Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

КЛАСТЕРНО-СЕТЕВОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ НОВОГО ТИПА

Автор: В. А. Николаев
Раздел: Образовательно-технологический кластер как основа опережающей подготовки специалистов для социально-экономического развития региона

УДК 373.6

В. А. Николаев

V. A. Nikolaev

Николаев Валерий Анатольевич, генеральный директор, Образовательный комплекс школа-сад «Наша Школа», г. Новосибирск, Россия.

Nikolaev Valery Anatolyevich, General Director, Educational complex school-kindergarten «Our School», Novosibirsk, Russia.

КЛАСТЕРНО-СЕТЕВОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ НОВОГО ТИПА

CLUSTER-NETWORK INTERSECTORAL COOPERATION AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF A NEW TYPE SCHOOL

Аннотация. Рассмотрены подходы к формированию школы нового типа как Центру кластерно-сетевого межотраслевого сотрудничества в целях формирования и развития личности обучающихся. Представлены основные структурные элементы управления школой, отдельные проекты.

Abstract. Approaches to the formation of a new type of school as the Center of cluster-network inter-sectoral cooperation in order to form and develop the personality of students are considered. The main structural elements of school management, individual projects are presented.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, проектные методы управления, интеграция и взаимодействие, кластерно-сетевые формы организации деятельности.

Keywords: general education school, project management methods, integration and interaction, cluster-network forms of organizing activities.

 

В формировании и развитии обучающихся именно школа должна стать тем социальным институтом, который может обеспечить развитие личности, имеющей нестандартное мышление, готовность к непрерывному самообразованию, осознанному выбору дальнейшего профессионального пути. В таких условиях современной школе важно не только иметь образцы позитивного опыта, но и своим опытом создавать эти новые образцы.

Но это должна быть школа нового типа, готовая принять на себя функции Центра интеграции и взаимодействия всех субъектов развивающей образовательной среды, связанных с решением поставленным обществом задач. Таким центром интеграции, функционирующим в условиях реализации кластерно-сетевых форм взаимодействия, является коллектив образовательного комплекса (далее ОК) «Наша Школа» (г. Новосибирск).

ОК «Наша Школа» – инновационное образовательное учреждение, реализующее на практике проектные методы управления. Одним из первых проектов школы стал проект непрерывного образования «Детский сад – Школа – Вуз – Производство» (1995-2001 гг.). Затем появились проекты: «Особый ребенок» при поддержке Института общей патологии и экологии человека СО РАМН и мэрии г. Новосибирска; образовательный проект «Твое будущее, Новосибирск!»; проект «Школа-лаборатория мыследеятельностного и деятельностного содержания образования»; проект «Летние образовательные экспедиции» (создание ЭКО Центра «Развитие» в Республике Алтай); проект «Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях взаимодействия субъектов образовательно-технологической среды». Проекты межучрежденческие, межрегиональные, образовательные и социальные, затрагивающие различные направления деятельности школы, начиная с детского сада (детский сад входит в структуру образовательного комплекса) и заканчивая вузами (например, наличие подразделения Регионального центра тестирования МГУ на базе школы).

Образовательный комплекс «Наша Школа» на практике реализует идею непрерывного образования, основные направления которого включают следующие компоненты: «Дошкольное и школьное образование», «Школа эффективного менеджмента», «Кинопроизводство», «Детско-взрослые производства», «Педагогический консалтинг», «Диагностика качеств и профконсультирование», «Образовательный туризм и образовательно-оздоровительные программы», «Разработка образовательных и педагогических технологий», «Кластерно-сетевые межрегиональные проекты» [1, c. 76].

Целевые установки кластерно-сетевой формы организации деятельности школы:

  1. реализация подходов и определение рабочих механизмов, позволяющих за счет технологически организуемых интеграционных процессов обеспечить формирование профессионального самоопределения обучающихся;
  2. формирование пространств производственно-образовательного типа как среды формирования и развития индивидов-носителей сознания преобразующего типа;
  3. привлечение к работе по формированию целевых пространств профессионального самоопределения других образовательных организаций, производственных, научных и других учреждений, компаний, бизнес-структур, которые разделяют цели школы и заинтересованы, способны и готовы принять участие в процессах формирования и воспроизводства активно действующих индивидов, обладающих сознанием преобразующего типа.

Основные базовые процессы в общеобразовательной организации как развивающейся образовательной фирме в рамках реализации кластерного подхода, это: процесс учения – обучения, процесс детско-взрослого производства и открытого социального партнерства, процесс комплексной разработки товаров и услуг, процесс досуга и здоровья; процесс воспитания.

Инновационная стратегия сегодняшнего дня приобретает все четче выраженную социально-технологическую составляющую. Движение в нашей стране к признанию науки и образования как эффективного стратегического ресурса не только экономического, но и социального развития, необходимо рассматривать в фокусе приоритетных направлений. Следовательно, возникает необходимость создания вокруг кластерного ядра специально спроектированных территорий обмена ресурсами для реализации совместных с социальными партнерами проектов.

В нашей Системе – это научно-образовательно-производственный полигон, территория самоопределения, обмена и порождения ресурсов всех региональных и межрегиональных участников и партнеров проектов и программ, территория положительной синергии и обмена результатами совместной деятельности. Такой полигон – это своего рода социальный вектор в опытно-конструкторской и экспериментальной работе образовательной сферы. Это площадка обмена ресурсами между внешним и внутренним контурами Системы.

Внутренний контур Системы представлен ядром образовательно-технологического кластера – ОК «Наша Школа», как образовательно-технологическая среда самоактуализации молодого человека.

Внешний контур представлен пространством четырех деятельностных сфер: образовательные организации общего и дополнительного образования; профессиональное среднее и высшее образование, а также образовательные организации повышения квалификации и переподготовка кадров; реальный сектор (производство, бизнес, банки и др.); органы власти.

В пространстве данного научно-образовательно-производственного полигона конструируются и формируются практические площадки проектного монопредметного и полипредметного действия, осуществляется становление инновационных институциональных форм продуктивного взаимодействия отраслевого, проектного, средового и гибридного характера управления формируемыми и уже сформированными формальными и неформальными институциями. За счет такой организации начинает складываться инновационная инфраструктура, реализуются принципы деятельной схемы «двойного маркетингового кольца», что позволяет запустить процессы расширенного воспроизводства кадрового потенциала.

Взаимодействие взрослых и детей в процессе разработки и совместной реализации проектов и программ социальной практики осуществляется в рамках дополнительного образования школьников. Пространство социальной коммуникации представлено такими проектами как: «Школьное ТВ», «Пресс-центр», «Дежурство по Школе и по столовой», «Песенники», «Временное правительство». Проекты детско-взрослого со-управления – это работа таких структур как «Совет командиров», «Совет школьного учебного сектора», «Совет дежурных», «Совет физоргов»; в начальной школе: «Город мастеров», творческие мастерские, летняя пришкольная площадка, журнал «Пудра» (действуют по принципу «Ученик – подмастерье – мастер») и другие [2, с. 81]. Активными участниками проектов обучающихся начальных классов являются родители. Они становятся соавторами, а зачастую руководителями и организаторами совместных с обучающимися проектов, образовательных событий, фестивалей, конкурсов. Кластерное взаимодействие с социальными партнерами в профессиональном самоопределении обучающихся, к примеру, в связи с наличием подразделения Регионального центра тестирования МГУ в Новосибирске на базе школы, дает возможность осуществить квалифицированную помощь в профессиональном выборе и становлении.

На сегодняшний день возможности для применения кластерно-сетевых форм взаимодействия реализуются посредством следующих структурных элементов управления:

  1. Научно-технологическая школа, формирующая технологическую компоненту образовательного процесса образовательного комплекса «Наша Школа» и управления его системами и подсистемами определена деятельностной и мыследеятельностной педагогикой и системно-деятельностным подходом.
  2. Технологическое обеспечение образовательного процесса. В частности, цифровые технологии в образовательном процессе обеспечивают возможность выхода на новый уровень в образовании, коммуникации, визуализации, управлении.
  3. Подразделение «Академия Кино и Телевизионного мастерства». Обучающиеся занимаются с профессиональными специалистами на реальном профессиональном оборудовании (фотокамеры, видеокамеры, мощные компьютеры для монтажа и обработки фото/видео), используя лицензионное профессиональное программное обеспечение. У подразделения есть своя группа в социальной сети https://vk.com/akademiyatv. На официальном сайте ОК «Наша Школа» есть раздел: http://nshkola.ru/index.php?r=MatGroup/view&id=45 с описанием работы подразделения.
  4. Мини-типография.
  5. «Программные и онлайн сервисы»: видеоканал «PRAXIS-TV – первый детско-взрослый», доступный по адресу www.praxistv.ru. Видео транслируется как на телеэкранах, расположенных в школе на каждом этаже, так и по сети INTERNET; образовательный комплекс «Наша Школа» имеет свой сайт www.nshkola.ru, где отображена вся информация об образовательном учреждении; этно-культурно-образовательный Центр «Развитие» в сети INTERNET – www.ecorazvitie.com.
  6. Реализация проектов экспедиционного, исследовательского характера на базе ЭКО Центра «Развитие» (Республика Алтай). ЭКО Центр «Развитие» – это оборудованный лагерь на территории Алтайского края, где организуются летние смены для обучающихся школ, колледжей, вузов, возраст участников с 10 лет, и куда приезжают представители регионов Сибири, Дальнего Востока, городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Республик ближнего зарубежья (Республики Молдова, Белоруссии) и т.д.

Тематика смен позволяет судить об ориентированности школы и партнеров на процессы практической профессиональной ориентации и профессионального самоопределения. Это, например, такие смены, как: «Летняя игровая школа «Улус», «Летняя языковая школа», «Школа эффективного менеджера», «Летняя школа вожатых», «Летняя киношкола», «Летняя школа художественного мастерства», «Летняя школа дизайна» и другие [1, c. 76]. В составе педагогического коллектива ЭКО Центра «Развитие» (Республика Алтай) – педагоги, студенты, специалисты разных профилей (согласно профилю смены) из разных регионов страны, так же, как и школьники – участники тематических смен из разных городов и населенных пунктов России и ближнего Зарубежья.

В 2019 г. в ОК «Наша Школа» был разработан и утвержден «Профиль обучающегося», являющийся результирующим показателем стандарта образования образовательного комплекса «Наша Школа» (в международной терминологии soft skills и meta skills). Но это тема отдельного разговора. Главное, что реализация «Профиля обучающегося», в свою очередь, как и реализация миссии школы, основных направлений работы коллектива с обучающимися и родителями уже не мыслится без кластерно-сетевого межотраслевого сотрудничества с партнерами, которое является условием и механизмом дальнейшего инновационного развития школы.

Список литературы

  1. Николаев, В. А. Профессиональное самоопределение обучающихся в процессе взаимодействия субъектов образовательно-технологической среды [Текст]: дис… канд. пед. наук: 13.00.08 / В. А. Николаев. – Кемерово, 2018. – 208 с.
  2. Николаев, В. А. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях образовательно-технологического кластера [Текст]. / В. А. Николаев, О. А. Масюков, Д. В. Янькин, Н. В. Харина. // Профильная школа. – 2018. – № 2. – С. 75-84.

Теги: общеобразовательная школа, проектные методы управления, интеграция и взаимодействие, кластерно-сетевые формы организации деятельности

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация