потребностям сфер культуры и технологического образования. Всё это сказывается не только на работе общеобразовательных школ, но и внешкольных учреждений, библиотек, музеев, учреждений культуры и др.

В этой связи целесообразна постоянная работа по проектированию новой культурно-образовательной среды трудового обучения как многомерного пространства, адекватного потребностям учащихся и динамике современной культуры. Поэтому необходимо разрабатывать гибкий средовой подход, ориентированный не только на предметный мир, но и на развитие связей и взаимоотношений между образовательными системами. Преобразование среды поможет становлению иного культурного типа технологического образования.

Становление индивидуальности каждого учащегося происходит в пересечении различных культурно-образовательных (предметных, информационных и знаковых) сред – семьи, коллектива сверстников, школы. Культурно-образовательная среда в процессе трудового обучения (научно-методический, дидактический, здоровьесберегающий аспекты) влияет на самочувствие учащихся, создаёт ощущение комфортности, безопасности и привычности обстановки; становиться одним из условий сотрудничества и доброжелательного общения; способствует нравственному, физическому и эстетическому воспитанию; всестороннему развитию и формированию мировоззрения личности.

Создавая материальные блага в процессе трудовой деятельности, школьники глубже осознают социокультурные функции труда, его роль в развитии общества, в жизни каждого человека. Положительное отношение к труду в своём развитии постепенно приводит к гармонии личных и общественных интересов, формированию ценностных ориентаций школьников на технологическое образование, труд, культуру, нравственность, мораль и человека как высшую ценность.

В процессе трудового обучения педагогически правильно поставленное нравственное воспитание формирует социальную культуру школьников, определяет общий уровень активного участия и заинтересованности личности в общественных делах, степени усвоения и принятия человеком общественных ценностей и идеалов, образа жизни и стиля мышления и т. п.

Большое значение в культурно-образовательной среде с позиций здоровьесберегающего аспекта, отводится физическому воспитанию и развитию учащихся в процессе трудового обучения. При овладении учащимися определёнными технологическими операциями в процессе ручной и механической обработки природных и конструкционных материалов требуется проявить физические напряжения и усилия, в результате чего совершенствуется организм школьника, развивается его скелетно-мышечная система и т. п.

В этой связи здоровьесберегающий аспект культурно-образовательной среды в основном ориентирован на создание благоприятных условий учебно-трудовой и творческо-преобразующей деятельности учащихся, которые обусловлены концентрацией внимания учителя трудового обучения на соблюдении санитарно-гигиенических и безопасных условий работы. К ним относятся:

  • наличие в школьных учебных мастерских и кабинетах свежего воздуха, достаточной кислородной насыщенности (обеспечивается регулярным обязательным проветриванием помещения);
  • хорошая освещённость помещения и учебного места каждого учащегося, а также классной доски, демонстрационного стола, наглядного пособия (обеспечивается контролем со стороны учителя трудового обучения и администрации школы за состоянием естественного и искусственного освещения);
  • чистота помещения, где проходят уроки трудового обучения, учебных мест, раздаточного материала, инструментов, приспособлений, оборудования, обрабатываемых материалов и мест их хранения (обеспечивается дежурством учащихся и постоянной работой учителя);
  • чистота специальной одежды (халаты, передники, нарукавники, береты и др.) каждого ученика и учителя, аккуратность причёски, чистота рук (обеспечивается контролем дежурных, а также контролем учителя с родителями).

Постоянная забота о здоровье и общем физическом развитии учащихся заставляет учителя трудового обучения контролировать на уроках процесс выполнения технологических операций, рабочих приёмов и действий; строго следить за осанкой и своевременно регулировать высоту верстаков или столов в зависимости от роста учащихся. Недопустимое положение ученика в согнутом состоянии при изготовлении изделий на уроке, не сразу скажется на его физическом самочувствии, но отразится непременно на степени утомляемости, искривлении позвоночника.

В процессе трудового обучения немалые возможности в культурно-образовательной среде имеет эстетическое воспитание и развитие личности, которые заключены как в содержании программного материала, так и в организации учебно-воспитательного процесса, его формах, методах и средствах.

Эстетическое воспитание личности предполагает развитие эстетических чувств, формирование эстетического сознания и создания опыта творческой деятельности по законам красоты, изобразительного искусства и технической эстетики. И хотя в программе не выделены конкретные эстетические понятия, толкование которых необходимо на уроках трудового обучения, это не снимает с учителя ответственности за их формирование. Работа над понятиями красоты, гармонии, меры и целесообразности должна осуществляться едва ли не на каждом уроке.

В учебных программах по трудовому обучению основное внимание в системе эстетического воспитания обращается на формирование у учащихся эстетического вкуса, когда учитель систематически разъясняет особенности красивых и целесообразных форм изделий и способов их отделки, знакомит их с элементами технической эстетики, с использованием в некоторых изделиях элементов декоративно-прикладного и изобразительного искусства и др.

На протяжении ряда лет учитель трудового обучения находится в постоянной связи с учащимися, что раскрывает ему большие возможности эстетического воздействия на них. Мера данного воздействия зависит от нравственно-эстетического облика учителя, его общей и педагогической культуры.

Вместе с тем, учитель должен уметь выделить элементы прекрасного в содержании учебного предмета и донести их до школьника, проявить интерес к предмету, сформировать учебно-трудовые умений и навыки в такой мере, чтобы сам процесс трудового обучения доставлял эстетическое наслаждение. Необходимо так организовать коллективную деятельность на уроках, чтобы красота предметного мира не снизила содержание главной ценности – красоты человека в природе, его духовности и культуры.

Формированию эстетического вкуса в значительной мере способствуют хорошо оформленная школьная учебная мастерская или кабинет. В данной деятельности необходимо избегать обилия стендов и таблиц, а также однообразия. Главная роль в оформлении учебной мастерской (кабинета) отводится цветовому решению, так как каждый отдельный цвет в той или иной степени воздействует на эмоции, самочувствие, работоспособность и здоровье человека.

При оформлении школьной учебной мастерской (кабинета) необходимо продумать план расстановки оборудования, направление искусственного и естественного освещения.

В свою очередь с организацией работы школьника в процессе проектирования культурно-образовательной среды трудового обучения учащихся неразрывно связано создание необходимых эстетических условий учебно-трудовой деятельности:

  • образование физической образовательной среды учебно-трудовой деятельности учащихся, связанной с сочетанием света, звуков и запахов в зоне учебного места;
  • формирование предметной образовательной среды учебно-трудовой деятельности учащихся, ориентированной на интерьер в мастерской (кабинете), размещение оборудования, композицию комплекса элементов благоустройства и оформления в зоне учебно-трудовой деятельности;
  • организация технологической образовательной среды через эстетическое содержание технологических процессов, направленных на гармонию рабочих положений и движений, результаты учебно-трудовой деятельности учащихся;
  • создание нравственной образовательной среды, формируемой отношением в коллективе, в процессе эстетического отношения коллектива к выполняемой работе, при эстетическом действии информации учебно-воспитательного назначения.

Таким образом, необходимо осуществлять комплексный подход к проектированию культурно-образовательной среды трудового обучения учащихся, учитывая научно-методический, дидактический и здоровьесберегающий аспекты в процессе трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания учащихся.

Список литературы

  1. Крылова, Н. Б. Культурология образования [Текст]. / Н. Б. Крылова. – Москва : Народное образование, 2000. – 272 с.
  2. Слободчиков, В. И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах: учебное пособие [Текст]. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – Москва : ПСТГУ, 2014. – 432 с.
  3. Астрейко, С. Я. Педагогика технического труда и творчества (культурологический аспект): монография [Текст]. / С. Я. Астрейко. – Мозырь : УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2010. – 152 с.
  4. Астрейко, С. Я. Учебно-методические основы культуры технического труда учителя в школьных учебных мастерских [Текст]. / С. Я. Астрейко, Н. С. Ревут, Т. Р. Похыла, Е. И. Стасилович. // Научный вестник лётной академии. Серия: педагогические науки: сбор. науч. работ. Кропивницкий : КЛА НАУ, 2019. – В. 5. – С. 34-40.
  5. Масюкова, Н. А. Проектирование в образовании [Текст]. / Н. А. Масюкова, под ред. Б. В. Пальчевского. – Минск : Технопринт, 1999. – 288 с.

Теги: технологическое образование, проектирование, культурно-образовательная среда, трудовое обучение, учащиеся, учитель, воспитание, technological education, desig

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация