ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.3

19 января 2021 г.

Авторы: Маковей Софья Александровна

УДК 376.42

С. А. Маковей

S. A. Makovey

Маковей Софья Александровна, учитель-логопед, МКОУ «Специальная школа № 53», г. Новокузнецк, Россия.

Makovey Sofia Alexandrovna, speech therapist, «Special School No. 53», Novokuznetsk, Russia.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

THE USE DER FOR CORRECTION OF SPEECH DISTURBANCES IN LEARNERS WITH MENTAL DISABILITIES (INTELLECTUAL DISORDERS)

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности и преимущества использования цифровых образовательных технологий в процессе коррекции речевой деятельности. Проанализированы компьютерные комплексы, сайты и блоги, применяемые в логопедической работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями.

Abstract. The article discusses the possibilities and advantages of using digital educational technologies in the process of correcting speech activity. Analyzed a computer programs, websites and blogs used in speech therapy work with learners with intellectual disorders.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, ЦОР, логопедия.

Keywords: digital educational resources, DER, speech therapy.

 

11 февраля 2019 года на сайте Правительства России опубликован паспорт национального проекта «Образование» [20], состоящий из 10 федеральных проектов, одним из которых является проект «Цифровая образовательная среда (ЦОС)». Он направлен на создание к 2024 г. современной и безопасной ЦОС, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Наиболее перспективными являются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), под которыми понимается доступная в цифровом виде совокупность данных, используемая в учебной деятельности как единое целое.

В нашей работе мы опираемся на определение ЦОР, которое дала Л. И. Горохова, доктор педагогических наук [3]. Она определяет цифровые образовательные ресурсы - как представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Как отмечает М. В. Евдокимова в своей статье [4], внедрение ЦОР позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, в котором ученик становится активным субъектом, что и является огромным потенциалом игровых и образовательных возможностей, средством оптимизации процесса коррекции речи.

При работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями проявляются особенности в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, моторной сферы, пространственных представлений, процессе приема и переработки информации. Эти особенности развития проявляются через снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, психоэмоциональное состояние (пониженная работоспособность). Чтобы заинтересовать учащихся необходимо сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы коррекции речи, новые технологии. Использование ЦОР в коррекции речевых нарушений оптимизирует процесс подачи материала на логопедическом занятии, стимулируя детей к деятельности [2]. Результативность такой работы зависит от опыта учителя-логопеда, его понимания возможностей ЦОР и способности персонализировать работу с каждым ребенком в среде обучения, которая должна мотивировать к решению существующих проблем, а также способствовать формированию благоприятной психологической атмосферы, дающей ученику некоторую свободу в выборе форм и средств проведения образовательных мероприятий.

Так, можно выделить образовательные возможности ЦОР для учащегося [1]:

  • Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной.
  • Учащийся сам видит результат своей работы.
  • Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков.
  • Возникает стремление исправить увиденную ошибку.
  • Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала.
  • Учащийся осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы.
  • Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать.
  • У учащегося повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.

Достоинствами использования ЦОР учителем-логопедом в процессе коррекции речевой деятельности можно выделить сочетание системного, деятельностного и дифференцированного подходов; создание эффективной и гибкой системы поощрения обучающихся. Также, в процессе их применения сокращается время работы с бумажными носителями при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям; появляется возможность для создания базы данных и медиатеки, расширения спектра невербальных заданий, визуализации акустических характеристик звуков, дистанционного участия в интернет-конференциях, форумах и обучения на курсах повышения квалификации и т.д. Дополнительно оптимизируется работа с родителями обучающихся и педагогами школы.

Цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы на разных этапах логопедической работы. При диагностике могут выступить средством диагностического исследования, на подготовительном этапе – помочь при проведении артикуляционной гимнастики, развитии речевого дыхания, на этапе автоматизации и дифференциации – комплексом речевого материала, рекомендаций для родителей. Также ЦОР могут использоваться в организационном моменте, физкультминутках, подведении итогов, как информационно-обучающее пособие, а также для контроля усвоения материала учащимися.

На логопедических занятиях используются различные ЦОР. Это могут быть как готовые электронные ресурсы, разработанные компаниями или логопедами (компьютерные логопедические тренажеры и игры, электронные пособия, рассылки, логопедические порталы, логопедическая литература и др.), так и самостоятельно разработанные учителем-логопедом инструменты (презентации, речевые карты, пособия, диагностический материал, логопедические интернет-страницы и пр.)

Например, портал «Мерсибо» [18]. Его основа - развивающие игры для детей от двух лет, затрагивающие все стороны речи: звукопроизношение, связная речь, чтение, фонематический слух и др. Разработчики смогли совместить мотивационное и развивающее направления игр, обращая внимание на персонажей и сюжет, учащийся включается в процесс речевой коррекции. Авторы программы учли возможность адаптации игр для детей с интеллектуальными нарушениями через настройки продолжительности, скорости и сложности. Также в общем доступе находятся пособия по автоматизации звуков, по работе над грамматическими категориями, лексическими темами, звуковому анализу слов и др. Специалистами данного портала разработана программа по созданию своих пособий – «Конструктор картинок», и конструктор для создания индивидуального образовательного маршрута и программ для дошкольников с ОВЗ. Также, для педагогов организуются вебинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Сайт детских компьютерных игр «Логозаврия» [11] («Уроки Мудрой Совы», «Учимся с Логошей»). На сайте представлены игры для обучения и развития детей от 3 до 12 лет, включающие в себя дидактические и развивающие компьютерные игры, методические программы и пособия для дошкольников и младших школьников. Так, размещено более 1000 флеш-игр, которые учитывают возрастные особенности психического развития детей и разделены на возрастные категории и темы и представлены в нескольких уровнях сложности.

Первая версия программно-аппаратного комплекса «Дельфа-142» [23] представляет под собой тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей и взрослых. В новой версии «Дельфа-142.1» область речевой коррекции расширилась, теперь данный комплекс позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста (от коррекции речевого дыхания до лексико-грамматической стороны речи). Часто программа используется специалистами как часть в системе коррекционной работы по различным направлениям. На начальных этапах коррекции звуковой стороны речи используется раздел «Звук», включающий 19 упражнений, направленных на коррекцию речевого дыхания, темпа, ритма речи, голоса, звукопроизношения, устранения призвуков. На этапе освоения грамоты, при формировании навыков звукового анализа и синтеза, первоначального навыка правильного чтения и профилактики дисграфии применяются разделы «Буква», «Слог», «Слово». Работа над лексико-грамматической стороной речи, тренировочные упражнения в установлении смысловых связей между словами в предложении проводятся с помощью разделов «Работа над словом» и «Предложение». Преимущества программы «Дэльфа»-142.1 состоят в возможности коррекции как устной, так и письменной речи, развития восприятия, внимания, памяти. Тренажер позволяет многократно дублировать необходимый тип упражнения, использовать различный стимульный материал, выбирать уровень сложности задания, составлять и использовать собственный словарь в процессе логопедической работы.

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь III» [9] является разработкой фирмы IBM. Он предназначен для коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Включенные в комплект 14 модулей программы позволяют работать как с младшими, так и со старшими школьниками. Модули направлены на работу над речевым выдохом, громкостью речевой активности, голосовыми включениями в речевых упражнениях, слоговой структурой слова, тембральными характеристиками голоса, отработкой от одной до четырех фонем и звуков, над дифференциацией смешиваемых в произношении фонем, организацией вокальных упражнений. Идея визуального контроля речи и игровой принцип работы позволяет в несколько раз ускорить работу по формированию речевых навыков. В каждом из игровых модулей программы имеется по 4 различных анимационных заставки, что исключает эффект пресыщения в работе с учащегося и способствует высокой мотивационной готовности к занятиям.

Программно-методический комплекс «Игры для Тигры» [6] построен на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, и т.д. Данная программа включает в себя более 50 упражнений с разными уровнями сложности, которые объединены тематически в 4 блока: «Просодика», «Звукопроизношение», «Фонематика» и «Лексика». Так, блок «Просодика» направлен на развитие просодических характеристик речи, при этом речевая активность фиксируется микрофоном и представляется на мониторе мультипликационными образами. Блок «Звукопроизношение» способствует проведению коррекционной работы по преодолению дефектов звукопроизношения. Блок «Фонематика» включает разнообразные упражнения по развитию фонематических процессов. Блок «Лексика» направлен на преодоление нарушений языкового развития: расширение объема словаря, формирование грамматического значения слова. Благодаря возрастающей сложности упражнений, появляется возможность выбора заданий, соответствующих реальному уровню развития учащегося и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно» [22] предназначена для использования в работе с младшими школьниками в качестве пособия по речевому развитию, обучению чтению, а также для коррекционно-развивающей работы по коррекции нарушений речи. Игра состоит из следующих модулей: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи. Данные модули помогают закреплять и развивать речь учащегося на всех этапах ее развития: от узнавания звуков окружающего мира, до обучения правильному произношению звуков русского языка и развития связной речи. Игровые задания направлены на формирование слухового восприятия, развития навыков правильного произношения звуков русского языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения.

Развивающая компьютерная программа «Мир за твоим окном» [10] посвящена теме «Времена года». Данная программа была разработана для детей с особенностями в развитии. Она состоит из пяти частей: «Времена года», «Погода», «Одежда», «Рассказы о временах года», «Календарь». Названия частей в основном меню отражают лишь тематический материал, при этом у каждой части свои задачи в области развития и обучения ребенка, которые помогут формировать у учащихся умения вычленять из текста прямые и косвенные, явные и неявные характеристики сезонов года; суммировать информацию, извлеченную из разных частей текста; сопоставлять противоречивые характеристики и отделять существенное от второстепенного; понимать фразу в разных контекстах; строить по ходу чтения гипотезы о временном контексте описанных в тексте событий, обоснованно менять ее по ходу чтения и аргументировать финальный вывод.

Анализируя задания в данных ЦОР, можно выделить следующие ресурсы, на которых они представлены и различные направления логопедической работы:

  • Коррекция речевого дыхания, темпа и ритма («Мерсибо», «Дельфа-142.1», «Видимая речь III», «Игры для Тигры»).
  • Автоматизация звуков («Мерсибо», «Дельфа-142.1», «Видимая речь III», «Игры для Тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно»).
  • Формирование слоговой структуры слова («Дельфа-142.1», «Видимая речь III», «Развитие речи. Учимся говорить правильно»).
  • Дифференциация звуков («Мерсибо», «Дельфа-142.1», «Видимая речь III»).
  • Развитие фонематического слуха («Мерсибо», «Дельфа-142.1», «Видимая речь III», «Игры для Тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно»).
  • Формирование лексико-грамматического строя речи («Мерсибо», «Дельфа-142.1», «Видимая речь III», «Игры для Тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно»).
  • Обогащение словарного запаса («Логозаврия», «Игры для Тигры», «Мир за твоим окном»).
  • Развитие связной речи («Мерсибо», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Мир за твоим окном»).
  • Развитие навыка чтения («Мерсибо», «Логозаврия», «Дельфа-142.1», «Мир за твоим окном»).
  • Коррекция дисграфии («Логозаврия», «Дельфа-142.1»).

Следует отметить, что данные цифровые ресурсы имеют ограниченный запас речевого материала и направления работы, поэтому для пополнения методической базы учителя-логопеда важными являются: цифровые ресурсы, основу которых составляют различные тематические материалы (shop.amelica.com, mama-print.ru, oxymaxplayroom.com и др.); персональные блоги и сайты логопедов в социальных сетях, на которых размещаются пособия, материалы и статьи, личный опыт педагогов («Занятия Коняхиной» [5], «КЛогопеду» [8], «Логопед Шаргина» [17], «Логопед Елена Бежан» [14], «Логопед Иванова Мария» [15], «Логопед Тарасова Олеся» [16], «Логопед Борисова» [13], «Практикующий логопед» [21]); педагогические и логопедические сайты, порталы и форумы (Открытый урок [19], Инфоурок [7], Логопед.ру [12], и др.).

Все вышеназванные цифровые образовательные ресурсы являются эффективным средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающую деятельность и оптимизировать деятельность учителя-логопеда, адаптировать и подобрать задания необходимого уровня сложности. Так ЦОР позволяют разнообразить процесс коррекции звукопроизношения, повысить интерес к занятиям у детей с интеллектуальными нарушениями, расширить знания учителя-логопеда. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали цифровые ресурсы, их цель дополнить, а не заменить коммуникативную деятельность педагога с учащимся. Внедрение ЦОР в коррекционную деятельность учителя-логопеда позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы речевой коррекции с новыми, оптимизируя рабочий процесс учителя-логопеда и процесс коррекции речевых нарушений школьников с интеллектуальными нарушениями.

Список литературы

  1. Абрамова, Л. И. Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда [Электронный ресурс]. / Л. И. Абрамова. – URL : https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/504930 (дата обращения : 24.11.2020).
  2. Азарина, Е. Л. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида [Текст]. / Е. Л. Азарина. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. Конф (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа : Лайм, 2013. – VIII. – 238 с.
  3. Горохова, Л. И. Применение цифровых образовательных ресурсов. Фестиваль педагогических идей 2006-2007 [Электронный ресурс]. / Л. И. Горохова. – URL : http://festival.1september.ru/articles/411543/ (дата обращения : 24.11.2020).
  4. Евдокимова, М. В. Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. / М. В. Евдокимова. – URL : http://logoportal.ru/10252.html (дата обращения : 24.11.2020).
  5. «Занятия Коняхиной» [Электронный ресурс]. – URL : https://vk.com/club152635295 (дата обращения : 24.11.2020).
  6. Игры для тигры [Электронный ресурс] : Электронный практический курс. – Москва : ООО «Новый Диск», 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  7. Инфоурок [Электронный ресурс]. – URL : https://infourok.ru/ (дата обращения : 24.11.2020).
  8. «КЛогопеду» [Электронный ресурс]. – URL : https://vk.com/k_logopedy (дата обращения : 24.11.2020).
  9. Королевская, Т. К. «Видимая речь III», «Программно-аппаратный комплекс», «SET» [Текст] / Т. К. Королевская, О. В. Стрелкова, А. А. Филипович. – Минск, 2008.
  10. Кукушкина, О. И. Мир за твоим окном [Электронный ресурс]: специализированная обучающая компьютерная программа / О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова. – М. : Полиграф сервис, 1996. – 1 CD-ROM.
  11. Логозаврия [Электронный ресурс]. – URL : http://www.logozavr.ru/ (дата обращения : 24.11.2020).
  12. Логопед.ру [Электронный ресурс]. – URL : https://www.logoped.ru/ (дата обращения : 24.11.2020).
  13. «Логопед Борисова» [Электронный ресурс]. – URL : https://www.instagram.com/logoped_borisova/ (дата обращения : 24.11.2020).
  14. «Логопед Елена Бежан» [Электронный ресурс]. – URL : https://www.instagram.com/lenalogoped/ (дата обращения : 24.11.2020).
  15. «Логопед Иванова Мария» [Электронный ресурс]. – URL :https://www.instagram.com/masha_logoped/ (дата обращения : 24.11.2020).
  16. «Логопед Тарасова Олеся» [Электронный ресурс]. – URL : https://www.instagram.com/lesya_logoped/ (дата обращения : 24.11.2020).
  17. «Логопед Шаргина» [Электронный ресурс]. – URL : https://www.instagram.com/logoped_shargina/ (дата обращения : 24.11.2020).
  18. Мерсибо [Электронный ресурс]. – URL : https://mersibo.ru (дата обращения : 24.11.2020).
  19. Открытый урок [Электронный ресурс]. – URL :  https://urok.1sept.ru/ (дата обращения : 24.11.2020).
  20. Паспорт национального проекта «Обазование» от 24 декабря 2018 г. – № 16 [Электронный ресурс]. – URL : http://government.ru/info/35566/ (дата обращения : 24.11.2020 г.)
  21. «Практикующий логопед» [Электронный ресурс]. – URL : https://vk.com/praktikuiushchii_logoped (дата обращения : 24.11.2020).
  22. Развитие речи. Учимся говорить правильно. [Электронный ресурс]: Электронный практический курс. – Москва : ООО «Новый Диск», 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  23. Шишова, Т. В. Использование логопедического тренажёра «Дельфа-142» при коррекции нарушений речи у старших дошкольников с дизартрией [Текст] / Т. В. Шишова. // Образование и наука, 2011. – № 7(86). – С. 118-126.
PDF