Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ КАК ФАКТОР ИХ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К РЫНКУ ТРУДА

Автор: В. Г. Лысенко
Раздел: Образовательно-технологический кластер как основа опережающей подготовки специалистов для социально-экономического развития региона

УДК 377.5

В. Г. Лысенко

V. G. Lysenko

Лысенко Виктор Геннадьевич, кандидат педагогических наук, директор, ГПОУ «Сибирский политехнический техникум», г. Кемерово, Россия.

Lysenko Viktor Gennadievich, Candidate of Pedagogical Sciences, Director, State Educational Institution «Siberian Polytechnic College», Kemerovo, Russia.

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ КАК ФАКТОР ИХ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К РЫНКУ ТРУДА

ADVANCED PROFESSIONAL TRAINING AS A FACTOR OF THEIR SUCCESSFUL ADAPTATION TO THE LABOR MARKET

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы адаптации выпускников учреждений среднего профессионального образования к рынку труда и определены некоторые подходы к ее решению в условиях новой инновационной структуры в системе СПО  – центре опережающей профессиональной подготовки.

Abstract. The article discusses the problems of adaptation of graduates of secondary vocational education institutions to the labor market and identifies some approaches to its solution in the context of a new innovative structure in the secondary vocational education system - the center of advanced vocational training.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, адаптация к рынку труда, готовность к обучению, готовность к переобучению, центр опережающей профессиональной подготовки.

Keywords: secondary vocational education, adaptation to the labor market, readiness for training, readiness for retraining, center of advanced vocational training.

 

Современное развитие экономики актуализирует проблемы повышения качества подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций (далее ПОО). Решение данной проблемы необходимо рассматривать с позиции комплексного подхода к организации системы непрерывного профессионального образования, обязательными условиями которого являются профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональная подготовка. Не менее важными условиями непрерывности профессионального образования, на наш взгляд, являются: адаптация выпускников ПОО к рынку труда, мобильность, готовность к обучению и переобучению, получению новых знаний (при необходимости и новой профессии), умение коммуницировать и взаимодействовать с окружающими людьми.

В современной социально-экономической ситуации важными факторами, влияющими на адаптацию выпускников к рынку труда, являются следующие:

Во-первых, изменившиеся социально-экономические условия, значительная напряженность на рынке труда, оказывающие непосредственное влияние на потребности и формирование мотивации к трудовой жизни молодых специалистов.

Во-вторых, образовательные организации, в том числе учреждения среднего профессионального образования (далее СПО), не всегда учитывают в программах подготовки специалистов то, что выпускник должен не только получить объем определенных знаний, умений и навыков, то есть овладеть определенными компетенциями, но и быть готовым, прежде всего, психологически, к выходу на рынок труда, первой встрече с работодателем, конкуренции за рабочее место, быть конкурентоспособным.

В-третьих, существенно изменились требования работодателей к специальной подготовке работников, наличию определенного практического опыта, деловых, профессиональных, личностных и психологических качеств, позволяющих им успешно адаптироваться в современных социально-экономических условиях.

В-четвертых, существует неподготовленность самих выпускников к тому, что от них сегодня требуется гораздо больше, чем просто умение хорошо выполнять свою работу; им необходимы хорошо развитые коммуникативные качества, психологический настрой на успех, умение видеть перспективы деятельности на рабочем месте, обладать такими качествами как мобильность, способность к быстрому переучиванию и приобретению при необходимости нескольких специальностей, уметь работать в команде, владеть информационными компетенциями и т.д.

Одной из основных причин того, что выпускники ПОО не могут найти работу, кроме недостаточной профориентационной работы, невостребованности со стороны общества приобретенных профессий, является отсутствие у выпускников умений искать для себя варианты занятости, готовности конкурировать за рабочее место.

На процесс занятости молодежи существенно влияет несбалансированность кадров, а также нарушение связей между рынком образовательных услуг и рынком труда. К сожалению, нередко подготовка специалистов ПОО ведется в отрыве от потребностей производства. Рынок образовательных услуг нацелен как бы внутрь себя, ориентируясь в рыночных условиях в основном на запросы абитуриентов и их родителей, а не на потребности и запросы регионального рынка труда, позволяющие выпускнику после окончания колледжа или техникума успешно трудоустроиться.

Опросы выпускников, проводимых ПОО региона, показывают, что молодые люди, входящие в самостоятельную жизнь, оказываются часто в ситуации «функционально-смысловой неопределенности» (Г. Н. Прозументова). Большинству из них достаточно сложно выстроить собственную стратегию поведения на рынке труда, не имея навыков конструктивного решения проблем, связанных с выбором профессии и дальнейшим трудоустройством.

Мощное негативное воздействие на психологическое состояние выпускника ПОО оказывает и увеличение процента безработных, связанное в настоящий момент с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией Люди, которые не могут найти работу по специальности или вообще не находят ее длительное время, становятся подавленными, беспокойными, с пессимизмом смотрят в будущее. Выпускник ПОО, попадая в категорию клиента службы занятости, либо становится безработным с профессиональным образованием, либо соглашается на любую работу и пополняет ряды неквалифицированной рабочей силы, не имеющей перспектив профессионального роста. Нельзя не учитывать и то, что утрата человеком позитивных ориентиров в молодости приводит к негативным последствиям в зрелом возрасте (неудовлетворенность жизнью, ухудшение самочувствия, внутренние конфликты с самим собой, заболевания).

Сложности выработки навыков поведения на рынке труда заключаются еще и в том, что нынешнее поколение не может воспользоваться опытом своих родителей, живших в условиях гарантированной занятости. В ситуации, когда выпускник не может найти для себя подходящего варианта занятости, он вынужден соглашаться с предложением работодателя на неквалифицированный труд. В данном случае, потребности личности, связанные с социальным самоутверждением, уступают место стремлению заработать на жизнь и обеспечить удовлетворение физиологических нужд и безопасность. При оценке подобных процессов учитываются индивидуальные особенности человека, критериями достижения целей которого становятся самооценка, чувство самоуважения и удовлетворения личности.

В таких условиях «функционально-смысловой неопределенности» занятость человека необходимо рассматривать как процесс его активного взаимодействия со средой, а не пассивного приспособления к ней. Признание активного характера адаптации человека закономерно ставит вопрос о мере этой активности, ее границах. К сожалению, возможности приспособления человека к окружающей среде ограничены, так как с одной стороны, сказываются факторы, которые предопределяют протекание процесса адаптации молодого человека к рынку труда, а с другой стороны важное значение имеет активность самого человека, накопленный им опыт и профессиональные качества, умения и навыки. В нашем случае, есть еще и третья очень важная сторона, влияющая на процесс адаптации выпускника СПО на рынке труда – это потребность общества в той или иной профессии, специальности.

Учесть данный фактор востребованности общества в определенных профессиях в условиях регионального рынка труда, по нашему мнению, по силам новой инновационной структуре в системе СПО – центрам опережающей профессиональной подготовки (далее ЦОПП). ЦОПП Кемеровской области, открытый в 2019 г. на базе ГПОУ «Сибирский политехнический техникум» (далее ГПОУ СПТ) (г. Кемерово) ставит целью мобилизацию ресурсов региона для профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан» [1].

Смысл работы ЦОПП заключается в организации обучения (в том числе переход на новый уровень организации профориентационной работы среди школьников и обучение их первой профессии), повышения квалификации заинтересованных слушателей либо получения ими дополнительных профессиональных квалификаций [2].

Основные задачи, которые стоят перед коллективом ЦОПП:

  1. Создание системы опережающего профессионального обучения.
  2. Реализация краткосрочных программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
  3. Создание центров проведения демонстрационного экзамена.
  4. Проведение независимой оценки квалификаций.
  5. Подготовка кадров по направлениям ТОП-50 и ТОП-Регион.
  6. Развитие регионального экспертного сообщества по приоритетным направлениям подготовки кадров.
  7. Развитие движения «Молодые профессионалы» [1].

ЦОПП Кемеровской области, являясь структурным подразделением ГПОУ СПТ, решая поставленные задачи, ориентируется не только на контингент обучающихся учреждений СПО, но проводит обучение школьников 7-11-х классов «первой профессии», разрабатывает и реализует программы опережающей подготовки для незанятого населения, студентов вузов, лиц предпенсионного возраста, желающих освоить востребованную в регионе профессию. Разрабатываются и реализуются программы повышения квалификации, переобучения и переподготовки работающих граждан, желающих освоить смежную профессию или найти себя в новом виде профессиональной деятельности, гарантирующей трудоустройство и адаптацию на региональном рынке труда.

Апробация модели работы ЦОПП на базе ПОО позволяет определенным образом нивелировать влияние негативных факторов, в том числе связанных с проблемой адаптации выпускников к рынку труда за счет эффективной системы профессиональной подготовки и объединения на основе сетевого взаимодействия усилий всех профильных образовательных организаций, работодателей и бизнес-структур с целью реализации опережающего экономического развития базовых отраслей промышленности региона [3].

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что внедрение в профессиональных образовательных организациях модели опережающей профессиональной подготовки специалистов для экономики регионов соответствует требованиям инновационного производства. Формирование системы опережающей подготовки специалистов, основанной на кластерно-сетевых формах взаимодействия образовательных организаций и бизнес-структур, способствует появлению гибкой, подотчетной обществу системы профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития региона. Эффективное управление опережающей профессиональной подготовкой кадров позволяет увеличить количество обучившихся по программам опережающей профессиональной подготовки, трудоустроившихся после окончания обучения в ЦОПП.

Список литературы

  1. Концепция создания в Кемеровской области центра опережающей профессиональной подготовки [Текст]. / Утверждена распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 октября 2018 г. № 485-р.
  2. Лысенко, В. Г. Подготовка кадров в условиях центра опережающей профессиональной подготовки: задачи и условия [Текст]. / В. Г. Лысенко. // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2019. – № 4 (36). – С. 113-123.
  3. Лысенко, В. Г. Современные подходы к организации опережающей профессиональной подготовки специалистов для экономики регионов [Текст]. / В. Г. Лысенко. // Сибирский учитель, 2020. – № 4 (129). – С. 29-37.

Теги: среднее профессиональное образование, адаптация к рынку труда, готовность к обучению, готовность к переобучению, центр опережающей профессиональной подготовки

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация