Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ПАРТНЕРАМИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА

Автор: Е. П. Корнеев
Раздел: Образовательно-технологический кластер как основа опережающей подготовки специалистов для социально-экономического развития региона

УДК 377.5

Е. П. Корнеев

E. P. Korneev

Корнеев Евгений Павлович, директор, ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум», г. Новокузнецк, Россия.

Korneev Evgeny Pavlovich, Director, Kuznetsk Industrial Technical School, Novokuznetsk, Russia.

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ПАРТНЕРАМИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА

INTEGRATION OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION WITH PARTNERS IN THE CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL AND TECHNOLOGICAL CLUSTER

Аннотация. В статье актуализирована проблема развития системы непрерывного профессионального образования, решению которой способствует создание образовательно-технологического кластера, функционирующего на базе учреждения среднего профессионального образования.

Abstract. The article actualizes the problem of the development of the system of continuous professional education, the solution of which is facilitated by the creation of an educational and technological cluster operating on the basis of an institution of secondary vocational education.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессиональная образовательная организация, интеграция, модели партнерства.

Keywords: secondary vocational education, professional educational organization, integration, partnership models.

 

Проблема непрерывного профессионального образования, образования «на протяжении всей жизни» – актуальная проблема для всего современного общества. Она не имеет национальных границ, что выдвигает ее в разряд глобальных проблем. Эффективность функционирования образовательной организации в современных условиях «определяется первоочередными задачами развития системы непрерывного профессионального образования по решению ряда проблем:

  • незавершенность в определении и реализации системных связей между ступенями общего и профессионального образования;
  • межсистемная разбалансированность между ступенями профессионального образования;
  • отсутствие нового типа учебных планов и программ для обучения безработных граждан и незанятого населения, гибко реагирующих на потребности рынка труда» [1, с. 67].

Минимизации влияния вышеперечисленных проблем на систему профессионального образования, повышению качества профессиональной подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций (далее ПОО), способствует создание и развитие образовательных кластеров.

Формирующиеся модели кластеров отличаются значительным разнообразием, в том числе, и в использовании терминологии. В теории и практике формирования кластерного подхода встречаются такие термины, как «образовательный кластер», «профессионально-образовательный кластер», «производственно-образовательный кластер», «промышленно-образовательный кластер», «образовательно-производственный кластер», «отраслевой  образовательный кластер», «территориально-отраслевой образовательный кластер», «многоуровневый образовательный кластер  профессионального образования», «региональный профессионально-образовательный кластер», «научно-образовательный производственный кластер», «промышленно-научно-образовательный кластер», «инновационный кластер», «образовательно-отраслевой кластер» и др. [2, с. 6].

В качестве механизма для решения поставленных перед системой образования задач мы рассматриваем создание образовательно-технологических кластеров на базе профессиональных образовательных организаций, основанных на интеграции и взаимодействии с работодателями и социальными партнерами. Ядром образовательно-технологического кластера является ПОО, имеющая инновационный потенциал, позволяющий позиционировать себя как центр, способный усилить процессы интеграции инновационной активности в пределах определенных территорий.

В качестве предпосылок организации образовательно-технологического кластера рассматриваем:

  • наличие в регионе крупного отраслевого производственного комплекса, в ряде случае федеральной и / или региональной особой экономической зоны;
  • наличие активно развивающихся ассоциаций региональных работодателей;
  • наличие в региональной системе профессионального партнёрства опыта социального партнёрства с работодателями.

Продуктивность функционирования образовательно-технологического кластера для социально-экономического развития региона оценивается закреплением в рамках новой инновационной инфраструктуры технологий прогнозирования потребности в специалистах для региона, территории, города; созданием нормативной базы кластерного взаимодействия как формы социального партнерства; формированием социализирующей среды, максимально использующей потенциал (ресурс) социальных партнеров – участников образовательно-технологического кластера.

Для структуры образовательно-технологических кластеров характерна достаточно высокая степень территориальной связанности и ответственности его участников (социальных партнеров), с одной стороны, и достаточной мобильности в организации и соорганизации, – с другой.

Рассмотрим практические вопросы реализации модели взаимодействия профессиональной образовательной организации (ПОО) и предприятия в условиях образовательно-технологического кластера на примере учреждения среднего профессионального образования г. Новокузнецка: Государственного профессионального образовательного учреждения «Кузнецкий индустриальный техникум» (далее ГПОУ КИТ).

Техникум является ресурсным центром по подготовке специалистов металлургической отрасли (с 2012 г.) и региональной ведущей профессиональной организацией в области «Промышленные и инженерные технологии» (специализация «Машиностроение, управление сложными техническими процессами, обработка материалов») (с 2016 г.). В ГПОУ КИТ сложилась система управления ПОО, обеспечивающая эффективную работу коллектива. Заслуживает внимания рассмотрение выделенных коллективом приоритетов инновационной деятельности в рамках опытно-экспериментальной апробации модели образовательно-технологического кластера.

В частности, экспериментальная площадка ресурсного центра ГПОУ КИТ г. Новокузнецка по теме «Создание инновационной площадки по интеграции образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки специалистов среднего звена» обеспечивает решение следующих основных задач:

  • организация разработки концептуальных оснований непрерывного профессионального образования на основе компетентностно-ориентированного подхода:
  • определение требований к качеству учебно-программной документации (вариативный компонент ФГОС);
  • организация разработки регионально-компетентностной ОПОП с учетом дополнительных образовательных требований, заявленных работодателями отрасли и требований профессиональных стандартов;
  • разработка методических материалов по сопровождению интегрированных программ;
  • создание информационного банка данных по направлению интеграции;
  • обеспечение сбора и накопления информации в области интеграции;
  • проведение экспертизы учебных программ, проектов, методических рекомендаций;
  • подготовка к процедуре профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
  • оказание консультационных услуг [1].

Отдельно выделяются задачи сетевого взаимодействия ГПОУ КИТ по трем целевым группам: ПОО – ПОО; ПОО – предприятие; ПОО – школа. Основные задачи взаимодействия:

  • выявить объединяющую цель сетевого взаимодействия;
  • организовать различные уровни взаимодействия;
  • создать образовательную сеть, представляющую собой совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга;
  • разработать совместные, согласованные образовательные программы;
  • формировать единое информационное пространство;
  • заключить соглашение о сетевом взаимодействии;
  • удовлетворять запросы экономики в квалифицированных кадрах;
  • создать условия для совместного использования ресурсов сети (кадровых, информационных, технических) [1].

Партнеры ГПОУ КИТ – это учреждения высшего, общего и среднего профессионального образования, производственные предприятия. В списке партнеров такие предприятия как: АО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат», АО «Распадская угольная компания», АО «УК Сибирская», ОАО шахта Антоновская и др.

Социальное партнерство в локальных нормативных документах (планах работы, отчетах за учебный год) выделяется в отдельный блок, где, кроме вышеназванных параметров оценки взаимодействия: участие в материально-техническом оснащении Ресурсного центра (выделенные средства и предоставленное оборудование).

Формы сетевого взаимодействия и социального партнерства ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум» разнообразны. Техникум активно привлекает специалистов и руководителей структурных подразделений предприятий к участию в работе различных комиссий по защите отчетов о прохождении практик, курсовых и дипломных проектов. Установленные долгосрочные партнерские отношения позволяют осуществлять плодотворное взаимодействие при проведении профессиональных конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций различного уровня как для студентов техникума с привлечением работодателей в качестве экспертов и председателей жюри, так и для молодых специалистов предприятия с возможностью участия в качестве докладчиков».

Техникум на регулярной основе организует встречи студентов с потенциальными работодателями, на которых обучающиеся знакомятся с организациями, перспективами их развития, имеющимися вакансиями, программами стажировок и практик. В свою очередь, работодатели имеют возможность индивидуально обсуждать предложения о вакансиях и стажировках на базе своих организаций. Вопросы трудоустройства решаются в период практики.

АО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат», кроме того, создал участок Стажировки для обучающихся после прохождения ими сплошной и преддипломной практик до получения диплома. После получения диплома обучающиеся, проходившие оплачиваемую сплошную и преддипломную практики, переводятся на специально созданные временные рабочие места. Стажировки проходят до получения вакансии в штатном расписании. Организация также выплачивает стипендии имени Л. С. Климасенко отличникам учебы ежемесячно.

Таким образом, интеграция ПОО с партнерами по образовательно-технологическому кластеру позволяет повысить эффективность функционирования профессиональной образовательной организации: за счет организации профориентационной работы со школьниками провести качественный набор обучающихся, обеспечить выбор второй специальности для желающих, выпускникам техникума успешно трудоустроиться на работу, в том числе на предприятиях-партнерах.

Список литературы

  1. Отчетный лист ресурсного центра ПОО Кемеровской области ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум» [Электронный ресурс]. // БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА – Книги, издания, публикации. – URL : http://www.nauka.x-pdf.ru/17yuridicheskie/16654-1-otchetniy-list-resursnogo-centra-professionalnoy-obrazovatelnoy-organizacii-kemerovskoy-oblasti-gosudarstvennoe-obr.php. – Режим доступа : свободный.
  2. Синенко, В. Я. Образовательно-отраслевой кластер как инструмент профессиональной подготовки специалистов [Текст] / В. Я. Синенко, М. П. Пальянов, И. В. Сырмолотов, Р. Ф. Мукаев, О. А. Масюков, Н. В. Харина. // Сибирский учитель. – 2017. – № 2 (111) апрель. – С. 5-12. – 0,9 п.л. (в т.ч. авт. – 0,3 п.л.).

Теги: среднее профессиональное образование, профессиональная образовательная организация, интеграция, модели партнерства, secondary vocational education

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация