ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИТОГОВОГО ПРОЕКТА

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.3

19 января 2021 г.

Авторы: Григорьева Ольга Викторовна , Ефимова Надежда Николаевна , Киселева Юлия Сергеевна

УДК 004

О. В. Григорьева, Н. Н. Ефимова, Ю. С. Киселева

O. V. Grigorieva, N. N. Efimova, Y. S. Kiseleva

Григорьева Ольга Викторовна, учитель английского языка, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97», г. Новокузнецка, Россия.
Ефимова Надежда Николаевна, учитель русского языка, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97», г. Новокузнецка, Россия.
Киселева Юлия Сергеевна, учитель английского языка, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97», г. Новокузнецка, Россия.

Grigorieva Olga Viktorovna, teacher of English, MBOU «Secondary School No. 97», Novokuznetsk, Russia.
Efimova Nadezhda Nikolaevna, teacher of the Russian language, MBOU «Secondary School No. 97», Novokuznetsk, Russia.
Kiseleva Yulia Sergeevna, teacher of English, MBOU «Secondary School No. 97», Novokuznetsk, Russia.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИТОГОВОГО ПРОЕКТА

THE USE OF COACH TECHNOLOGIES IN THE PREPARATION OF AN INDIVIDUAL FINAL PROJECT

 

Аннотация. Использование коуч-техник при подготовке индивидуальных итоговых проектов позволяет создать систему научно-методического обеспечения для практической реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательном процессе как средства формирования метапредметных компетентностей обучающихся. Эффективность реализации проекта может оцениваться повышением количества индивидуальных достижений обучающихся, повышением степени социальной удовлетворенности образовательным процессом со стороны обучающихся и их родителей, а также уровнем социально-культурного развития школьников.

Abstract. The use of a coach-technique in the preparation of individual final projects allows to create a system of scientific and methodological support for the practical implementation of educational, research and project activities in the educational process as a means of forming meta-subject competencies of students. The effectiveness of the project can be assessed by an increase in the number of individual achievements of students, an increase in the degree of social satisfaction with the educational process on the part of students and their parents, as well as the level of social and cultural development of students.

Ключевые слова: проект, индивидуальный проект, коуч, коучинговый подход, коуч-технологии.

Keywords: project, final individual project, coach, coaching approach, coach technologies.

 

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе новых форм развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. В соответствии с кардинальным изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося, активно разрабатываются и внедряются в школьную практику инновационные модели образования. Обновление образовательного процесса происходит на основе инновационных технологий личностно-ориентированного и персонифицированного обучения [5, c. 107].

Концепции современного образования максимально соответствует коучинговый подход как эффективная, апробированная на практике система развивающего взаимодействия, а использование коучинговых навыков органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя [1, c. 17].

В рамках реализации ФГОС проектная деятельность является обязательной для обучающихся средней и старшей школы. Включение в проектную деятельность обеспечивает достижение обучающимися метапредметных планируемых результатов в процессе урочной и внеурочной деятельности. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ [3, c. 89].

В организации проектной и исследовательской деятельности важнейшую роль играет использование коуч-технологий. Коучинг – это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Он опирается не на знание, опыт, мудрость или предвидение коуча, а в большей степени – на способность человека учиться самому и действовать творчески. Применение коучинга в проектной деятельности в полной мере способствует формированию всех УУД [4, c. 87].

Использование коуч-технологий позволит организовать поддержку учащихся при подготовке и защите ИИП. Создание творческой, развивающей среды, способствующей формированию у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности c помощью инструментов коучинга, способствует развитию личностных качеств обучающихся посредствам формирования ключевых компетенций [2, c. 41].

В рамках работы над индивидуальным итоговым проектом разработаны и апробированы на практике следующие методические материалы:

  1. Педагогический проект «Партнерство школы и родителей в проектной и исследовательской деятельности».
  2. Программа «Мир исследований. Мир открытий».
  3. Программа «Учимся работать над проектами».
  4. Дневник проектной деятельности.
  5. Шаблон для ИИП.
  6. Положение об ИИП обучающихся 9 классов.

Для успешной реализации программ курсов были разработаны учебные пособие для сопровождения ученика в проектной деятельности. Остановимся на самом ярком нашем продукте-это рабочая тетрадь «Проектируй будущее» с использованием коуч-техник. Тетрадь включает в себя четыре блока из пяти.

  1. Начинаем думать вместе!
  2. Продолжаем думать вместе!
  3. Планируем свою работу!
  4. Поиск! Поиск!
  5. Готовимся к презентации темы!

Первые 4 блока помогают осознать и почувствовать что такое проект, а также определиться с темой и проработать ее. Данная тетрадь делает путь вхождения в проектную деятельность легче. Особенно ценным является блок

В пятом блоке: «Готовимся к презентации темы!» школьник презентует тему остальным ребятам и после получает ряд вопросов от них. В результате ответов на вопросы ученик понимает, стоит ли продолжать этот проект, или видит его новые стороны.

В 2019-2020 учебном году под руководством педагогов учащимися были реализованы следующие проекты:

  • туристический маршрут «Там, где рождаются облака»;
  • «Мой родной край»;
  • «Малахитовое яйцо»;
  • «Газировка»;
  • «Химия и косметика»;
  • «Пластиковая посуда»;
  • «Подарок детям»;
  • «На Луне в кругу друзей»;
  • «Морской мусор».

Результаты деятельности школьников оформлены в школьных сборниках и представленных на муниципальных педагогических форумах:

  1. Сборник проектных работ к учительскому проекту «Партнерство школы и родителей в проектной и исследовательской деятельности».
  2. Сборник проектов «Интеграция урочной и внеурочной деятельности».

Созданы видеоотчёты по ряду выполненных проектов, которые выложены на школьный сайт и могут быть использованы, как методическая помощь для приступающих к проектной деятельности.

Общие выводы об итогах реализации проекта:

  • все запланированные мероприятия реализованы;
  • проведенная работа выполнена в соответствии с планом, сделана качественно;
  • мониторинг процесса и динамики результатов работы свидетельствуют о результативной защите индивидуального итогового проекта.

Список литературы

  1. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст]. / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. В. Обухов, Л. Ф. Фомина. // Исследовательская работа школьников, 2001. – № 1.
  2. Вохменцева, Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст]. / Е. А. Вохменцева. // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 58-65.
  3. Леонтович, А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст]. / А. В. Леонтович. // Школ. технологии, 2001. – № 5. – C. 146-149.
  4. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст]. / А. В. Хуторской. // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М. : ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
  5. Хуторской, А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие [Текст]. / А. В. Хуторской. – М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 63 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).
PDF