Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Г. Н. Бойченко
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования

УДК 378.147:004.9

Г. Н. Бойченко

G. N. Boychenko

Бойченко Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и общетехнических дисциплин, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк, Россия.

Boychenko Galina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Informatics and technical disciplines, Novokuznetsk Institute (branch) of the Federal budget institution of higher education «Kemerovo state University», Novokuznetsk, Russia.

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

BACHELORS OF PROFESSIONAL EDUCATION TRAINING IN TEACHING GENERAL PROFESSIONAL DISCIPLINES METHODOLOGY IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к подготовке бакалавров профессионального обучения в области методики преподавания общепрофессиональных дисциплин в условиях цифровой трансформации в сфере среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения и развития цифровой образовательной среды.

Abstract. The article discusses the basic approaches to the bachelors of professional education training in teaching general professional disciplines methodology in the context of digital transformation and digital educational environment development in the areas of secondary professional education and additional vocational training.

Ключевые слова: цифровизация образования, подготовка бакалавров профессионального обучения, методика профессионального обучения.

Keywords: digitalization of education, bachelors of professional education training, vocational training methodology.

В настоящее время в связи с реализацией в сфере образования приоритетного национального проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [4], проведением в 2020–2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательного среды [5], существенно повышаются требования к уровню профессиональной компетентности преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования (СПО). Современный педагог системы СПО обязан не только организовывать и осуществлять учебно-профессиональную и учебно-воспитательную деятельности обучающихся в соответствии с требованиями профессиональных стандартов (ПС) и федеральных государственных образовательных стандартов СПО (ФГОС СПО), но и владеть цифровыми компетенциями в области использования цифровых инструментов и цифровых образовательных платформ для эффективной организации образовательного процесса в цифровой образовательной среде.

Острая потребность системы СПО в педагогических кадрах высокой квалификации обусловливают необходимость совершенствования подготовки студентов, обучающихся по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), в области методики профессионального обучения, в том числе – в методике преподавания общепрофессиональных дисциплин с использованием современных цифровых технологий и систем [3].

В соответствии с основными профессиональными образовательными программами бакалавриата, реализуемыми в Новокузнецком институте (филиале) Кемеровского государственного университета по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (профили «Экономика и управление», «Компьютерный дизайн»), у студентов должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

  • ПК-1 Способен реализовывать программы профессионального обучения, СПО и (или) ДПП по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам.
  • ПК-2 Способен модернизировать и использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, учебно-профессиональных результатов обучения и обеспечения качества образовательного процесса.

Формирование знаний и умений указанных профессиональных компетенций осуществляется в рамках изучения дисциплины «Методика профессионального обучения» на 3 курсе в 5–6 семестрах (общая трудоемкость 288 часов / 8 зачетных единиц), а приобретение опыта практической педагогической деятельности – при прохождении производственной практики «Педагогическая практика» в 6–7 семестрах (продолжительность практики составляет 6 недель в 6 семестре, 4 недели в 7 семестре; общая трудоемкость 540 часов / 15 зачетных единиц).

В содержание обучения по дисциплине «Методика профессионального обучения» входит изучение следующих разделов и тем.

В разделе «Проектирование содержания обучения по основным и дополнительным программам среднего профессионального образования» студенты рассматривают вопросы, связанные с проектированием учебных занятий теоретического и практического (производственного) обучения.

При изучении темы «Проектирование учебных занятий теоретического обучения» студенты получают общее представление о видах профессиональной деятельности, о соотношении теоретических понятий и видов профессиональной деятельности; изучают методику обучения видам профессиональной деятельности, особенности формирования теоретических понятий в рамках компетентностного подхода. Бакалавры профессионального образования осваивают основные формы, методы и средства теоретического обучения, знакомятся со спецификой проектирования учебных занятий теоретического обучения. На практических занятиях по данной теме студенты осуществляют проектирование технологических карт учебных занятий теоретического обучения по общепрофессиональным дисциплинам ОПОП СПО, а также разрабатывают мультимедийные презентации к ним. В учебно-методических разработках занятий теоретического обучения на этапе объяснения нового материала, открытия нового знания, обретения новых умений и навыков обучающимися, в качестве цифровых инструментов используются бесплатные онлайн-сервисы для создания презентаций, такие как Google Презентации (https://docs.google.com/presentation), Microsoft Sway (https://sway.office.com/), Piktochart (https://create.piktochart.com) и другие.

При изучении темы «Проектирование учебных занятий практического (производственного) обучения» студенты знакомятся с процессом производственного обучения и его специфическими особенностями, рассматривают методику формирования профессиональных умений и навыков на основе компетентностного подхода, осваивают основные формы, методы и средства практического (производственного) обучения. На практических занятиях по теме студенты осуществляют проектирование технологических карт учебных занятий практического (производственного) обучения по общепрофессиональным дисциплинам ОПОП СПО, а также разрабатывают мультимедийные презентации к ним. В учебно-методических разработках занятий практического (производственного) обучения для закрепления усвоенных обучающимися знаний, понятий, способов действия и их коррекции предусматривается активное использование цифровых инструментов для создания интерактивных приложений, таких как LearningApps (https://learningapps.org/), Flippity (https://flippity.net/), ProProfs (https://www.proprofs.com/) и других. Указанные цифровые сервисы позволяют разрабатывать коллекции интерактивных заданий и интерактивных упражнений, таких как: задания по соотнесение понятий и определений, вставка пропущенной буквы или слова, кроссворды, пазлы, ребусы, шарады, головоломки, викторины с одним и множеством правильных ответов и многое другое.

В разделе «Образовательные технологии в реализации программ среднего профессионального образования» студенты рассматривают образовательные технологии проблемного, проектного, активного (интерактивного), дистанционного обучения.

При изучении темы «Технология проблемного обучения в подготовке специалистов среднего звена» бакалавры производственного обучения осваивают методы и приемы проблемного обучения, используемые в подготовке специалистов среднего звена, проектируют учебные занятия теоретического и практического (производственного) обучения с использованием технологии проблемного обучения; при этом для генерирования и визуализации идей, поддержки «мозгового штурма», структурирования информации и принятия решений, применяются цифровые инструменты для создания интеллект-карт Coggle (https://coggle.it/), Bubbl.us (https://bubbl.us/), Popplet (https://popplet.com/) и другие.

При изучении темы «Технология проектного обучения в подготовке специалистов среднего звена» студенты осваивают методы и приемы проектного обучения, используемые в подготовке специалистов среднего звена, проектируют учебно-методические разработки образовательных проектов, включающие:

  1. паспорт проекта, состав рабочей группы проекта, план контрольных событий проекта;
  2. план-график проекта, в котором подробно описывается содержание отдельных этапов работ по проекту, исполнители и ресурсы, требуемые на каждом этапе проекта (план-график можно представить как в виде диаграммы Ганта, так и в табличной форме);
  3. критерии оценивания результатов проекта;
  4. мультимедийную презентацию образовательного проекта и другие учебно-методические материалы, необходимые для реализации проекта.

В качестве цифровых инструментов разработки и реализации образовательных проектов используются бесплатные онлайн-сервисы Trello (https://trello.com/ ), Teamlab (https://www.teamlab.com ), ПланФикс (https://planfix.ru/ ) и другие.

При изучении темы «Технологии дистанционного обучения в подготовке специалистов среднего звена» бакалавры производственного обучения знакомятся с подходами к применению технологии дистанционного обучения в подготовке специалистов среднего звена, спецификой проектирования учебных занятий теоретического и практического (производственного) обучения с использованием технологии дистанционного обучения. На практических занятиях по теме студенты разрабатывают учебные занятия теоретического и практического (производственного) обучения с учетом рекомендаций Минпросвещения России по организации уроков организации урока в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформ Skype (https://www.skype.com), Zoom (https://zoom.us/) и других.

В разделе «Контроль и оценка процесса и результатов освоения профессиональной деятельности» студенты осваивают методику проектирования и реализации контрольно-оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации по программам СПО. При изучении темы «Контроль и оценка как инструменты диагностики процесса обучения» студенты знакомятся с видами контрольно-оценочной деятельности, подходами к оцениванию личностных и учебно-профессиональных результатов обучения, средствами оценивания, используемые при входном, текущем и итоговом контроле, формами и процедурами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Бакалавры производственного обучения изучают требования, предъявляемые к разработке контрольно-оценочных материалов в форме тестов, вопросов, задач, упражнений, методику проведения экспертизы контрольно-оценочных материалов по ОПОП СПО. На практических занятиях студенты разрабатывают комплекты оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации в форме тестов, вопросов, задач, упражнений по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям (междисциплинарным курсам, практикам) ОПОП СПО, а также осуществляют экспертизу разработанных контрольно-оценочных материалов. Для создания цифровой версии контрольно-измерительных материалов применяются бесплатные сервисы создания онлайн-тестов, опросов, викторин Google Forms (https://docs.google.com/forms/), Online Test Pad (http://onlinetestpad.com/), Мастер-Тест (http://master-test.net/), Let’s test (http://letstest.ru/), Quizizz (https://quizizz.com), Kahoot! (https://kahoot.com/) и многие другие.

В качестве итогового проекта по дисциплине «Методика профессионального обучения» каждый студент разрабатывает структуру и содержание Персонального сайта педагога профессионального обучения, публикуя на нем все свои учебно-методические разработки, созданные в процессе изучения дисциплины. В качестве цифровых инструментов используются бесплатные онлайн-конструкторы сайтов Google Sites (https://sites.google.com/), WIX (https://ru.wix.com/), uCoz (https://www.ucoz.ua/) и другие.

При прохождении производственной практики «Педагогическая практика» в профильных организациях – образовательных учреждениях среднего профессионального образования г. Новокузнецка, бакалавры производственного обучения выполняют следующие задания, направленные на формирование готовности к преподаванию общепрофессиональных дисциплин в условиях цифровизации образования:

  1. Разработка информационной карты образовательной организации. При выполнении данного задания в разделе «Материально-техническая база образовательной организации» информационной карты студенты проводят анализ имеющейся материально-технической базы, выступающей технологической основой функционирования цифровой образовательной среды образовательной организации: оснащенность учебных кабинетов, лабораторий, мастерских специализированным оборудованием, техническими средствами обучения, компьютерным оборудованием, мультимедийной техникой и мобильными устройствами, а также серверного и сетевого оборудования корпоративной вычислительной сети, параметры интернет-подключения.
  2. Посещение и анализ открытых занятий преподавателей и студентов-практикантов. При выполнении данного задания студенты выполняют анализ требований, предъявляемых к обучающимся осваиваемой профессией и ФГОС, и учебно-программной документации подготовки рабочих и специалистов; изучают структуру образовательного процесса, его специфику в данной образовательной организации, правила ведения преподавателями и мастерами производственного обучения отчетной документации; знакомятся с методиками подготовки и проведения всех форм учебных занятий (лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов, курсовых и дипломных проектов), современными психолого-педагогическими технологиями, применяемыми в образовательной организации СПО; посещают и проводят анализ занятий теоретического и производственного (практического) обучения.
  3. Подготовка и проведение открытых занятий по учебным дисциплинам общепрофессионального цикла с использованием различных форм и методов обучения и современных педагогических технологий (технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения, технологии активного и интерактивного обучения, технологии дистанционного обучения). При выполнении данного задания бакалавры производственного обучения совместно с руководителем производственной практики от профильной организации определяют разделы и темы дисциплины, по которым будут проведены учебные занятия с использованием современных педагогических технологий; осуществляют подготовку учебно-методических разработок учебных занятий теоретического и производственного (практического) обучения, разрабатывают необходимые дидактические и контрольно-измерительные материалы. Проектирование и проведение открытых занятий осуществляется студентами с использованием широкого спектра цифровых инструментов и платформ, освоенных при изучении дисциплины «Методика профессионального обучения».

Выстроенная таким образом система подготовки бакалавров производственного обучения в области методики преподавания общепрофессиональных дисциплин позволяет студентам овладеть функциональными возможностями информационных сервисов Интернет в профессиональной деятельности [1], приобрести опыт использования возможностей цифровой образовательной среды для достижения личностных и учебно-профессиональных результатов обучения и обеспечения качества образовательного процесса [3], а также продемонстрировать готовность к осуществлению педагогической деятельности в условиях цифровизации образования в контексте реализации различных моделей распределенного образования и обучения [2].

Список литературы

  1. Бойченко, Г. Н. Информационные сервисы Интернет в профессиональной деятельности педагога: учебное пособие [Электронный ресурс]. / Г. Н. Бойченко. – Новокузнецк : Кузбасская государственная педагогическая академия, 2008. – 106 с. – URL : https://elibrary.ru/download/elibrary_35026090_42017953.pdf (дата обращения : 01.12.2020).
  2. Бойченко, Г. Н. Распределенное образование и обучение: основные тенденции и перспективы [Электронный ресурс]. / Г. Н. Бойченко, Л. И. Кундозерова. // Высшее образование сегодня. 2015. – № 7. – С. 20–24. – URL : https://elibrary.ru/download/elibrary_35026090_42017953.pdf (дата обращения : 01.12.2020).
  3. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения [Электронный ресурс]. / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев ; под науч. ред. В. И. Блинова. – М. : Издательство «Перо», 2019. – 98 с. – URL : https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/cifrovaya_didactika/didacticheskaya_koncepciya_cifrovogo_prof_obr_i_obuch_dec2019.pdf (дата обращения : 01.12.2020).
  4. Паспорт приоритетного проекта в сфере образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 № 9) [Электронный ресурс]. – URL : https://base.garant.ru/71677640/ (дата обращения: 01.12.2020).
  5. Постановление Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. – URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?Req=doc;base=PNPA;n=59532#07801654069660229 (дата обращения : 01.12.2020).

Теги: цифровизация образования, подготовка бакалавров профессионального обучения, методика профессионального обучения, digitalization of education

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация